Часть 3 Познание развития и развивающихся объектов Глава 8. Научная система познания процессов развития и развивающихся объектов

§52. За период XIX-ХХ веков идея развития утвердилась как органический и важнейший концепт науки и реализовалась во множестве естественных наук (разделах естественных наук) — в астрономии, космологии, физике космоса, геологии, географии, археологии и других науках о Земле и истории планеты, биологии (включая биофизику, биохимию, генетику, происхождение жизни на Земле, палеонтологию, учения об онтогенезе, филогенезе, антропогенезе, биогеоценозах (экосистемах), биосфере).

Все науки данной группы подобны во всех отношениях: в онтологии они а) предполагают развитие, включают его в собственные научные конструкции в качестве базового положения и вводят его в поле исследуемых проблем, б) на современном этапе научной эволюции это уже не просто и не только специализированные разделы наук и направления исследований, но и компоненты объяснительных конструкций, позволяющие глубже познавать сущее и могущее быть бытие через генезис, происхождение, предшествующую историю развивающихся объектов, в) допускают и доказывают наличие двух типов развития — исторического развития и индивидуального развития (как развития конкретного существующего объекта), г) исходят из и нацелены на исследование природной детерминации процессов развития, д) траекторию развития представляют в виде линейно-древовидного типа; в гносеологии и методологии: е) ориентированы на фундаментальные исследования, выявление эволюции структуры, причин и движущих сил, законов и закономерностей и т.д. с последующим (возможным, широким) прикладным применением, ж) опираются на теорию и эмпирию с различным их соотношением (в зависимости от исследуемых объектов) — в одних доминируют теоретические методы и модели, в других — эмпирические, з) теоретические конструкции и методы в основном имеют классический характер, и) организация науки и системы знаний также носит преимущественно классический характер, к) основываются на творческом развивающемся потенциале познающего и действующего человека; в аксиологии: л) ориентированы на ценность научного познания и знания, м) являются достаточно однообразно трактуемыми базовыми компонентами различных ценностно-идеологических построений — светского европейского просвещенческого и некоторых видов религиозных (иудаизм, христианство, ислам) мировоззрений, в связи с чем в настоящий период в сильной степени деидеологизированы, н) являются базовыми для смыслополагания и формирования экзистенциальных смыслов значительной части населения планеты, что означает доминирование диалектического подхода, о) однако для не менее значительной части населения это знание мировоззренчески не укоренено, в связи с чем п) эти знания требуют активной целенаправленной пропаганды через систему образования, публицистическую деятельность, каналы массового информационного воздействия (СМИ, Интернет) в планетарном сообществе.

Примечание 1. В космологии, физике космоса, связанных с ними разделах других наук доминирует концепция «большого взрыва», предполагающего начало образования Метагалактики с последующим разбеганием вещественно-энергетических продуктов в пространстве, эволюционное формирование современного состояния Метагалактики, затем наступление момента, когда начинается ее сжатие и постепенное схлопывание в «точку», и этот процесс может повторяться. Объяснения носят предельно научный, детерминистский характер. В познании используются классические научные методы, базирующиеся на эмпирических данных, гипотетико-дедуктивном подходе, теоретических моделях. Кроме того, осуществляются и планируются реальные и мысленные (в том числе компьютерные) эксперименты по моделированию состояния на различных этапах эволюции Метагалактики, исследованию закономерностей различных аспектов ее возникновения и эволюции (в том числе на коллайдере). Одной из сложных остается проблема «темной материи», подходы к исследованию которой, тем не менее, также носят научный характер. В последние годы наблюдается активизация воздействия на общественное сознание научных знаний в этой сфере, в особенности посредством ТВ, компьютерных средств визуализации.

Таким образом, в исследовании эволюции Метагалактики безусловно доминируют рационально-научное объяснение и классическая методология, в том числе и в особенности в исследовании и объяснении эволюции строения Метагалактики, системы детерминации эволюции, характера закономерностей, траектории эволюции, различных ее этапов, включая формирование звездных систем и планетарных образований, включая возникновение солнечной системы и планеты Земля.

Примечание 2. Это полностью относится к исследованию геологической эволюции планеты, которая предстает как органическая часть процесса эволюции солнечной системы в рамках нашей Галактики (см. Идея развития в геологии: вещественный и структурный аспекты. Сборник научных трудов. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990).

Источники энергии эволюции планеты (литосферы — в основном эндогенные источники энергии (Земли), биосферы — за счет фотосинтеза и сопряженных с ним процессом за счет экзогенного источника энергии (Солнца)) (Голубев В.С. Сопряженные процессы и эволюция// Идея развития в геологии. С. 6.2);

эволюции вещества; эволюция геохимических систем; формирование подземной гидросферы; развитие минеральных систем; геологическая история литосферы; эволюция земной коры; эволюция геологических процессов, приведших к возникновению жизни; методологические аспекты различных направлений исследований в геологии и многое другое (приведенный перечень — лишь некоторые наиболее яркие аспекты геологической эволюции, рассматриваемые авторами в сборнике: Идея развития в геологии). В геологии существует большое количество эмпирических фактов эволюции планеты и теоретические модели, осуществляется активное взаимодействие с другими науками (математика, химия, физика и т.д.) и метанауками (теорией систем, синергетикой).

Важной представляется констатация специалистов о взаимосвязи фундаментальных и прикладных аспектов геологии: «Необходимость изучения прошлого определяется не только познавательными интересами, но в первую очередь диктуется основной целью геологии — целью открытия месторождений полезных ископаемых» (Афанасьев В.П. Развитие минеральных систем как основа поисковой минералогии// Идея развития в геологии. С. 87).

Особенно примечательно то, что в геологии сформирован подход, направленный на выделение элементарных фрагментов геохимических систем, единичных изменений, элементарных участков взаимодействия, то есть, конкретных развивающихся объектов и процессов посредством взаимодействия. Эта модель позволяет утверждать, что «эволюция геохимических систем является эволюцией элементарных участков взаимодействия при более или менее постоянной базисной реакции», вводить в теорию концепт «эволюционных превращений фрагмента» как базовой объяснительной конструкции. В итоге это приводит к выводу, что «в принципе обратная связь и отбор наиболее активных фрагментов для дальнейшего прохождения потоков энергии-вещества и благодаря этому дальнейших эволюционных преобразований и являются механизмом эволюции» (Булкин Г.А. Модель эволюции геохимических систем// Идея развития в геологии. С.222).

В другой модели, также основанной на модели индивида, в качестве «универсального индивида любой новообразуемой горной породы» оказывается «слой». Этот подход позволяет выделять минеральные, горно-породные и другие геологические индивиды и видовые (квазивидовые) группы, которые «можно использовать в качестве базовых единиц при исследовании геологической эволюции, подобно тому, как биологические виды и индивиды используются для изучения биологической эволюции» (Белоусов А.Ф. Проблема вызревания литосферного профиля// Идея развития в геологии. С. 30-313). Этими конкретно-научными моделями еще раз подтверждается продуктивность предлагаемого в работе общего подхода к пониманию развития.

Примечание 3. Возникновение и эволюция жизни на Земле, истоки и причины появления различных, в том числе высших форм жизни и разума на планете — одна из ключевых мировоззренческих и потому научных проблем. В этой группе научных направлений также безусловно доминирует концепция естественного возникновения жизни на планете и ее эволюции. И хотя моменты возникновения и полные эволюционные цепочки многих биологических видов, в том числе человека, пока эмпирически вполне достоверно не установлены, это все же не является аргументом против естественной эволюции как глобальной теоретической модели и потому научные поиски продолжаются именно в рамках данной парадигмы. Это многомерное поле проблем, некоторые наиболее принципиальные из которых таковы.

Существует два принципиально различных подхода к возникновения нового и его эволюции на планете Земля — естественное возникновение в ходе природных процессов и человеческой деятельности и созданное сверхъестественной силой. Наука пока действительно не располагает достаточными данными для обоснованного утверждения о характере и природе процессов возникновения, этапах эволюции конкретных видов, полных эволюционных рядах и всех звеньях эволюции жизни на планете, в том числе появления разумных форм жизни. Это является питательной почвой для рождения различных ненаучных (в том числе религиозных) версий и спекуляций. Однако развитие научного знания постоянно дает все новые аргументы, позволяет осуществить новые шаги в познании этого. И научное сообщество должно руководствоваться «философской верой» (К. Ясперс) в человеческий разум, потенциал его саморазвития и развития науки.

Кроме того, в распоряжении человека появляется все больше аргументов в пользу того, что наука может овладеть способами формирования новых форм жизни, осуществления частично контролируемой человеком эволюции различных развивающихся объектов. Эта постоянно прирастающая уверенность и связанные с нею надежды в определенной степени компенсируют временные неудачи, в том числе ретроспективных исследований эволюции (палеонтологические изыскания, попытки искусственного воспроизводства происхождения жизни (эксперименты, начиная с А.И. Опарина, современные исследования), а также опыты по воссозданию тех или иных элементарных актов совершившейся эволюции методами генной инженерии, биологической селекции и т.д.

Все другие обсуждаемые научные и ненаучные версии возникновения жизни и разума на планете Земля являются лишь вариантами либо конкретизацией естественного либо сверхъестественного подходов — генные мутации, естественный отбор, искусственная селекция, панспермия, внеземные или «параллельные» миры и т.д. Причем, версия об инопланетном происхождении жизни и разума также не решает проблемы происхождения первичных форм жизни и разума, а лишь переносит поиск ее решения на иные планеты — т.к. коль скоро есть вторичные формы, гипотетическими создаваемые (перенесенными с других планет) первичными формами, то проблема причин возникновения первичных форм остается. Существует также два принципиально различных типа возникновения нового и его эволюции на планете Земля — естественно возникшее в ходе природных процессов и искусственно созданное человеком.

Следующий важный момент — соотношение теории и эмпирии (как познания и как знания), их соотношение в различных науках и областях познания эволюции, изменение соотношения в зависимости от объекта исследования по ходу развития наук, а также в зависимости от исследуемого этапа развития, изменения законов взаимодействия и развития, темпов развития во времени.

Наиболее важные эмпирические факты биологической эволюции:

1. Изменчивость видов и генетические основания изменчивости (а) найденные останки древних видов, б) вариации одного вида в одном поколении, в) выявленные генетические механизмы изменчивости и вариабельности и т.д.).

2. Популяционные волны (колебания численности популяций).

3. Факты внутрипопуляционного взаимодействия.

4. Факты межпопуляционного взаимодействия внутри биогеоценоза, включая трофические цепочки.

5. Факты взаимовлияния живого и неживого (воздействие на эволюцию живого и его видов со стороны Солнца, Луны, комет и метеоритов, других космических объектов, космических излучений, воздействие геофизических и биосферных процессов, экосистем, климата и т.д., воздействие на планетарные процессы со стороны живого и разумного). Основания этих исследований заложены в трудах В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского.

6. Факты отбора (история наблюдений, эксперименты, естественный и искусственный отбор (селекция)).

7. Факт появления более сложных форм (особенно в палеонтологии).

8. Различные влияния разных факторов в разные эпохи, в том числе превращение живого в геологическую силу планеты (В.И. Вернадский).

Теория: Наиболее важные достижения теории и методологии, ожидания от них следующих научно обоснованных возможностей:

1. Формулировка и доказательство идеи и принципа развития.

2. Формулировка понятия развития, формирование концепции развития.

3. Формулировка законов развития.

4. Выявление механизмов индивидуального и исторического развития, включая естественных отбор.

5. Выявление факторов и причин развития (в том числе конкретных объектов и типов объектов), всего причинного комплекса детерминации развития, то есть движущих сил развития и направляющих сил развития, включая технологии.

6. Выявление форм организации процессов развития, направлений и трендов развития, траекторий развития.

7. В границах научных возможностей предвидеть различные стороны процессов развития, будущие состояния объектов. Концепции развития в биологии, включая различные ее разделы, подробно исследована в работе: Селиванов А.И. Гносеологические и логико-методологические особенности исследования развивающихся систем. Дисс. …к.филос.н. Уфа, 1989.

Важные результаты исследований в эволюционной биологии получены в отношении антропогенеза. Так, происхождение и эволюция человека как биологического вида согласно представлениям современной науки содержит все свойства биологической эволюции в целом. Основным преимуществом некоторых видов человека становится характер интеллекта, способность к определенным видам труда и социальной коммуникации, характер общежития, способы выживания в конкурентной агрессивной среде. Эволюционный отбор позволил выделить и сохранить из нескольких разновидностей человеческого рода вид homo sapiens. Его эволюция в современную эпоху справедливо определяется как создавшая ноосферу на планете Земля (В.И. Вернадский), вступления в эпоху «общества знания» (информационного общества) и дальнейшее развитие человечества по пути все большего усиления его потенциала, в том числе посредством активизации различных социокультурных моделей. Значительны успехи биологии и в исследовании закономерностей онтогенеза.

Примечание 4. Чрезвычайно широк и важен спектр прикладных наук о планете (океанология, водные ресурсы и водное хозяйство, метеорология, геодезия и картография, прикладные аспекты геологии, геофизики, геохимии, геологоразведка и т.д.). Они опираются на фундаментальные науки, находятся в парадигме развития, используют ее как общую методологическую базу. Однако существенно менее развит собственный научный аппарат исследования развивающихся объектов.

Примечание 5. Не менее важны прикладные науки о живой природе — почвоведение, сельскохозяйственные науки (почвоведение, растениеводство, животноводство, рыбоводство, биохимия, агротехника и другие), экология (и системы очистки). Они также опираются на фундаментальные науки, находятся в парадигме развития, используют ее как общую методологическую базу. В них также существенно менее развит собственный научный аппарат исследования развивающихся объектов.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля