Создателям картины про лопоухого зверька удалось объединить сразу три поколения жителей страны, сделав их более понятными и близкими друг другу. До сих пор в России такое не удавалось никому
На Старый новый год фильм “Чебурашка” стал рекордсменом отечественного проката, собрав за праздничные и последующие дни 3,52 млрд рублей. На то, чтобы обойти прежнего лидера, возглавлявшего рейтинг с 2009 года, – первую часть кэмероновского “Аватара”, семейной комедии режиссера Дмитрия Дьяченко понадобилось менее двух недель. И это тоже рекорд. Ранее сместить голливудский блокбастер с пьедестала пытались спортивная драма “Движение вверх” и рассказ о перевоспитании “золотой молодежи” “Холоп”, но не преуспели. То, что не получилось у них, легко удалось “Чебурашке”, и теперь топ российского кинопроката возглавляет фильм, снятый в России, как и должно быть в стране с развитыми кинематографическими традициями. И хотя недоброжелатели и диванные “эксперты” упирают на то, что успех картине про ушастого говорящего зверька обеспечило главным образом отсутствие западных конкурентов, представляется, что основная причина в другом. Авторам проекта удалось охватить все возрастные категории, сделав кино, где и люди, выросшие в СССР, и их дети и внуки нашли что-то для себя, и стали ближе друг другу. А это сегодня дорогого стоит…
Современные отечественные режиссеры не в первый раз пытаются обратиться к советской киноклассике. Однако до сих пор попытки переснять хиты прошлых лет заканчивались, мягко говоря, неудачно, вызывая гнев старшего поколения и непонимание у молодёжи.
Надо полагать, создатели “Чебурашки” учли этот негативный опыт, отказавшись от лобового копирования сюжета как книг Эдуарда Успенского, так и мультипликационной тетралогии Романа Кочанова, позаимствовав из последней только визуальный образ заглавного героя, созданный ушедшим из жизни в прошлом году художником Леонидом Шварцманом.
Место действия из столиц перенеслось на морское побережье в Сочи, Гена из крокодила превратился в работника дендропарка – нелюдимого мизантропа-аккуратиста, отягощенного комплексом вины перед брошенной им много лет назад дочерью, вредная старуха Шапокляк трансформировалась во всесильную властную кондитерскую магнатку, а крыса Лариска – в ее верного подручного, готового на любую подлость по приказу хозяйки. Изменился и характер Чебурашки – он стал более активным и подвижным, а заодно приобрел зубы и задатки вундеркинда.
Такой подход позволил избежать прямых ассоциаций с советскими оригиналами, в то же время сохранив с ними связь, и развязал руки авторам, сочинившим новую историю про “невиданного науке зверя” и его новых друзей.
При желании в фильме даже можно разглядеть фигу в адрес Запада с его мнимой толерантностью и тотальной русофобией. Жестко преследуемый на родине умный зверёк с повышенным IQ социализируется, самоидентифицируется, обретает семью, друзей и смысл существования именно в России, становясь русским – не в смысле национальности, а по духу. И не зря картину так резво захейтили в Незалежной, присвоив “Чебурашке” статус “оккупанта”.
В любом случае, результат усилий постановщиков и актёров оказался положительным. Уже на четвертый день проката фильм отбил свой бюджет, в России его уже посмотрели свыше 11 млн человек, и, надо полагать, уже скоро и по этому показателю “Чебурашка” превзойдет “Аватар” (13,47 млн). Положительные отзывы кратно превосходят отрицательные – по мнению подавляющего большинства зрителей, картина получилась доброй и тёплой.
Конечно, свою роль в успехе сыграли и грамотная рекламная кампания, и удачное время выхода в прокат, и отсутствие конкурентов из Голливуда, на что делают упор критики. Однако эти же факторы никак не помогли ещё одной новогодней новинке от отечественных производителей, проходящей по разряду семейного кино – “Чуку и Геку”. После просмотра этой откровенно халтурной экранизации сказочного детского рассказа Аркадия Гайдара взрослые и дети выходили с недоуменным вопросом “Что это было?”, а после “Чебурашки” с улыбками и хорошим настроением.
Фильм, что называется, зашёл всем. Старшее поколение встретилось со своим детством, неожиданно получив уже на титрах в качестве приятного бонуса аллюзию на известный старый анекдот с гаишником (кстати, по их числу у Гены и Чебурашки в СССР не было конкурентов среди мультперсонажей, тягаться с ними могли только Штирлиц, да Чапаев с Петькой).
Их выросшие дети, уже сами ставшие родителями, тоже получили возможность ощутить себя маленькими, а заодно прочувствовать и примерить историю утраты и повторного обретения взаимопонимания между отцом и дочерью.
Ну, а современная детвора – поколение внуков – открыла для себя нового харизматичного персонажа, который для многих теперь станет любимой игрушкой, потеснив бэтменов, человеков-пауков, трансформеров, Барби и чужеземных принцесс. И в этом плане преображение самого Чебурашки из анемичного флегматика, каким он представал в мультиках Кочанова, в более активного и деятельного персонажа, пожалуй, скорее в плюс.
Создатели “Чебурашки”, и за это им стоит сказать отдельное спасибо, помогли сблизиться и лучше понять друг друга сразу трем поколениям жителей России. И другой подобный объединительный пример в нашем кинематографе за последние десятилетия припомнить трудно.
Будем надеяться, за ним последуют и другие, не менее креативные и базирующиеся на наших традиционных ценностях. Ведь взаимопонимание и обретение новых точек соприкосновения между людьми, воспитывавшимися и росшими в кардинально отличающиеся друг от друга эпохи, – это именно то, что так нужно сегодня России. Одно 9 Мая с этим не справится.
Вот, кстати, и направление для магистрального развития отечественного кинематографа, все пытающегося обрести себя в метаниях между подражанием советской классике и попытками копирования Голливуда.
Источник: http://narpolit.com/tochka-otscheta/cheburashka-stal-liderom-rossijskogo-kinoprokata-pobiv-rekord-avatara-v-chem-sekret-uspekha