
Начну с того, что я лично застал переход на эту систему работая внутри системы – в ВУЗе и большой разницы в качестве изменения своего труда не заметил, но системные изменения, а с ними и результаты были достаточно большие.
Сперва изменили программы по каждому предмету, а затем и началась корректировка общего плана дисциплин. Вообще о том как это проходило внутри университета много не напишешь, так как в тот период к этой проблеме добавлялось масса других.
Я могу лишь поделиться собственным мнением и наблюдением по некоторым пунктам.
Но сперва предлагаю пройтись по преимуществам, хотя до них мы в итоге так и не дошли и большинство ими не воспользовалось.
Основная идея этой системы – это унификация образования по всей Европе. Вот табличка стран вошедших в неё.
Как видим основных идеологов, хитро навязывающих свои правила в Европе – “наглосаксов” тут нет. Они потому что очень дорожат своей системой образования и на подобные эксперименты явно не пойдут(это до тех доношу кто боготворит их).
Смысл в том, что ВУЗ теперь становится с родни техникуму и начинает клепать бакалавров, причем их уровень даже будет ниже техникумовского, так там хоть практика есть регулярная и вообще техникумы заточены под конкретный специалитет и отличаются большой практической частью.
У нас бакалавры учатся 4 года, хотя изначально планировалось 3. Затем идет магистратура. В чем отличие. С точки зрения того, что планировалось – это то, что после бакалавриата ты можешь работать по чужим проектам или создавать свои, но в рамках рекомендаций от производителя даже дополнять их(квалифицированный проектировщик и сборщик промышленного конструктора ). Но вот что-то более серьезное, это уже магистр или инженер.
Магистратура – это еще 2 года к учебе, но там студент(уже бакалавр) предоставлен в основном сам себе и сказать что он усиленно учиться сложно. Есть, конечно, те кто с пользой проводили это время. Но поверьте, когда учится полноценная группа, она более гибкая и способна взять больший объем знаний, чем несколько человек учащихся по собственному графику.
Поэтому после 6 лет обучения, человек уже имеет инженерное образование, но в силу раздробленности учебного процесса будет уступать инженеру с 5 -ти летним сроком обучения.
Далее идет докторнатура, но это та же наша аспирантура и в целом таковой и являлась.
Еще раз повторюсь, что это личное мнение автора и оно может не совпадать с вашим в силу субъективности.
Но это лишь начало. Самое интересное, что на определенном этапе студент начинает сам себе выбирать предметы(нормальный такой подход, говорю с ухмылкой).. Честно сказать, что если бы мне предоставили такой выбор, когда я был студентом, то я бы им явно воспользовался. Причем некоторые предметы однозначно бы вычеркнул. Но забегая вперед скажу, что это было бы большой ошибкой, так как самые тяжелые предметы, как правило, если и не нужны напрямую, то хотя бы формируют системное мышление. А что за инженер получится из ученика, если он не способен видеть общую картину.
Еще учась на втором курсе, мы уже знали какие предметы будут тяжелыми и постарались бы их избежать.
Сейчас же, по прошествии стольких лет, начинаешь понимать, что 95% материалов были в тему, остальные 5% сложно сказать. Так оставить или назначить другие предметы. В целом программа должна обновляться каждые пять лет, если не чаще. Но это уже другая история.
Как вы понимаете, дело пошло, программы переработаны, учебный процесс тронулся. Старая система начала реформироваться, но вот кадры то работают прежние (это кстати не плохо и не хорошо), то есть в целом система новая, но с прежними устоями. Видимо, понимали в целом руководители, что ни к чему хорошему это не приведет.
Но вот что-то европейское сообщество и не стремилось наших специалистов пускать к себе. Появилась масса нюансов, которые были не учтены или служили предлогом, но как итог, смена выпускного документа никак не ускорила и не изменила процесса европиизации специалистов. Правда стоит отметить, что и у нас то, свежеиспеченные специалисты не особо где нужны, так как их еще доучивать нужно.
А вот те, кто действительно нужен был, тех брали совсем по другим критериям. Они, кстати, и со старыми дипломами и своим опытом отлично нашли себе применение на Европейском поприще. Правда в основном это программисты. Хотя из других сфер у меня просто нет информации.
Получается вывод первый, что те плюшки, которые обещались вначале в принципе оказались бы не работоспособны в любом случае.
Движемся дальше. Все-таки ВУЗ это тема уже профессиональной и углубленной подготовки и тут люди отобраны уже мотивированные и в принципе самостоятельные относительно школьников. Поэтому какой-то процент способен учиться и в таких условиях нормально. Но вот школа привыкла готовить учеников по другому.
И основные последствия идут как раз отсюда, на мой взгляд. Старшеклассники получили возможность выбирать, повторюсь, что студенты на втором курсе еще сырые для самостоятельного выбора. А вот старшеклассники тем более. А они то уверенные, что им некоторые предметы никогда не понадобятся в жизни и поэтому отказываются от них в угоду узкому кругозору. “Зачем мне знать и понимать географию, если гугл под рукой” – мысли некоторых.
Так то так, но как ты соберешь целостную картину в голове если не знаешь деталей. А для себя ты решил уже, что знать их особо и не надо.
Примерно 15 лет назад, пошли слабые студенты и получается, что знания в ВУЗе стали даваться либо в неполном, либо в облегченном формате.. В тот момент я только видел эту картину, но причин исходных до конца не понимал. Но при встрече с однокурсниками уже тогда им говорил, что нужно работать со студентами и старался толковых пристроить на специализированные направления. Многие кстати там и работают до сих пор.
Кстати провал в школе думаю прошел не только из-за болонской системы об этом лучше учителя напишут, кто в тот момент работал в школе. (Со школой я начал работать намного позднее.) А провал пошел из-за системного сбоя. То есть нарушилась работа системы. По каким причинам она была нарушена, сложно сказать, вероятнее всего хорошо продуманный саботаж наверху, но благодаря самоотверженности большого числа учителей мы этого не сильно еще ощутили.
Итак. вторая причина – это перемены в формате школьного образования. Где в угоду углубленного (оно не углубленное на самом деле, а общее) изучению предмета, начал падать кругозор ученика. Самое интересное, что в будущем всегда придется осваивать те знания, которые вам тяжело заходят, но разбираться в них придется. Этот навык лучше развить и закрепить в школе, чем в институте. Попутно расширяя свой кругозор. Некоторые родители об этом не хотят думать. не то что учителя.
Делается на самом деле это просто, но это уже другая статья.
Итак, подходим к ключевому фактору. в момент перехода от одной системы к другой, идет процесс перестройки и в такой момент, качество вообще падает к минимальному. Это в любой системе так.
В силу того, что я увидел только те процессы. которые проходят на местах, то мне сложно судить на уровне ректората и министерств. Уверен, что там тоже были свои “нежданчики”.
По истечении стольких лет, видна общая деградация знаний. То есть “топовые” ученики и студенты остались, они были есть и будут. Но общий процент их стал ниже. А вот общая масса выпускников очень сильно просела. Самое грустное, что они этого не осознают.
Нечего не изменилось только у ключевых ВУЗов столицы, так как у них всегда был большой конкурс и здесь они стали просто собирать больше сливок с регионов. А вот в регионах это хорошо аукнулось.
Статья немного затянулось, поэтому хочу подвести небольшой итог. На мой простой взгляд это была очередная “закладка” замедленного действия, от наших “друзей” живущих на кочке в атлантике. Прикрыв свой замысел непонятными возможностями, они решили на старых кадрах, не вкладываясь в переоснащение системы, перестроить в новое разрушив старое. Разрушить, конечно. не получилось, но качество сильно просело. и сейчас предстоит большая работа по возвращению системы в новый статус и переобучение тех, кто прошел через “жернова” европейских стандартов.
Поэтому отказ от этой системе заставит нас выстроить под себя систему и ту, которая хороша для нас.
Для тех кто неровно дышит в сторону Европы и восхищается ими университетами,я вас расстрою, то на что действительно стоит обратить внимание, как правило, закрыто от общих глаз и доступно только для элиты. Что и хотели повторить наши паразиты возомнившие себя элитой.
Поэтому набираемся терпения, и продолжаем трудиться над собой и быть примером для подрастающего поколения. А кричать, что они тупые, дак это кричать в свой адрес же.
Источник: https://dzen.ru/a/Y_tbInKXv3wyrhoJ