В этом заключительном разделе мы сочли возможным несколько отойти от доминирующей во всей этой книге ориентации на теоретико-методологический анализ заявленных проблем, который презентует социально философский формат их осмысления. Жанр материалов представленных ниже может быть охарактеризован как организационное управление процессом информационно аналитической деятельности,раскрывающий специфику и конкретные абрисы последней. Именно в этой области лежат профессиональные приоритеты одного из авторов этой монографии, который давно и продуктивно работает в сферах организации различных структур ИАД и профессиональной подготовки аналитиков. Некоторые из кратко представленных в этом разделе положений, получили развитие в ряде профильных публикаций этого автора[1]. Кроме того, материал представленный ниже может рассматриваться в качестве иллюстрации возможностей прикладного использования ряда теоретических положений, рассмотренных в этой книге.

Итак, проблемам государственной службы в последнее время в России уделяется особое внимание. Без их разрешения говорить о совершенствовании государственного управления в нашей  стране бессмысленно.

Изменение спектра решаемых задач в условиях продолжающегося реформирования государственной службы и кардинальных изменений в российском обществе (его движения в направлении создания «общества знания» или информационного общества) и государстве настоятельно требуют научно-обоснованной трансформации всей системы выработки управленческих решений, подготовки информационно-аналитических работников новой генерации[2], создания современной научной, экспертной и информационно-аналитической инфраструктуры системы государственной службы, а также организации действенной координации между ее различными ведомствами и учреждениями, российским и зарубежным профессиональным научным и экспертным сообществом.

В механизме государственного управления значительно возросла роль экспертно-аналитического обеспечения управленческих процессов, разработки понятных и легко вычисляемых критериев, показателей и индикаторов достижения поставленных целей, вариантов рационального, экономного и эффективного их ресурсного обеспечения, оценки результативности государственных расходов.

Государственная служба призвана обеспечить реализацию функций государства, направленных на обеспечение целостности и условий эффективной жизнедеятельности страны. Вся ее практическая деятельность связана с предупреждением и преодолением существенных качественных отклонений в социальной жизни, чреватых серьезными негативными последствиями. Необходимость решения этих непростых задач и предопределяет выделение базовых функций государственной службы.

Важнейшей из них является информационно-аналитическая функция, имеющая целью диагностику происходящих в обществе процессов: выявление фактов девиантных отклонений или признаков их формирования, исследование причин и условий их генезиса, изучение природы спонтанно возникающих факторов и разработка программ противодействия социальным дисфункциям. Именно результаты информационно-аналитической деятельности должны быть положены в основу осмысленного стратегического целеполагания и формирования перспективных планов развития социальных объектов, выступать одним из решающих условий действия органов государственной власти «на опережение», на предотвращение угроз устойчивому развитию государства.

Комплекс информационного и информационно-аналитического обеспечения управления (в особенности стратегического) должен включать в себя следующие основные системные позиции:

  • научное, инновационное обеспечение целеполагания, прогноза, планирования, контроля;
  • информационные коммуникации (деловая коммуникация, осуществление финансовых операций, электронный документооборот, корпоративные информационные сети, Интернет, факсимильная связь и т.д.);
  • статистику, отчетность, базы данных;
  • системы обеспечения безопасности и защиты информации и государственной тайны;
  • системы обеспечения конкурентных преимуществ, информационное продвижение политических решений и деловых процессов во внутреннем и внешнем информационном пространстве;
  • системы управления информационными потоками и т.д.[3].

Таким образом, можно утверждать, что система стратегического управления различными социальными процессами в своей основе предполагает наличие информационно-аналитических подсистем, обеспечивающих поддержку, принятие и сопровождение управленческих решений. Практика использования подобных систем показала, что они должны отвечать ряду стандартов:

  • полностью поддерживать миссию политико-управленческого субъекта на конкретном временном этапе;
  • обеспечивать прорыв в приоритетных направлениях деятельности властных структур;
  • строиться на новейших достижениях в области информационных технологий и обеспечивать системную целостность объекта управления;
  • обеспечивать открытость и доступность информационных ресурсов широкому кругу заинтересованных лиц при одновременном обеспечении требований информационной безопасности;
  • функционировать в правовом поле с соблюдением цивилизационных отношений между субъектами единого информационного пространства[4].

Очевидно, что система стратегического управления, функционирующая на основе указанных императивов  предполагает особый способ использования информации и обмена ею, что становится ключевым вопросом осуществления властных полномочий в процессе достижения политических целей государства. Важно отметить, что информационно-аналитическая деятельность в государственной службе основана на технологии перевода информации из неофициальных каналов коммуникации в официальные, управленческие, из дискриптивного (не функционального) состояния информации в прескриптивное (инструментальное), что способствует переводу ее на язык социально-политических технологий. Без этого, разрыв между количеством производимой в современном обществе информации и объемом ее реального использования, обеспечивающим принятие адекватных управленческих решений, будет непрерывно возрастать.

В связи с этим можно утверждать, что именно информационно-аналитическая функция является системообразующей в деятельности государственной службы.

Действительно, проектно-нормативная функция реализует задачу разработки проектов решений государственных органов по профилактике, социально-экономическому регулированию или властной нейтрализации социально-негативных отклонений. При этом особую роль приобретает прогнозирование возможных негативных последствий реализации проектов, как немедленных, так и отставленных в своем проявлении.

Нормативно-постановляющая функция осуществляется в процессе принятия законодательных и распорядительных актов на уровне полномочных в этом отношении органов государственной власти.

Организационно-исполнительная функция имеет целью организацию исполнения решений органов государственной власти и включает в себя: постановку конкретных служебных задач, расчет необходимых для их решения сил и средств, активизацию и координацию деятельности исполнителей, обеспечение социально-управленческих коммуникаций и т.д.

Социально-контрольная функция осуществляется в виде контроля исполнения структурами общества государственных нормативных и распорядительных актов, оценки происходящих в обществе изменений в связи с исполнением решений государственных органов и общей динамики его состояния.

Ни одна из этих функций не может быть реализована без организации систематического анализа и оценки складывающейся ситуации, выявления определяющих ее тенденций и динамики изменений, а также надежного прогноза ее дальнейшего развития, в том числе в связи с реализацией уже принятых или разрабатываемых решений. По сути дела, поиск правильного решения сводится к обнаружению соответствующей усиливающей (положительной) обратной связи во внешней среде и последующей ее активизации с задействованием интерактивных (диалоговых) и итерационных процедур. Фактически информационно-аналитическая деятельность выступает объективной предпосылкой для создания методологии принятия управленческих решений[5].

Игнорирование или недооценка роли и значения информационно-аналитической функции государственной службы ведет к социальной агнозии, к неспособности сбора и анализа информации о социальных процессах или к избирательному, социально-непродуктивному ее использованию.

В этой ситуации можно говорить о ненадежности государственной службы как социально-организационной системы, ее профессиональной некомпетентности, неспособности обеспечить стратегически ориентированное движение социальной системы. Вместе с тем неравновестность социальных процессов ведет к неопределенности их развития, значительно усложняет прогнозирование будущих состояний объекта. Стратегической задачей управления становится координация самого процесса целедостижения, прогнозная фиксация возможных осложнений в его реализации.

И если традиционные методы анализа развития социальных систем, основанные на экстраполяции результатов в условиях неизбежной, неуклонной тенденции, в достаточной мере освоены и используются аналитиками в государственной службе, то методологию анализа стратегий как совокупности изменений, определяющих жизнестойкость социума и увеличивающих вероятность его выживания в условиях быстро изменяющейся среды, госслужащим еще только предстоит взять на вооружение. По существу, речь идет о трансформации самих принципов экспертного и аналитического обеспечения стратегического управления в условиях информационного общества, к пониманию которого эксперты в России только начинают подходить, как правило, продолжая использовать на практике давно устаревшие схемы и подходы[6].

Принципиальным моментом является то, что общество и государство должны рассматриваться как развивающиеся организационные системы, а система знаний аналитика должна включать в себя знания о динамике этого развития; о принципах и методах познания самого феномена развития. Применение этой новой методологии должно способствовать повышению надежности адекватной реакции системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений за счет определения характера текущего периода как зоны аттрактора или бифуркации[7].

Таким образом, именно быстро изменяющиеся условия окружающей среды (природной, техногенной, социальной) объективно способствуют повышению роли информационно-аналитической работы, ужесточают требования к ее качеству, профессиональной компетенции аналитиков.

Можно выделить следующие основные задачи профессиональной деятельности аналитиков государственной службы[8]:

  • информационные, состоящие в сборе информации, необходимой для решения конкретных аналитических и управленческих задач, ее аналитико-синтетическом преобразовании для выделения существенной информации и извлечения необходимых сведений, содержащихся в первичной информации в неявном виде, а также в сопоставлении, обобщении и интерпретации сведений, фиксации результатов обработки в информационных документах;
  • информационно-технологические, состоящие в эффективном использовании новейших достижений в области информационных технологий, программных средств поддержки информационно-аналитической работы и принятия решений (с соблюдением требований по обеспечению компьютерной и информационной безопасности);
  • аналитические, заключающиеся в получении качественно новой (выводной) информации на основе изучения текущего состояния ситуации и возникших проблем, а также прогнозирования их будущего состояния, подготовки вариантов решения, изложения полученных результатов в аналитических документах в форме, адекватной целям и задачам управления;
  • организационно-управленческие, заключающиеся в уяснении целей и методики выполнения аналитических задач, планировании и организации исполнения процедур, подготовки оценок, выводов и предложений для принятия выверенных управленческих решений.

Очевидно, что решать аналитические задачи на качественном, отвечающем современным требованиям уровне могут только хорошо подготовленные в профессиональном плане аналитики. Практика свидетельствует о том, что профессионально важными качествами аналитика в системе государственной службы являются: глубина и гибкость мышления; способность к прогнозированию и моделированию будущих событий, усвоению и переработке больших объемов информации, определению и выстраиванию многоуровневых связей; способности адекватно взвешивать оценки и формировать аргументированные выводы; умение отстаивать собственную позицию по исследуемым проблемам на основе объективных знаний и фактов, грамотно доводить ее до окружающих; компетентность; объективность; самостоятельность; инициативность; настойчивость; коммуникабельность; высокая информационная культура; эмоционально-волевая и психологическая устойчивость.

Иллюстрацией актуальной значимости и практической востребованности приведенных профессиональных качеств  может служить модель компетенций аналитика. Она создана в результате проведенных компанией «DeTech Russia» масштабных эмпирических исследований, охвативших большую часть социального пространства нашей страны. Эта модель представляет собой ранжированную систему данных, позволяющих объективно судить об успешности деятельности в России государственных и бизнес менеджеров различного уровня, использующих в качестве базового средства своей профессиональной деятельности теоретические и прикладные методы информационной аналитики[9].

Из вышесказанного, собственно, и складываются основные идеи, которые должны быть учтены при разработке курсов и программ профессиональной подготовки и переподготовки аналитических работников государственной службы. При формировании подобных курсов необходимо учесть и качественный состав слушателей, их знаниевый и профессиональный потенциал, а также выбранные ими индивидуальные карьерные стратегии, существенно влияющие на характер их позиционирования в рамках осваиваемых учебных программ и будущей практической деятельности.

Таковы, на наш взгляд, основные позиции, определяющие статус информационной аналитики как базового средства и, одновременно, системообразующего элемента в деятельности различных структур государственной службы.


[1] См. например: Петров В.К. К вопросу об информационно-аналитическом обеспечении государственной службы // Экономика и управление. Уфа, 1999, № 6, С. 19-29; Петров В.К. Аналитическая деятельность в сфере безопасности // Созидательная миссия культуры. Сб. статей молодых ученых. М., Изд.: МГУКИ, 2002, Вып. 2, Ч.2, С.97-118; Петров В.К. Информационные технологии в органах государственной власти / Материалы распределенной конференции «Технологии информационного общества 98 – Россия». РАГС. http://www.iis.ru/events/19981130/petrov_a.ru.html; Петров В.К. Коммуникативная природа социальной информации и организация аналитической работы/ В.К.Петров.// Теоретико-методологические основы системных информационно-аналитических исследований. М.: ИПК госслужбы, 2004.- С.31-48; Петров В.К. Устойчивость государства./В.К.Петров, С.Г.Селиванов.-М.: «Экономика», 2005.-492 с.; Петров В.К. Аналитическое обеспечение принятия управленческого решения./ В.К.Петров – М.: ИПК госслужбы, 2005. – 160 с.; Организационно-аналитическое обеспечение процессов управления. Электронный УМК. /Под ред. д.ф.н. проф. А.И.Селиванова, к.ф.н. В.К.Петрова.- М.: ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий» Федерального агентства по образованию, 2007. и др.

[2] Горшков А.С. Модернизация подготовки государственных и муниципальных служащих: ориентация на управление по результатам.//Управленческое консультирование.– 2006.- №3.– С.5-9.

[3]  См.: Аналитическое обеспечение принятия управленческого решения: Учебное пособие./ Под ред. д.филос.н., проф. А.И.Селиванова. – М.: ИПК госслужбы, 2005, С. 10-14.

[4]  Подробнее см.: означенные выше работы Петрова В.К.

[5] Более подробно см.: Программный комплекс «Организационно-аналитическое обеспечение процессов управления». Электронный учебно-методический комплекс. / Под ред. д.ф.н. проф. А.И.Селиванова, к.ф.н. В.К.Петрова / ФГНУ «Государственный координационный центр информационных технологий» Федерального агентства по образованию. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство №9267 от 05.10.2007.

[6] Вопросам внедрения новой технологии информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений посвящены ежегодные Всероссийские научно-практические конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ», проводимые ИНИОН РАН, Отделением общественных наук РАН, РАГС при Президенте РФ, Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной Палаты РФ, Парламентской библиотекой Федерального Собрания РФ, Академией экономической безопасности МВД РФ, Всероссийской государственной налоговой академией Министерства финансов РФ, Московским государственным университетом культуры и искусств, Институтом гражданского общества и местного самоуправления, Институтом законотворчества и нормативно-правовых разработок.

[7] Более подробно см.: Петров В.К., Селиванов С.Г. Устойчивость государства. /Монография. М., «Экономика», 2005,- 491с.

[8] См.: Петров В.К. К разработке структуры квалификационных требований по учебному курсу «Основы аналитической деятельности» // Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции аналитических работников. Ч. II / Под ред. д.ф.н., проф. Селиванова А.И., д.пед.н., проф. Слядневой Н.А., М.: ИПКгосслужбы, 2004. С.122-123.

[9]См.: Иешкина И. Компетенции управленца, или как построить взаимоотношения с сотрудниками. http://www.hr-portal.ru/node/606

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля