Как уже отмечалось, любой социальный объект представляет собой некую системную целостность, которая обусловлена закономерным характером связей и отношений между его элементами. Эта закономерность с очевидностью проявляет себя как на уровне государства в целом, так и на уровне региональной системы. Поэтому, одной из задач аналитического исследования данного объекта является выделение и обоснование его системообразующих признаков.

Так, население того или иного региона можно рассматривать как системную социально-территориальную общность потому, что совместное проживание людей в сходной социальной среде создает объективную основу для возникновения общих интересов, устойчивых внутренних связей взаимозависимости, которые и формируют структуру региона. Поэтому региону присущи целостность и  комплексность. Очевидно, что подход к решению проблем этой социальной системы должен быть также комплексным. Этот объект следует рассматривать не только через, например, экономическую и географическую, но и через социологическую парадигму, и анализировать его проблемы с позиций системного подхода.

Регион — это социально-территориальная общность. Важнейшая его функция — обеспечение оптимальных условий хозяйствования и проживания населения, воспроизводство трудовых, инфраструктурных, природных ресурсов с учетом потребностей людей.

Исходя из этого, целью исследования региона является разработка эффективной стратегии управления его развитием, что предполагает, как правило, решение следующих взаимосвязанных задач:

  • рациональное использование природных ресурсов, преимуществ и особенностей экономико-географического положения, а также рациональное использование трудовых ресурсов с учетом их местных особенностей;
  • построение эффективной системы заинтересованности людей в продуктивной деятельности в различных сферах производства региональной системы;
  • формирование оптимальной производственной структуры региона, а также его социальной инфраструктуры и т.д.

Напомним, что необходимым и достаточным условием существования любой системы является наличие компонентов и осуществление между ними направленных взаимодействий. Направление этих взаимодействий во многом обусловливается характером целевой функции развития системы. На самом общем уровне анализа эту целевую функцию можно определить как движение объекта в направлении гармонизации его связей и отношений с внешней средой.

Причем, «технология» бесконфликтного движения объекта в указанном направлении обеспечивается благодаря использованию внутренних ресурсов социальной системы региона. Поэтому она (целевая функция) может быть представлена также в виде совокупности локальных целей, достижение которых обусловливает определенные социальные изменения во внутренней элементной и функциональной структуре системы, адекватные тенденциям изменения внешней по отношению к данному объекту среды. В этом случае осуществление направленных внутрисистемных социальных изменений (достижение локальных целей) исчерпывает функции регионального социума. А они, в свою очередь, связываются с созданием оптимальных условий жизнедеятельности населения региона. Очевидно, что эти функции реализуются средствами социальной деятельности, которая рассматривается в данном случае в категориальном смысле и включает в себя весь спектр целенаправленных взаимодействий на различных уровнях – от институциональных взаимодействий, как внешних, так и внутрисистемных, до взаимодействий типа «человек — человек» и «человек — средства труда».

Закономерно, что эта социальная деятельность предполагает определенный результат в виде изменений (деформации, реформации или трансформации) в различных сферах регионального социума: материальной, духовной и, как следствие, социальной. Данная деятельность, в свою очередь, реализуется через посредство различных структур. Причем, степень адекватности этих структур программам достижения локальных целей во многом обусловливает темпы и эффективность развития региона как элемента (субъекта) более масштабной по отношению к нему социальной целостности. Таким образом, формируется специфическое социальное пространство региональной системы, которое может быть описано через совокупность следующих интегративных параметров (см. рис. 5.4).

  • Параметры состояния экосреды, которая является источником естественных природных ресурсов региона.
  • Параметры, отражающие специфические социоструктурные особенности населения региона, которые обусловливают состав и характер развития трудовых ресурсов.
  • Параметры социальных норм и ценностей, исторически утвердившихся на данном социальном пространстве и закономерно являющихся главными детерминантами развития всех форм общественного сознания, национальной самоидентификации людей, формирования социальных приоритетов и ценностей и т.д., то есть всего того, что понимается под духовной сферой жизнедеятельности субъектов регионального социума. Очевидно, что указанные факторы    состояния     данной   сферы    рассматриваются   в качестве ресурсов духовного производства и оказывают существенное влияние на его результативность.
  • Параметры, отражающие характер социальных отношений, сложившихся в рамках регионального социума. Специфика этих отношений во многом тождественна отношениям во внешнем социальном пространстве. Но это тождество в общем, при различии в особенном. Различия могут проявляться, например, в степени внеэкогомического принуждения к труду, в степени криминализации этих отношений, в степени их экономической обоснованности, в степени свободы их реализации и др.

Закономерно, что специфика социальных отношений, сложившихся в регионе, существенным образом влияет на эффективность его развития в целом. Поэтому, данные отношения рассматриваются как объективные ресурсы социальной деятельности субъектов, результаты которой полностью определяют степень гармоничности (конфликтности) развития региона во внешнем социальном пространстве.

Все выделенные ресурсы, включая производственные, рассматриваются на этом уровне анализа как определенная объективная данность. Очевидно, что они (ресурсы) в разной степени востребуются предприятиями и учреждениями региональной системы и являются ее главными системообразующими факторами. В свою очередь, эти предприятия – субъекты экономической деятельности составляют социотехнический базис системы, благодаря которому реализуется генеральная целевая функция развития региона.

Предприятия регионального социума, используя разнообразные производственные технологии: предметопреобразующие, социализирующие (образовательные, воспитательные, реабилитационные) и управленческие (включая информационные технологии), работают в трех основных направлениях (см. рис. 5.4), целенаправленно реализуя процесс формирования социального пространства региональной системы. Теперь рассмотрим структуру целевой функции регионального социума (см. рис. 5.5).

Итак, различные промышленные предприятия регионального социума, включенные в структуру экономических взаимосвязей, реализуют свою главную функцию — поддержание оптимального баланса товарно-денежных отношений, как в регионе, так и в системе межрегиональной производственной интеграции. Поэтому экономическая функция может быть сведена к созданию необходимых условий для развития и размещения производительных сил, обеспечению условий для производства продукции и услуг в необходимых региональному социуму и обществу в целом объемах и пропорциях. Очевидно, что одним из результатов реализации данной функции является удовлетворение постоянно изменяющихся материальных потребностей населения региона. Необходимым условием и одновременно критерием реализации данной базовой функции является «ресурсный потенциал» региональной системы (см. рис. 5.5).

Его критериальная сущность заключается в том, что в рамках региона (эффективно развивающегося) должен происходить перманентный процесс расширенного воспроизводства его «ресурсной базы». Другими словами, почти все компоненты ресурсной системы должны активно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней макросоциальной среды:

  • трудовые ресурсы — средствами профессиональной миграции, подготовки и переподготовки кадров;
  • духовные ресурсы — средствами образования и социализации субъектов на основе адекватных требованиям времени идеологических позиций;
  • ресурсы социальной деятельности – средствами наиболее полного и эффективного использования потенциала рыночных отношений;
  • производственные ресурсы — средствами технического перевооружения и конверсии промышленных предприятий.

Что же касается невосполнимых природных ресурсов, то здесь, с очевидностью, также необходим комплекс рациональных подходов, рассмотрение которых выходит за рамки рассматриваемого проблемного поля.

В заключение необходимо подчеркнуть, что оценка потенциала «ресурсной базы» региональной системы, характера и темпов ее воспроизводства может служить комплексным критерием уровня развития регионального социума в целом.

Следующей в иерархической структуре выделяется функция социокультурного и научно-технического развития. Результат ее реализации обусловливает возможность удовлетворения обширного спектра духовных потребностей населения и потребностей предприятий в развитии технико-технологических средств производства путем внедрения результатов прикладных научных исследований. В качестве критерия реализации этой функции   выделяется    социокультурный    и    образовательный

потенциал регионального социума. Очевидно, что этот критерий фиксирует не только характер реализации рассматриваемой функции, но во многом определяет и диапазон развития практически всех функций регионального социума. Поэтому данный критерий также имеет комплексный характер и может рассматриваться как показатель развития всей системы в целом.

Критерием реализации экологической функции региона, с нашей точки зрения, должен являться биотический потенциал населения. Очевидно, что здоровье людей находится в прямой зависимости от того, насколько оптимально разрешаются противоречия, непременно возникающие между природной средой и технологией, которая используется для ее социализации.

И, наконец, интегративным критерием социальной функции регионального социума является образ жизни населения. Реализация этой функции предполагает совершенствование условий жизни и деятельности людей, а следовательно, и всего социального воспроизводства регионального социума в целом.

Теперь попытаемся выделить и проанализировать различные структурные уровни региона как социальной системы. Актуальность этого обусловлена тем, что не тождественные по своему содержанию структуры, генетически объединенные рамками региональной системной целостности, как раз и являются предметом конкретного аналитического исследования, прогнозирования и конструирования (см. рис 5.6).

Итак, на первом и наиболее общем уровне структурирования данной системы можно выделить два взаимосвязанных между собой компонента — динамично развивающееся население региона и материальную базу его жизнедеятельности(предприятия, жилища, коммуникации, элементы социальной инфраструктуры), которая гораздо более инертна в своем развитии, чем первый компонент.

Очевидно, что благодаря постоянно изменяющимся количественным параметрам населения, к материальной базе его жизнедеятельности предъявляются новые требования и претензии. Они выражаются в необходимости развития количественной компоненты данной материальной базы:

строительстве нового жилья, создании новых рабочих мест, развитии инфраструктурной сферы и т.д. Но постоянно изменяются и качественные признаки населения региона, которые выражаются в развитии социокультурного потенциала субъектов. Это обусловливает не только рост материальных потребностей, некоторые из которых находят отражение в изменениях количественных признаков материальной базы жизнедеятельности людей, но и потребностей в совершенствовании духовной сферы деятельности:

  • потребности в образовании и повышении общекультурного уровня;
  • потребности в совершенствовании профессионального потенциала субъектов, что обусловливает профессиональную мобильность в производственной сфере;
  • потребности в изменении социально-статусных позиций личности, что обусловливает тенденции развития социальной структуры регионального социума.

Таким образом, изменение количественных и качественных параметров населения детерминирует тенденции и динамику развития материальной базы его жизнедеятельности, а она, в свою очередь, обусловливает характер образа жизни населения, как интегративного критерия развития регионального социума в целом. Причем, как уже подчеркивалось, воспроизводство населения, его количественных признаков, происходит быстрее, чем процессы воспроизводства материальной базы жизнедеятельности в силу объективной инертности последней, которая обусловливается следующими причинами:

  • население региона представляет собой саморазвивающийся системный объект; материальная база – есть искусственная среда жизнедеятельности человека, не способная к саморазвитию без участия субъекта (путь от осознания необходимости каких-либо изменений в этой сфере до их реализации может быть сколь угодно долгим);
  • любые изменения в материальной сфере с необходимостью требуют использования экономических (денежных) ресурсов, изыскание которых также требует определенного времени;
  • и, наконец, сам процесс данных изменений не может происходить мгновенно.

Такая неравномерность в развитии названых элементов и обусловливает постоянное наличие противоречий в социальной сфере, разрешение которых и способствует развитию региональной системы в целом.

Второй уровень структуры региона можно представить с точки зрения взаимодействия составляющих ее компонентов. Так, предприятия, находящиеся в рамках этой системы, безусловно, взаимосвязаны между собой по следующим направлениям:

  • они используют единый региональный рынок труда и единые коммуникации;
  • они работают на общий рынок товаров и услуг, занимая в нем определенные ниши, а, следовательно, взаимосвязаны не только в сфере производственной кооперации, но и на уровне конкуренции;
  • эти предприятия являются клиентами одних и тех же банков, следовательно, их объединяют экономические взаимные обязательства друг перед другом, где банк является лишь посредником;
  • их совокупной деятельностью определяется экологическая обстановка в регионе и т. д.

Но, структура материальной базы жизнедеятельности людей не ограничивается связями только внутри производственной системы и взаимодействиями с некоторыми инфраструктурными элементами, призванными обслуживать производственный процесс. Эти связи с очевидностью  пронизывают всю инфраструктурную сферу, увязывая в единый контур все элементы ее социальной и производственной частей. Вместе с тем производственная система, являясь системой открытого типа, не может эффективно развиваться без использования внешних ресурсов. Благодаря обращению к ним постоянно воспроизводится социальность производства в целом на требуемом качественном уровне, т.е. способность удовлетворять различные потребности населения и разрешать уже упомянутые противоречия в социальной сфере.

Она (социальность) выражается в совершенствовании технологии, расширении номенклатуры и повышении качества продукции, что обусловливает, с одной стороны – насыщение рынка, а, с другой – не только удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, но и повышении его покупательной способности. Последнее обстоятельство является фактором, стимулирующим рост потребностей людей, что в свою очередь способствует развитию их материальной культуры.

Итак, наличная производственная структура региона со всеми ее связями, а также совокупность инфраструктурных элементов определяет структуру рабочих мест, которая, в свою очередь, обусловливает профессионально-квалификационный состав населения. Это третий уровень структурирования региональной системы.

Но необходимо подчеркнуть, что структура рабочих мест и профессионально-квалификационная структура региона никогда не бывают полностью адекватны друг другу. Их несовпадение проявляется:

  • как избыток рабочей силы, характеризуемый уровнем безработицы в регионе;
  • как нехватка рабочей силы;
  • как недостаточный для наличного производства региона уровень подготовки кадров, не дающий возможности в полной мере использовать средства производства;
  • как избыточный уровень образовательной и профессиональной подготовки кадров, превышающий требования производства, что также обусловливает уровень безработицы и миграцию за пределы региона наиболее квалифицированных кадров.

Закономерно, что наличие такого обстоятельства во многом определяет характер динамики развития региона, не только его производственной, но и социальной сферы.

Четвертый уровень структурирования обусловлен выделением социально-демографической структуры региона. Очевидно, что ее состав и динамику во многом определяют факторы, связи и отношения выделенные выше. Но кроме занятого населения здесь представлены и группы не работающих людей (безработные, пенсионеры, учащиеся и т.д.). Вместе с тем в рамках этой структуры должны присутствовать определенные признаки и, в большей или меньшей степени, оптимальные пропорции между их удельным весом: соответствие численности населения по признаку пола; соотношение между долей молодежи и лиц старшего возраста и некоторые другие. Отклонение от оптимальных значений этих пропорций влечет за собой нарушение нормального воспроизводства населения региона, снижение его интеллектуального и профессионального потенциала.

Последние два выделенных уровня существуют в неразрывном единстве и составляют социальную структуру региона. Она является основным источником трудовых ресурсов, без которого невозможно эффективное развитие производственной и непроизводственной сфер региональной системы.

Учитывая высокую сложность этой структуры и разнообразие факторов, определяющих ее динамику, необходимо более подробно остановиться на принципах анализа и управления ее развитием.

Итак, комплексное исследование развития социальной структуры региона, целью которого является адекватное обеспечение его системы общественного производства кадровыми ресурсами, включает в себя ряд этапов (см. рис. 5.7).

Первой в предметной области данных исследований выделяется демографическая ситуация в регионе. Мы не будем подробно останавливаться на методологии и методиках разработки демографического прогноза, которые достаточно хорошо разработаны[1]. Здесь, как правило, используется комплексный метод «возрастных передвижек», названный так потому, что позволяет учитывать в прогнозе изменение каждого из компонентов демографического развития (рождаемости, смертности, миграции населения и т.д.).

Наиболее актуальной частью этого процесса является определение перспективного баланса трудовых ресурсов, который отражает их численность и качественный состав. Основой для этого выступает прогноз возрастной структуры населения региона с учетом механических (миграционных) процессов. Но разработка прогнозного баланса не является самоцелью, а служит лишь средством построения модели использования трудовых ресурсов в регионе. Ее построение проводится с учетом особенностей прогнозного баланса на основе анализа тенденций развития производственной структуры региона. Целью разработки этой модели является определение потребности предприятий региона в рабочих и специалистах определенного качества, а также объема перемещений между различными профессиональными группами. Но этим функции данной модели не исчерпываются. В ней закладывается основа прогноза уровня безработицы в регионе, тенденции развития рынка труда, конкурентоспособность предприятий как основных потребителей кадровых ресурсов, направления их реконструкции и степень устойчивости в целом. На основе этой модели разрабатываются средства и методы управления миграционными процессами, определяются контрольные цифры приема абитуриентов в учебные заведения и разрабатывается маркетинговая стратегия воздействий на региональный рынок труда.

Продолжая рассмотрение уровней структурной дифференциации региональной системы, обозначим пятый уровень, который выделяет национальную структуру региона.

Анализ национальной структуры при изучении особенностей населения достаточно актуален, поскольку многие регионы России являются этнически разнородными социальными общностями, что в определенной степени сказывается на характере и тенденциях развития этих общественных систем. В их рамках, как правило, выделяются общности «титульной» национальности, носители которой обладают некой ментальностью, выраженной через особенности национальной культуры (в первую очередь, материальной), ценностных установок и приоритетов сфер деятельности. Эти особенности и приоритеты в большей или меньшей степени находят отражение в политике и стратегии развития региона, что не всегда обусловливает объективную эффективность процессов в различных сферах общественного производства. Такая «пробуксовка» при реализации национальной политики региона обусловливается, на наш взгляд, следующим главным обстоятельством – переоценкой потенциала материальной культуры представителей титульной национальности, которая закладывается в основу развития социального производства в регионе.

Мы не считаем необходимым подробно анализировать здесь вопросы этнических детерминант, влияющих на характер развития региона, а только обозначаем эту проблему, подчеркивая ее дискуссионный характер. На взгляд авторов, эти национальные факторы и особенности в современных условиях во многом нивелированы общими социальностью и культурой, сложившимися во всем обществе в процессе его эволюции. Учитывая это обстоятельство, можно утверждать, что в отношении многонациональной социальной общности понятия материального производства и производства и воспроизводства социальных связей приобретают наднациональное звучание. Таким образом, в аспекте анализа развития региона, эта проблема переходит из социологической сферы в разряд политических.

В заключение необходимо выделить управленческую структуру региона как один из необходимых элементов данной системы. Как уже отмечалось, целевая функция развития этой системы направлена на обеспечение оптимальных условий хозяйствования и проживания людей, воспроизводство трудовых, инфраструктурных и природных ресурсов с учетом потребностей населения. Очевидно, что реализация этой цели требует создания определенной управленческой системы, координирующей и контролирующей развитие основных процессов в структурных компонентах региона.

Итак, в процессе управления развитием региональным социумом приходится иметь дело со следующими его основными компонентами:

  • элементной базой, составленной производственной структурой и инфраструктурой региональной системы, образующими социальную базу и, одновременно, среду жизнедеятельности людей;
  • населением региона, со всеми разнообразными признаками (количественными и качественными), его характеризующими;
  • системой общественных отношений (экономических, правовых, идеологических, административных и т.д.), утвердившихся в рамках регионального социума и аналогичных взаимосвязей с внешним по отношению к региональной системе социальным пространством.

Очевидно, что эти компоненты и должны выступать объектами управления, так как активно задействованы в процессе развития всего регионального социума. Необходимость в управлении обусловлена еще и тем, что указанные компоненты представляют собой сложные системные образования. Следовательно, для них характерны проявления социальной самоорганизации как спонтанного процесса внутрисистемного регулирования и определенный организационный порядок в виде относительно устоявшихся норм внутрисистемных отношений. Очевидно, что эти два признака социальных объектов являются противоположностями, взаимодействия между которыми строятся на уровнях взаимопроникновения, взаимопредполагания и взаимоисключения. Закономерно, что в определенный период эти взаимодействия выйдут на «конфликтный» уровень: возникнут противоречия, разрешение которых может происходить в формах не вполне адекватных с позиций социального прогресса. По этим причинам и формируется механизм социального управления системой, который, вырабатывая комплекс целенаправленных воздействий на объект, способствует гармонизации его внутренних связей и отношений средствами использования имеющейся ресурсной базы.

Одной из основных функции управления является упорядочение функционирования и развития региона как элемента общества и как относительно самостоятельного социально-территориального образования. Это предполагает решения как минимум следующих комплексных задач:

  • достижение оптимального баланса властных (управленческих) полномочий между субъектами регионального управления и центральными органами власти;
  • сведение к минимуму элементов непредсказуемости в развитии материальной базы жизнедеятельности населения региона;
  • разработка оптимальной требованиям времени идеологии развития региона, формирование адекватного избранной управленческой стратегии общественного мнения населения регионального социума;
  • контроль и регулирование потоков «материи», «энергии» и «информации» с целью оптимального использования и воспроизводства ресурсной базы региона.

Ниже мы представляем динамическую модель цикла управления развитием региона, в которой выделяются не только основные элементы управленческой системы, но и их функции, дифференцированные по двум уровням (см. рис. 5.8).

Итак, в процессе управления развитием региона приходится иметь дело с тремя ее основными компонентами: «идеями» (результатами научно-исследовательской деятельности, в том числе с социальными моделями и прогнозами); «предметами» (структура региональной системы, ее элементная база) и людьми. Очевидно, что все эти компоненты должны быть активно задействованы в процессе развития региона. Они находят реальное отражение и проявляют себя соответственно:

во-первых, в решении задач научно-методического обеспечения эффективного управления системой;

во-вторых, в разработке оптимальной структуры объекта управления и его элементной базы;

в-третьих, в способности руководства мобилизовать людей на решение этих проблем.

При этом функции анализа возникающих проблем, при постоянной реорганизации системы (ее  развитии), принятии решений и передачи этих решений непосредственным исполнителям следует определить как параллельные функции, поскольку они являются прерогативой любого акта управления (см. рис. 5.8).

Последовательные функции состоят в планировании развития системы, осуществляемого при выборе стратегии действий, которая, в свою очередь, разрабатывается на основе прогнозов изменения факторов внешней среды. К этой же группе функций управления относятся такие, как: решение проблем оптимального баланса трудовых ресурсов региона; развитие структуры материального производства и его инфраструктуры; координация деятельности различных субъектов управления и т.д. Завершает указанную цепь последовательных действий – контроль полученных результатов.

По сути, эта функция управления представляет собой своеобразную систему сравнения, где определяется соответствие между достигнутыми результатами и прогнозируемым уровнем развития (состояния, качества, социальной и экономической эффективности и др.) элементов и связей системы при решении ряда частных задач. Результатом реализации этих функций управления должен явиться адекватный сложившимся условиям вариант организационной и функциональной структуры объекта управления. Достижение этого результата свидетельствует о завершении цикла управленческих действий. Но очевидно, что для реализации этой серии мероприятий необходима разработка комплекса более общих проблем, успешное решение которых обеспечит эффективность управления на стадии, завершающей цикл. Промежуточный уровень процесса управления предусматривает разработку программ и методик решения различных задач, связанных с планированием развития региональной системы с целью ее структурной и параметрической оптимизации.

Итак, на рис. 5.8 представлена обобщенная схема цикла управления региональной системой, где на трех его уровнях реализуется ряд последовательных функций, направленных на оптимальное развитие региона в соответствии с его целевой функцией. Цикличность управленческих действий обусловлена тем, что, как уже подчеркивалось, объект управления должен постоянно находиться в состоянии реорганизации, то есть постоянно адаптировать свою параметрическую структуру к изменяющимся факторам внешней среды. Организация связи (координации, преемственности) между циклами управления — наиболее сложная научно-методическая проблема. Концептуально ее решение состоит в сравнении и анализе результатов соответствующего цикла управления с эмпирическими моделями ее состояния и развития. Наличие такой обратной связи позволяет объединить в единый процесс циклы управления системой, а также:

  • определить социальную и экономическую эффективность деятельности различных структур региона в сфере его общественного производства;
  • разработать наиболее эффективные программы последующих этапов развития региональной системы;
  • осуществить проверку валидности прогнозов и моделей развития отдельных структур.

Необходимо также подчеркнуть, что представленная структура управления должна рассматриваться как некий алгоритм, фиксирующий лишь основные принципы концепции управления региональной системой. Тем не менее, изложенные методологические принципы являются достаточно универсальными и могут быть использованы в качестве основы при проектировании различных структур, призванных регулировать развитие других социальных объектов.

Наконец, в структуре региональной системы выделяется блок «образ жизни населения региона»,на анализе которого необходимо остановиться подробнее.

Очевидно, что образ жизни населения можно рассматривать как комплексный, интегративный показатель факторов состояния и уровня развития всей региональной системы.

Под образом жизни понимается способ жизнедеятельности личности, социальной группы, региональной общности, осуществляемый в рамках определенной системы общественных отношений в соответствии с нормами и ценностями, отражающими эти отношения. Данное понятие можно представить в виде системы, состоящей минимум из двух компонентов: количественной — «жизненный стандарт» и качественной — «качество жизни».

Первая компонента — жизненный стандарт отражает социоэкономическую сторону уровня благосостояния людей, дает количественную оценку степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Структура данной компоненты такова:

– плотность  и структура населения;

– занятость населения;

– материальное благосостояние;

– реальные доходы;

– условия и сфера приложения труда;

– объем и структура потребления материальных благ;

– структура бюджета свободного и рабочего времени;

– жилищно-бытовые условия и коммунальное обслуживание;

-уровень образования и квалификации;

– уровень детской смертности;

– средняя продолжительность жизни населения;

– уровень здоровья населения и т.д.

Подчеркнем еще раз, что приведенные показатели фиксируют количественную компоненту категории «образ жизни», поэтому их операционализация не должна вызвать затруднений.

Что касается качественной стороны, то к выделению ее критериев существует множество подходов, порой взаимно исключающих друг друга. Попытаемся подойти к решению этого вопроса с рациональных позиций, т.е. отвлечения от противоречивого разнообразия и выделить актуальную необходимость в «чистом виде».

На основании анализа разработок Ангела Тодорова (1990 г.), Игоря Бестужева-Лада (1986 г.), Веры Куценко (1983 г.), Дмитрия Изуткина (1991 г.), Владимира Дильмана (1987 г.) и многих других авторов; а также рекомендаций ЮНЭСКО по определению качества жизни (1985 г.), перечня социальных индикаторов с учетом региональной специфики (Кембридж, 1996 г.) и некоторых других источников появилась возможность разработки адекватной современным представлениям классификации данных критериев.

1. Ценности трудовой деятельности:

– содержание и творческие моменты труда;

– качественная сторона условий труда;

– социальная эффективность деятельности;

– степень технологической свободы;

– возможности профессионально-квалификационного роста;

– возможности продолжения профессионального образования;

– степень информированности по производственным вопросам;

– право голоса при обсуждении производственных проблем и другие.

2. Институциональные ценности:

– степень свободы личностного самоутверждения;

– уровень демократизации общественных отношений;

– степень социальной уверенности;

– включенность в политические отношения;

– включенность в экономические отношения (отношения к собственности и распределению);

– уровень юридической (правовой) поддержки;

– отношение к религии (степень религиозности) и другие.

3. Духовный статус:

– структура духовных ценностей;

– нормы поведения и формы общения (моральный стандарт);

– уровень эстетического сознания и другие.

4. Структура свободного времени.

5. Критерии здорового образа жизни:

– гигиеническая обоснованность поведения человека;

– физиологически оптимальный режим труда и отдыха;

– достаточная двигательная активность;

– рациональное питание и другие.

Итак, с помощью первых двух групп индикаторов фиксируются социально-статусные позиции личности. Остальные критерии определяют общесоциальный – культурный потенциал индивида. После фиксации названных двух позиций осуществляется непосредственный переход к наполнению реальным содержанием категории «образ жизни», который осуществляется средствами корреляционного и факторного анализа. Причем, основанием корреляционной взаимосвязи или факторного ранжирования является комплекс количественных критериев «жизненного стандарта», которые соотносятся в различных вариациях с качественными индикаторами. Такой подход привносит объективную конкретику в процедуру анализа и позволяет осуществить дальнейшую формализацию выделенных критериев.


[1] См., например: Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические  прогнозы. М.: Мысль, 1999.; Бахметова Г.Ш. Методы  демографического  прогнозирования.- М.: МГУ, 1998.; Румянцева Т.М. Интервью с будущим: Методологические принципы  социального прогнозирования.- Л., 1971.; Рыбаковский Л.П.  Методологические вопросы прогнозирования населения.- М.,1978 и другие.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля