
Кроме профессорско-преподавательского состава в вузах есть еще и обслуживающий персонал. Это секретари, методисты, специалисты-ремонтники, водители, охрана, уборщики и т. д. Традиционно важнейшим подсословием обслуживающего персонала в вузах являются секретари и методисты. на них лежит вся техническая работа по обеспечению педагогического процесса: они ведут всю документацию, связанную с распределением нагрузки, учебными программами и планами, стенограммами заседаний кафедр, составлением табелей на зарплаты преподавателей (секретари и методисты кафедр), занимаются составлением расписания на основе учебных планов, составлением самих учебных планов факультетов, работают с документацией, связанной с управлением факультетом (секретари и методисты деканатов) и с управлением всем университетом и отдельными сферами его деятельности: учебной, научной, воспитательной, финансовой (секретари ректора, проректоров, работники различных отделов, бухгалтерии). Без секретарей, методистов, вспомогательного персонала работа вузов была бы парализована.
По мере того как в вузах на первый план стала выступать функция социальной изоляции, важную роль стали играть и охранники. Они осуществляли контроль за порядком и выполнением приказов ректора не только в зданиях вуза, но и в общежитиях, а необходимость такого контроля лишь увеличивалась. И дело не только в том, что вузы обрастали инфраструктурами контроля (контрольно-пропускная система, дресс-код), но и в том, что коммерческие наборы привели к тому, что в вузы стали попадать молодые люди того психологического типа, который раньше был свойствен только учащимся ПТУ: имеющие низкий культурный уровень и уровень социальной адаптации, агрессивные, склонные к девиантному поведению, к конфликтам с другими студентами и преподавателями, к употреблению алкоголя и наркотиков. Для того чтобы их обуздать, недостаточно мягкой воспитательной работы, которую ведут со студентами преподаватели-кураторы. Здесь нужна физическая сила.
Вместе с тем зарплата обслуживающего персонала в 1990-е годы стала настолько мизерной, что по сравнению с ней даже зарплаты преподавателей были велики. Как правило, методисты получали значительно меньше прожиточного минимума, и перспектив на повышение зарплаты у них не было: не имея ученых степеней и званий, они были обладателями низших разрядов в тарифной сетке. В 1990-е годы из вузов стали уходить профессиональные секретари и методисты и стали требоваться охранники, а денег на зарплату работникам охранных агентств у вузов не было.
В этой ситуации в вузах возникает новая кадровая политика, которая не привлекает к себе внимания исследователей высшего образования в России, между тем она внесла существенные коррективы в социальную структуру вузов. Постепенно на должности секретарей и методистов, а позднее и охранников стали брать студентов (методистами и секретарями — девушек, охранниками — юношей). Большинство постсоветских студентов были молодыми людьми, не состоящими в браке, не имеющими детей и находящимися на иждивении у родителей, поэтому их основные жизненные потребности были обеспечены и так (в отличие от секретарей и методистов прежней генерации — взрослых людей, как правило, женщин, имевших семьи и детей). Зарплата, которую они получали, была лишь надбавкой к стипендии (и надо сказать, не намного превышающей эту стипендию) и шла им на «карманные расходы». не зарплата привлекала их на этих низших вузовских должностях, а положение, которое обеспечивало им сдачу зачетов и экзаменов и перевод с курса на курс без тяжелого честного учебного труда. Если они более или менее сносно справлялись со своими обязанностями, то начальство рекомендовало преподавателям закрывать глаза на пробелы в их познаниях, дабы кафедра или деканат не лишились своих работников. Правда, хороших профессионалов, подобных тем, которые были на их местах раньше, среди них не могло быть по определению: трех или четырех лет работы было недостаточно, чтобы овладеть всеми необходимыми навыками на высоком уровне. В силу этого регулирование учебного процесса было сильно расстроено, расписания занятий стали составлять из рук вон плохо, участились срывы занятий из-за накладок. но начальство это устраивало, поскольку работа хоть плохо, но шла, а многие преподаватели также были довольны: непроведение занятий всегда можно «свалить» на плохое расписание.
Вскоре, впрочем, сложилась парадоксальная ситуация, которая преподавателям уже нравилась гораздо меньше. Студенты, работающие на должностях обслуживающего персонала вуза, превращаются в привилегированное подсословие, некоторые члены которого стали даже… взимать ренту со своих преподавателей. Преподаватель, конечно, мог не иметь дружеских отношений с методистами деканата, которые одновременно являлись его студентками и сдавали ему экзамены, и мог даже проявить принципиальность и поставить им неудовлетворительные оценки. но тогда он рисковал тем, что занятия ему поставят, например, в самое неудобное для него время и его опоздание на 5 минут зафиксирует деканатская проверка, что закончится написанием объяснительной записки на имя декана. Так и получилось, что доктор наук и профессор несет коробку конфет методистке из деканата, которая одновременно его студентка, а значит, наоборот, по неписаным законам вуза, она должна дарить своему преподавателю конфеты перед экзаменом. Система стала расшатываться от внутренних противоречий.
Разумеется, в среде обслуживающего персонала и раньше были привилегированные подсословия, ведь обслуживающий персонал разделяется на подсословия, которые обслуживают разные сословия вуза, имеющие различный иерархический статус. Скажем, секретари разделяются на секретаря ректора, секретарей проректоров, секретарей деканов и заведующих кафедрами. Формально заведующий кафедрой, доктор наук и профессор имеет более высокий статус, чем секретарь (секретарша) ректора. на самом деле секретарь (секретарша) порой выше иного профессора, потому что имеет прямой доступ к ректору, может повлиять на его решения (особенно если находится с ним в особых, близких отношениях), в конце концов, принимает решение, кого и когда пускать к «шефу», а кого можно подержать в приемной подольше (или чьи документы занести на подпись раньше, а чьи — позже). Рента, которую собирали такие привилегированные подсословия обслуживающего персонала, была, как правило, подарочной (конфеты, духи, алкоголь и т. д.). но до 1990-х это не были студентки и студенты, а если и были, то заочники.
В этот же период постепенно начинает расти значимость таких подсословий вуза, как работники бухгалтерии и различных отделов (международного, учебно-методического, отдела строительства и т. д.), от которых зависело распределение жизненно важных для вуза и его работников ресурсов. Скажем, бухгалтерия могла по целому ряду причин задержать выплату зарплаты той или иной кафедре, и такое часто случалось в реальности, истинной причиной такой задержки могло быть, например, нежелание преподавателя этой кафедры поставить просто так зачет работнику бухгалтерии, который одновременно заочно учится на экономическом факультете. начальник международного отдела мог помочь пройти научную стажировку в заграничном вузе, а мог, наоборот, сорвать ее при помощи бюрократической волокиты и т. д.