
Социологи провели замеры российских чувств и умонастроений
Приписываемый Марку Твену афоризм про ложь, наглую ложь и статистику не сильно умаляет интереса к традиционным ВЦИОМовским итогам на этот раз високосного 2024-го, богатого на события и ставшего уже историей.
Завораживает цифр данность
Больше двадцати лет Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) задаёт вопросы об итогах года для страны в целом и о достижениях каждого в отдельности. Мнения собираются ежедневно с помощью телефонных опросов 1600 человек в 80 регионах РФ. По опросам трёх минувших лет на личном фронте доминируют позитивные оценки: в 2022-м 52 процента респондентов назвали год для себя удачным, в 2023-м — 57 процентов, в 2024-м — 53 процента. А вот касательно страны — за исключением нулевых, чаще превалирует негатив. Так и минувший 2024-й год сочли очень тяжёлым для России 70 процентов соотечественников. Лишь 25 процентов назвали его хорошим. В 2023-м соотношение было чуть оптимистичнее: 66 х 26 процентов. А если взглянуть на пятилетние замеры, то самым тяжёлым (88%) признан 2020-й — год пандемии и коронавируса, ввергший всех в неизвестность и резко переформатировавший образ жизни и мышление. Только 8 процентов опрашиваемых сочли его положительным.
На вопрос про следующий год обычно 65–70 процентов фокус-группы отвечает, что он будет лучше. В 2024-м такой ответ дали 68 процентов опрошенных. Сейчас 25 процентов участников анкетирования видят 2025-й трудным для себя и своих семей. В 2022-м сложности грядущему новому году предсказывали
32 процента жителей РФ. Для страны ожидания иные:
55 процентов респондентов надеются, что 2025-й будет лучше,
а 40 процентов полагают, что Россию в наступившем году ждут весьма непростые времена — это на семь процентов больше, чем год назад. Что стоит за этими цифрами? Почему они именно такие? Какие токи и энергии питают общество, создавая данное мироощущение, определяя тон наших эмоций, чаяний и дум?
Приспособились…
Один из значимых выводов прошедших 12-ти месяцев: мы сплотились — не взирая на все нелёгкие испытания, а во многом, наверное, благодаря им. Социологические замеры показывают низкий уровень протестных настроений в России. По истечении почти трёх лет тема СВО из доминирующей и экстраординарной стала важнейшим фактом обыденной реальности, к которой люди адаптировались и приспособились. По словам директора департамента политических исследований ВЦИОМ Михаила Мамонова, главную роль в устойчивости сегодняшней политической платформы сыграл «донбасский консенсус», объединивший патриотические силы общества. Поддержка власти Путина достигла в минувшем году рекордных объёмов. Доверие к президенту РФ, его деятельности незыблемо высоко (76%). Ни трагедия в Курской области, ни взрыв в «Крокусе», ни убийства генералов и журналистов не пошатнули путинского «супербольшинства». Попытки геополитических противников торпедировать кремлёвскую коалицию провалились. При этом значительная часть наших сограждан — за прекращение военных действий, желает мира и добрых перемен. Так что сроки СВО — её завершение или затягивание — останутся среди самых горячих и болевых точек. Ещё один немаловажный фактор политической ситуации — выборы в Госдуму 2026-го года. Предвыборная борьба не за горами и скоро забурлит, особенно в регионах. Продолжится процесс обновления элит: коррупционные, непатриотичные будут заменяться теми, кто прошёл СВО и руководителями, продемонстрировавшими эффективность в условиях санкционного давления. «Социальные лифты в российском обществе начинают двигаться всё быстрее. Острый запрос в этой сфере реализуется», — сказал Михаил Мамонов.
Зима тревоги нашей
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов похвалил налоговую реформу, без драм и конфликтов перераспределившую бремя налогов. Прогрессивная шкала была поддержана большинством населения, а ключевой эффект реформы — в надежде на сокращение имущественного неравенства, десятилетиями раскалывающего наше общество. Из главных экономических сюжетов, повлиявших на социальное самочувствие и поведение россиян, Степан Васильевич на первое место поставил фронтальный рост доходов. Если прежде базовыми были пенсии, стипендии и разного рода пособия, то сейчас — растущая зарплата, вызванная дефицитом кадров на фоне экономического подъёма. Существенно изменилось и поведение работников, почувствовавших, что они могут диктовать работодателю свои условия, требовать и получать прибавку, а при отказе с лёгкостью находить другое высокооплачиваемое место. Страха остаться без работы сегодня практически нет. Хотя при поиске учитывается не только оклад, но и социальный пакет, атмосфера в коллективе и корпоративная культура. Кадры — основной дефицит: 86% предприятий испытывают кадровый голод. С другой стороны, низкая безработица не позволяет проводить в экономике серьёзные структурные изменения. Стоимость труда стремительно растёт, но не достигла уровня, мотивирующего бизнес инвестировать в автоматизацию и роботизацию производства. При этом цифровизация продолжит прогрессировать, а искусственный интеллект в качестве движущей силы занимать лидирующие позиции всюду и везде.
Одновременно социологи предрекают негативные эффекты от удорожания жизни и мягкой просадки российской экономики. Действия ЦБ, не уменьшив инфляции, приведут к снижению экономического роста, сокращению покупательного спроса и депрессивным настроениям у потребителей, которые из-за высоких кредитных ставок не смогут осуществлять крупные приобретения, теряя стимул к продуктивному труду.
В подобной ситуации не исключены всплески общественных недовольств и угроза социального напряжения. Антимигрантские эмоции тоже не утихнут, и схватка вокруг регулирования потока мигрантов продолжится. Актуальным останется узел решения демографических проблем, поддержки семей и стимулирования рождаемости. В молодёжной среде наберёт темп формирование отвергающей западные идеалы «российской мечты» — её контуры только-только намечаются. Должен заработать в полную силу стратегический нацпроект «Молодёжь и дети», поддерживающий юное поколение — с младенчества до школы, вуза, начала карьеры и появления собственной семьи. На эти благие цели рассчитывают выделить свыше 1,55 триллиона рублей. Вот такие социологические прогнозы. «В декабре проверим: попали пальцем в небо или «в десятку», — улыбнулся глава ВЦИОМа Валерий Фёдоров.
Так или иначе, даже если они немножко и манипулируют цифрами, скажем социологам спасибо. Что следят за пульсом страны, градусом накала наших страстей и общей температурой на любимых российских просторах.
What will happen to the Motherland and to us
Results of the year
Sociologists have measured Russian feelings and attitudes.
Outbreaks of public discontent and the threat of social tension are not excluded. Anti-migrant emotions will not subside either, and the battle over regulating the flow of migrants will continue. The issue of solving demographic problems, supporting families and stimulating fertility will remain relevant. The formation of the “Russian dream”, which rejects Western ideals, will pick up pace among young people — its contours are just being outlined. The strategic national project “Youth and Children” should be fully operational, supporting the younger generation — from infancy to school, university, the beginning of a career and the emergence of their own family. They expect to allocate over 1.55 trillion rubles for these good purposes. These are the sociological forecasts.
Tatiana Kovaleva
Источник: https://www.gazeta-slovo.ru/publikatsii/publikatsii_8128.html