28-30 сентября 2022 г. в г. Уфа состоялся научный семинар «Технологии и инструменты поиска, сбора и аналитической обработки информации», проводимый Школой молодого этнополитолога. Традиционно он прошел в формате мастер-классов и тематических дискуссионных площадок, что позволило участникам обменяться мнениями, задать уточняющие и интересующие вопросы, обсудить имеющиеся проблемы и наметить дальнейшие пути сотрудничества в решении значимых для государства и общества вопросов в области информационной безопасности, социальной стабильности. Особое внимание было уделено обсуждению эффективных технологий и инструментов аналитики.

В целом, содержание семинара можно разделить на две части, тесно связанные между собой: ознакомительную и обучающую.  

Ознакомительная часть началась с мастер-класса «Метод определения структуры цифрового двойника распределенных открытых источников и возможности интерпретации  на системы антропогенного уровня» Воянковской Яны Станиславовны, старшего преподавателя ФГБОУ ВО УГАТУ, it-аналитика проекта Daemos, который заставил задуматься над важными вопросами, касающимися как экспертной, так и научно-исследовательской деятельности и обратить внимание на необходимость выстраивания эффективного взаимодействия аналитиков и информационщиков. Яна Станиславовна на конкретных примерах показала, как с помощью технологий можно повысить уровень анализа информации из открытых источников и попробовать обеспечить безопасность Интернет-пространства. Однако, она обратила внимание присутствующих на необходимость сотрудничества, т.к. по узкоспециализированным темам необходимы эксперты, которые бы разбирались в специфике языка и могли помочь заложить в программу те или иные особенности в зависимости от имеющегося запроса заказчика.

О важности подготовки специалистов, готовых решать сложные задачи, стоящие сегодня перед экспертным сообществом, о значимости и необходимости объединения усилий аналитиков и информанционщиков в решении включенных в современную повестку дня вопросов подчеркнул и руководитель Школы молодого этнополитолога, чл.-корр. РАЕН, к.филос.н. Петров Вячеслав Константинович. Это необходимо, чтобы не формировалась такая ситуация, что аналитики не знают возможности информационщиков и что они могут, а информационщики не знают, что нужно аналитикам, какими вопросами занимаются они. И для аналитиков, и для IT-специалистов важна четкая формулировка тех задач, которые перед ними ставятся, знание и возможность использования профессионального языка, позволяющего достигать эффективности в решении общих для них задач. Это должны понимать и руководители (заказчики).

Меня же как гуманитария, который не всегда может глубоко вникнуть в процесс работы информационщика, поразили функциональные возможности разрабатываемых ими технологий и программ. Например, возможности программы Laplace’s Demon: поиск аккаунтов пользователей, аудиороликов, видеозаписей; подсчет в аудио, видео и текстовом контенте количества лайков, репостов, комментариев; обработка найденной информации из общедоступных источников; статистический анализ, сетевой анализ и построение сетевых графов; визуализация связей пользователей социальных сетей;   составление отчетов, построение графиков и диаграмм на основе данных об их активности. Такие возможности действительно могут позволить сформировать информационное превосходство в условиях ограниченных человеческих временных ресурсов.

Эту программу можно успешно применять для решения разных задач, например, для прогнозирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Сегментированный по географическому признаку анализ религиозных настроений и межнациональных отношений дает возможность своевременно находить и локализовывать источники распространения информации, своевременно реагируя на катализаторы негативной активности, ведущей к межнациональным и межконфессиональным конфликтам.

Однако, несмотря на проявленный интерес к данным технологиям, у экспертов, присутствующих на семинаре, возникли вопросы о возможных границах их использования, особенно в связи с поправками, вступившими в силу в марте 2021 года к правилам обработки персональных данных, находящихся в открытом доступе. Внедряя те или иные технологии по поиску, сбору и аналитической обработке информации, приходится вспоминать о многочисленных ограничениях и нюансах, которые могут создать дополнительные сложности, зависеть от конкретных обстоятельств и даже делать невозможными их применение.

В ходе дискуссии о важности использования специальных технологий для изучения реальности Директор Института стратегических исследований Владимир Леонидович Савичев также поднял еще одну интересную тему об информационном обществе, в котором мы живем и в котором есть свои тенденции, свои особенности, своя траектория развития. В своем выступлении он отметил, что сегодня может быть много цифровых двойников, так как человек создает аккаунты для разных целей: одни – для работы, другие – для развлечения, третьи – для самопрезентации. Помимо людей в информационном обществе есть еще и боты, которые оказывают влияние на людей, но вместе с тем они являются порождением другого человека. В этих ботах может быть разная логика. И как нам все это анализировать, как нам с этим работать и что делать?

На примерах он продемонстрировал как быстро меняется ситуация. Сегодня большую часть времени молодежь проводит в социальных сетях. И если раньше было понятно, кто воспитывает нашу молодежь, мы всех этих людей видели, мы их знали, то сегодня абсолютно не понятно, кто и как на них влияет в интернете. И мы даже не можем пока сказать, как этому противодействовать, мы даже не знаем, в отношении чего надо противодействовать. Оказавшись в информационном обществе, мы видим, что оно очень сильно усложнило все социальные процессы. Раз там больше аккаунтов, чем людей, значит в этом формате можно больше реализовать интересов и даже чисто экономических.

Сегодня экономика реально устроена таким образом, что, чтобы создать какой-то один продукт,  надо контактировать с большим количеством людей, у которых разное мировоззрение, разные жизненные установки, разные подходы. И все это приводит к тому, что «растягивается» сама идентичность человека. Изменяются целевые и ценностные установки. Общество уходит от каких-то традиций, которые ранее считались незыблимыми. Человек вынужден подстраиваться под те модели поведения, которые доминируют в обществе, потому что иначе он не получит то, чего он хочет. А «стержнем внутри» обладают далеко не все.

И это информационное общество для нас сейчас является большой загадкой. Оно принципиально отличается от общества индустриального. Оно такое сложное, что им сегодня невозможно управлять в той модели, которая есть, потому что система управления всегда должна быть сложнее, чем объект, которым она управляет. А сегодня этот объект настолько сложен, что система управления пока не знает, как добиться такой сложности внутри себя, чтобы управлять им. Поэтому сегодня идут по пути наименьшего сопротивления, предлагая упростить само общество, сократить его (чайлд-фри, многогендерность и т.д.).

Как это информационное общество исследовать? Данный вопрос пока представляется сложным, старые методики не срабатывают. Все это требует осмысления, выработки новых технологий для анализа сложившейся ситуации и принятия решений по тем проблемам, с которыми мы сегодня сталкиваемся, чтобы сделать информационное общество, в котором мы живем, жизнеспособным.

Представленный Яной Станиславовной новый подход, позволяет не просто собрать большой объем информации, но и систематизировать эту информацию, вычленить те причинно-следственные связи, которые есть. На этой основе уже задуматься, как противодействовать существующим тенденциям, как эти тенденции купировать, не давая им разрастаться. Эта проблема сегодня  стоит перед  нами воочую и, к сожалению, можно констатировать, что сейчас пока нет ее однозначного решения.

Поэтому семинары, которые проводятся Школой молодого этнополитолога, – это возможность найти подходы, чтобы сформулировать ответы на возникающие вопросы. В этих семинарах принимают участие специалисты из разных уголков страны, научных областей знания, разного возрастного диапазона, способные аккумулировать интересные идеи и реализовать их во благо общества, благодаря сформированному навыку опережающей инициативы. Способность спрогнозировать ситуацию, последствия к которым она может привести, разработать и внедрить новые технологии, благодаря общим усилиям может помочь в поисках ответов на остро стоящие сегодня вопросы о выживаемости общества в сложившихся условиях.

***

Вторую часть научного семинара условно можно назвать обучающей.

Открыл эту часть руководитель Школы молодого этнополитолога чл.-корр. РАЕН, к.филос.н. Петров Вячеслав Константинович, который акцентировал внимание присутствующих на том, кто такой аналитик, и кратко рассказал об основах его деятельности. В своем выступлении он подчеркнул, что аналитик должен быть всегда в поиске информации и таких вещей, которые приоткрывают один нюанс за другим. Для профессионального аналитика нет проходящей информации. Он должен постоянно мониторить ситуацию, видеть запрос на опережение. В этом случае он всегда сможет найти своего заказчика. Аналитик не должен ждать пока заказчик найдет его и обратится к нему, он сам его находит.

Вячеслав Константинович выпустил целую серию статей, посвященных становлению русской аналитики и подготовке полноценных аналитиков, с которыми можно ознакомиться в журнале «Власть»: «О новом подходе к подготовке профессиональных аналитиков» (№3, 2020); «Организация информационных потоков и управление ими как неотъемлемая функция аналитика» (№5, 2020), «Русский язык как основа русской аналитики» (№1, 2022); «Об отборе кандидатов в аналитики и их подготовке» (№2, 2022), а также в более ранних его работах.

Мастер-классы же, проведенные в рамках Школы молодого этнополитолога, являются логическим продолжением того, о чем им сказано в опубликованных научных статьях. Они непосредственно погружают в практику, систематизируют и углубляют знания. Вячеслав Константинович в рамках мастер-классов заставляет думать и поэтапно собирать один пазл за другим. Раз за разом, идя рядом, он проводит за руку сквозь тернии этой сложной профессии и тех, кто уже работает в аналитической сфере, и тех, кто только начинает делать в ней свои первые шаги, приоткрывая все новые и новые аспекты аналитической деятельности и технологий, используемых в ней.

В этот раз его мастер-класс был посвящен теме «Аналитика и информатика в одном флаконе». Вячеслав Константинович познакомил присутствующих с моделью мира аналитика, показал разные типы объектов данности и сложности работы с ними, рассказал о компонентной структуре когнитивных образований эксперта-аналитика, продемонстрировал значимость работы с категориально-понятийным аппаратом, ценность информации.   Он на примерах продемонстрировал особенности аналитики, различия в понимании традиционной и информационной аналитики, подробно разобрал методы информационной аналитики, процесс сбора и анализа информации, дал алгоритм работы с информацией, объяснил основные этапы информационного моделирования объекта и многое другое. Особую ценность в рамках школы представляет непосредственное общение с наставником, возможность задать вопросы и получить на них компетентный и развернутый ответ. Ни один из моих вопросов и вопросов присутствующих не остался без ответа.  Вячеслав Константинович своим примером заражает, заставляя двигаться вперед, развиваться и вырабатывать дисциплину.

Завершилась эта часть научного семинара тоже познавательным и интересным мастер-классом Доронина Александра Ивановича, который продолжил вслед за Вячеславом Константиновичем говорить о работе с информацией. Его мастер-класс был посвящен ознакомлению с поисковыми технологиями сбора информации в интернете.  Александр Иванович является автором книги «Бизнес-разведка 2.0», которая предназначена для всех желающих разобраться в технологиях сбора, обработки и анализа информации, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений и будет интересна всем, кто занимается проведением информационно-поисковой и информационно-аналитической работой. Однако присутствующим на семинаре повезло больше, чем читающим книгу, потому что была возможность лично задать вопросы, послушать примеры, живой диалог всегда интереснее и продуктивнее.

Например, в ходе своего мастер-класса Александр Иванович показал отличия данных, информации и знания, потому что сегодня большинство используют эти слова даже не распознавая их граней. После его объяснения стало понятно, почему говорят, что из всех сокровищ знание всех драгоценнее, и почему оно не может быть похищено, потеряно, истреблено. Он на примерах показал, как наиболее эффективно в кратчайшие сроки решить поставленные задачи. Нет, он не дал волшебного универсального алгоритма, он показал, как и в каком направлении нужно думать, чтобы достичь желаемого результата, как отобрать релевантную информацию и как ее обработать. Он показал один из механизмов, как можно обработать 300 страниц специализированной информации за 2 часа, ответить на поставленные вопросы и написать аналитическую записку.

После данного семинара, я более чем уверена, все разъехались по субъектам Российской Федерации с горящими глазами осмысливать новую порцию полученной информации и искать решения поставленных в ходе семинара вопросов.

Автор: Зоя Силаева, к,. п. н. зам. завкафедрой религиоведения ИСПН КФУ

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля