Оказалось, что сословие легко создать, но трудно ликвидировать. Члены сословия пропитываются духом сословной корпоративности, убежденностью, что ресурс им полагается в любом случае и их служение государству и значение недооценены этим государством и обществом. Даже после формального упразднения сословия продолжают существовать в силу определенной социальной инерции. Они требуют от государства восстановления в правах, выделения ресурсов, обвиняют государство в отсутствии заботы, в неверной и вредной для него самого политике и рассчитывают не только на возрождение, но и на получение компенсаций за несправедливое обращение. Таковой была, например, судьба советских производственных сословий, которые просуществовали все 1990-е практически при отмене государственной поддержки и сумели добиться определенной реабилитации и места в обществе уже при Путине.
То же самое касается и этносословий (прежде всего титульных, составляющих стержневые элиты национальных республик в составе России). Первоначально их права были значительно расширены, а обязанности перед федеральным центром минимизированы. Фактически они стали хозяевами в своих национальных республиках. Это происходило при «раннем Ельцине» согласно его плану превратить националов в союзников в борьбе с горбачевским союзным центром. Закончилось это тем, что аппетиты политических элит этносословий стали угрожать существованию Российской Федерации как единого государства. Собственно, реформа Тишкова и понадобилась для решения этой проблемы: уравнивание всех граждан России в правах, формирование общероссийской идентичности, не зависящей от национального происхождения, — все это должно было перевести этнические проблемы из области политики в область культуры. Но этносословия никуда не делись и продолжали требовать свою долю ресурса, которую они получали через оставшиеся институты республик и округов, федеральные и региональные программы по поддержке национальных культур и т. д., только загружать их служениями и контролировать их действия стало труднее по уже указанным причинам. Во-первых, при отсутствии графы «национальность» в паспортах и других документах (например, в личных карточках в отделах кадров) трудно стало вести учет членов этносословий, во-вторых, исчез орган, куда представители этносословий могли бы обращаться при разделе ресурсов (точнее, его роль стали выполнять кулуары администрации президента). Члены этносословий пользовались бесконтрольностью своей деятельности, требуя себе все больше ресурсов, они стали избегать служения государству. Этносословия перестали выполнять свое предназначение. Расцвели этническая клановость, преступность, религиозный экстремизм, сепаратистские тенденции.
В результате государство решительно вернулось в сферу национальных отношений с твердым желанием навести в ней порядок и поставить происходящие там процессы под контроль. В указе о создании Агентства по делам национальностей говорится, что в его задачи входит среди прочего «контроль за реализацией государственной национальной политики; профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды».
Отсюда можно сделать вывод, что этносословиям будет вменен в обязанность контроль над националистическими и религиозными экстремистами в своей среде, их широкое распространение может отразиться на судьбе всего этносословия (вплоть до понижения в ранге или расформирования субъекта Федерации). Впрочем, полномочия нового органа и его методы будут проясняться в ходе его деятельности.