Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 11.jpg

Читатели моего канала знают, что я очень люблю Высоцкого и считаю его творчество ярчайшим выражением именно советской русской культуры – не в ее лубочно-пропагандистской форме, а такой, какой она была в реальности. Я понимаю, что в чем-то сравнивать Высоцкого и Пушкина невозможно (тем более они представители двух разных измерений искусства – устного и письменного), но тем не менее, так же как поэзия Пушкина – энциклопедия русской жизни начала 19 века, творчество Высоцкого – энциклопедия советской жизни 1950-1970-х гг. Высоцкий создал огромное количество образов – от алкоголиков и бичей до героев войны, по которым легко можно восстановить не только быт, но и дух той эпохи. Ему в этом помогло дарование актера – он перевоплощался в этих персонажей… Хотя про Пушкина тоже писали, что он – Протей, и что в одних стихах – он испанец, в других – человек Востока, в третьих – еврей.. Он, кстати, и сам с удовольствием переодевался в костюмы разных народов в южной ссылке, о чем пишут очевидцы…
Но есть и еще одна параллель, о которой я упоминал, но повторю еще раз. Это схожесть «исторической ниши», в которой им суждено было жить. Начало жизни каждого из них пришлось на либеральные преобразования (в случае Пушкина – «дней Александровых прекрасное начало», в случае Высоцкого – хрущевская «оттепель»), причем, оба поэта считались в тот период бунтарями и вызывали подозрение у властей. Но оставшаяся часть их жизней пришлась на очередное «подмораживание России» (николаевская эпоха и брежневский «застой»). И оба не дожили до новой либерализации (Пушкин до эпохи реформ Александра Второго, хотя в год отмены крепостного права ему исполнилось бы всего 62 года, Высоцкий – до горбачевской перестройки, хотя в 1988 ему было бы всего 50). Но вот что интересно: и Пушкин, и Высоцкий имели высокопоставленных покровителей: в случае Пушкина – это сам император Николай Первый, который вызвался быть личным цензором поэта, тем самым освободив его от официальной цензуры, в случае Высоцкого – председатель КГБ Ю.В. Андропов, который был почитателем барда и, по слухам, помешал его высылке за рубеж. И оба поэта к концу жизни стали заметно клониться к консерватизму и патриотизму, отойдя от ультрареволюционных идеалов молодости и дискредитировав себя в глазах «непримиримой оппозиции»: Пушкин – «шинельными одами», Высоцкий – отказом поддержать диссидентов (он не подписал ни одного письма в их защиту, а в интервью американскому ТВ заявил: у меня есть претензии к властям моей страны, но обсуждать я их буду не с вами). Случайно ли это, что «первый голос дворянской России», и «первый голос России советской» жили во времена неоднозначные и жестоковыйные, но не укладывались в прокрустово ложе идеалов «эмигрантско-подпольного либерализма» и казенно-лоялистского консерватизма (и в тоже время не превратились в банальных лоялистов)? Думаю, нет – такова судьба настоящего искусства и его творцов – не помещаться в «ожидаемые рамки»…
А вот песня Высоцкого про его отношение к эмиграции и диссидентству – «Нет меня. Я покинул Рассею…».

Рустем Вахитов

Источник: ТГ “Красная Еврзия”

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля