Университет — корпорация преподавателей-ученых, которая получает определенные привилегии от государства и иных общественных институтов за то, что она выполняет определенные социально важные функции: прежде всего, занимается научными исследованиями, передает научные знания представителям молодого поколения, готовя специалистов для общества и новые кадры для науки, и, наконец, воспитывает молодежь в духе базовых ценностей данного общества и готовит элиту общества.
Университет на Западе возникает в традиционном обществе, где господствует государственный и церковный раздаток жизненно важных ресурсов по социальным группам-сословиям и сдачи производимых ресурсов обратно государству и церкви. Средневековый университет также представляет собой раздаточный социальный институт (традиционный образовательный раздаток). Он получает государственные и церковные привилегии (право на свободу от местных властей, на бенефиции и денежную помощь преподавателям и студентам, на преподавание, возведение в степень и самоуправление) для выполнения важных для общества функций (сохранение и распространение научного знания, защита веры, христианское просвещение общества и смягчение нравов, подготовка специалистов по юриспруденции, медицине и теологии). Таким образом, с одной стороны, университет раздает ученые степени (бакалавра, магистра, доктора), которые обеспечивают определенное сравнительно высокое место в обществе и право на продолжение обучения в университете и подъема по университетской иерархии, с другой стороны, преподаватели раздают студентам знания. Знания в средневековом обществе представляют собой ресурс. Они рассматриваются как исходящие от Бога и потому принадлежащие не людям, а церкви, которая контролирует раздачу знаний в университете. Средневековая наука не стремится к умножению знаний, их всегда ограниченное количество, которого достаточно для нужд общества и которое нужно лишь воспроизводить, классифицировать, комментировать и раздавать. Раздача происходит через лекции, проверка усвоения знаний — через семинары и диспуты. Раздача предполагает сдачу: студенты сдают учебный труд, а преподаватель оценивает его качество на семинарах и во время диспутов. Свобода учебы и преподавания отсутствует, всё контролируется церковью и университетской корпорацией. Отношения между преподавателями и студентами иерархические: студент — ученик, преподаватель — мастер средневекового цеха.
После перехода Запада на стадию модерна изменяется и само об-
щество, и университет. В обществе происходит переход от раздатка к обмену и приросту как базовой матрице. Обмен предполагает наличие частной собственности как предмета обмена, равноправие и свободу выбора для участников обмена, конкуренцию. Обмен разделяется на экономический (рынок), политический (представительная, либеральная демократия) и социально-духовный (наука, искусство буржуазного общества). Прирост (капитала, власти, духовных благ) — цель устремлений, критерий успешности во всех сферах жизни этого общества.
Раздаток тоже сохраняется, но внутри самого государства (государство раздает своим членам — чиновникам — полномочия и обязанности для выполнения ими служебной деятельности). Гражданское общество функционирует по правилам обмена, государство старается не вмешиваться в его деятельность и лишь задает правила обмена, что тоже связано с раздатком (например, обеспеченным гражданам классическое модернистское государство раздает избирательные права).
Классический модернистский университет (гумбольдтовский университет), который возникает в результате реформирования средневекового университета, полностью повторяет эту структуру модерного общества. Профессора университета являются здесь государственными чиновниками, которые включены в государственный раздаток и за свой служебный труд (научную деятельность и преподавание) получают раздачи (жалованье, должности, свободу преподавания и свободу научного исследования). Особо подчеркнем, что преподаватель в гумбольдтовском университете — ученый нового типа, который не только сохраняет, но и приумножает научное знание, и само научное знание теперь рассматривается не как ограниченный набор ресурсов для раздачи, а как частная собственность исследователя, которой он может делиться с другими исследователями в обмен на признание его научных заслуг (цитирование) и рост научного рейтинга.
Следовательно, профессора — не только госчиновники-ресурсополучатели, но и участники научного и образовательного обмена. Учеба в гумбольдтовском университете — обмен, и потому сфера, где студенты встречаются с преподавателями, представляет собой аналог гражданского общества. Преподаватели отдают студентам свои знания (точнее, методы получения этих знаний) в обмен на прирост своего научного и преподавательского рейтинга (ведь преподавание теперь не раздача знаний, а демонстрация самовоспроизводства научного знания: преподавая, профессор или доцент одновременно занимается научной деятельностью). Затем общее суммарное количество своего учебного труда студент обменивает на диплом, который ему выдает университетская корпорация в целом. Иначе говоря, студент здесь вступает в отношения обмена с университетской корпорацией как равноправный и свободный партнер — отсюда и наличие у него свободы выбора преподавателей и курсов, отсутствие внутренних академических экзаменов.
Затем, сдав государственный экзамен комиссии, состоящей из чиновников соответствующего министерства, выпускник гумбольдтовского университета превращается из члена гражданского общества в государственного чиновника.
Во второй половине ХХ века западное общество трансформируется в постмодернистское. Это выражается, в частности, в том, что уси
ливается роль государства, которое начинает вмешиваться в сферу обмена, ограничивая свободы рынка, облагая богатых высокими налогами и перераспределяя изъятые средства, превращенные в государственный ресурс, в пользу дискриминируемых групп посредством социальных раздач.
В постмодернистском американском исследовательском университете, пришедшем на смену гумбольдтовскому, мы наблюдаем проникновение раздатка в сам учебный процесс. Университет остается получателем государственных раздач и центром фундаментальных и прикладных научных исследований, в нем сохраняется свобода преподавания и учебы, но теперь она ограничена. наряду с элективными есть обязательные курсы, появились внутренние академические экзамены, за низкий средний балл студента наказывают, принуждая к учебе, а если балл остается низким, студента исключают. В обменно-раздаточом обществе и университетское образование становится обменно-раздаточным.
Такова эволюция западного университета. Теперь перейдем к университетам в России.