Определяющим фактором при внедрении в России принципов исламского банкинга станет то, как эксперимент пройдет в Дагестане, а не в трех остальных экспериментальных регионах. Об этом EADaily заявил эксперт Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС Сергей Решетняк, комментируя принятие Госдумой России закона об исламском банкинге.

Вопрос введения исламского банкинга в нашей стране обсуждается еще с декабря прошлого года, поэтому вопрос облечения этого обсуждения в правовую форму был лишь вопросом времени, отметил эксперт. Сейчас он обрел вполне осязаемые формы, благодаря принятию в последнем чтении в Государственной думе РФ федерального закона о проведении эксперимента, в соответствии с которым в четырех субъектах России, в Чечне, Дагестане, Татарстане и Башкортостане, предусматривается введение особого экспериментального правового режима (ЭПР) деятельности по партнерскому (исламскому) финансированию.

Режим вводится на два года, с 1 сентября этого года и до 1 сентября 2025 г. При этом предусматривается возможность как продления срока действия данного режима, так и территориального расширения его применения, что фактически означает, что данный режим может быть веден на территории других субъектов РФ. И есть большая вероятность что именно так и произойдет, заявил Решетняк. Прежде всего интерес в исламском банкинге однозначно возникнет у северокавказских республик, которые экономически взаимодействуют между собой, и бизнеса, работающего в данных регионах.

«В субъектах СКФО преимущественно исповедуют ислам, поэтому такой инструмент как исламский банкинг является достаточно ожидаемым и востребованным уже сейчас, поскольку он позволит привлекать инвестиции в бизнес, при этом не нарушая фундаментальные основы ислама, что нередко создавало неравные условия для бизнесменов мусульман и их конкурентов из других конфессий, которые могли спокойно использовать кредитный капитал», — заявил Решетняк.

По его словам, появление такого финансового инструмента однозначно усилит позиции бизнеса на Кавказе. Причем, подчеркнул он, речь идет именно о Кавказе в целом, «поскольку создается возможность взаимодействия с Азербайджаном и Турцией», а также «прочих регионах России, где ислам преобладает в конфессиональном смысле».

«Однозначно такой инструмент является очень важным в контексте привлечения к занятию предпринимательством мусульман, и прежде всего представителей молодого поколения, поскольку они смогут достаточно быстро адаптироваться к новым реалиям, и успешно использовать их возможности на практике. Это, в свою очередь, даст толчок для развития обозначенных регионов в целом, поскольку каждый новый бизнес это и рабочие места, и налоговые доходы соответствующих бюджетов и произведенный продукт, отечественного происхождения, что крайне важно в условиях незаконно введенных в отношении России санкций и контрмер, направленных на импортозамещение», — отметил эксперт.

Безусловно, отметил он, такие регионы как Ингушетия, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики и другие субъекты РФ заинтересованы в притоке дополнительных финансовых ресурсов и появлении новых рабочих мест.

«Однако сейчас они заняли скорее выжидательную позицию, пытаясь понять, как инструмент финансового банкинга заработает в российских реалиях, и насколько экономически успешным он окажется. И в этом плане показательно участие в программе, помимо экономически стабильных регионов Чечни, Татарстана и Башкортостана, еще и Республики Дагестан, имеющей более худшие показатели, нежели у первых трех регионов. Как раз именно опыт внедрения исламского банкинга в Дагестане должен стать определяющим, поскольку он как раз и покажет, может ли данный инструмент рассматриваться как инвестиционный и станет ли он триггером экономического роста республики. Если будет наблюдаться положительная динамика, то однозначно в программу будут включаться все новые и новые регионы, что потребует увеличения срока реализации самой экспериментальной программы. И очень хорошо, что она изначально учитывает данные расклады и создает возможности для таких шагов», — заявил Решетняк.

Он обратил внимание на ряд важных моментов. В первую очередь, по словам Решетняка, стоит отметить достаточно широкий перечень самих компаний, которые смогут работать как институты исламского банкинга. В перечень вошли не только кредитные организация и некредитные финансовые организация, но и юридические лица, зарегистрированные в форме потребительского общества, фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. То есть практически любое юридическое лицо. При условии, что оно становится на учет в Центробанке РФ, и включается в формируемый реестр таких субъектов. Это позволяет, во-первых, ЦБ РФ вести постоянный мониторинг не только за финансовыми институтами, но и прочими субъектами. А, во-вторых, появляется возможность отслеживать насколько субъект в праве предоставлять услуги исламского банкинга. Все это делает деятельность более прозрачной, экономически стабильной и легальной, отметил эксперт.

«При этом ЦБ РФ не берет на себя надзорные функции, за исключением финансовых организацией. Он осуществляет регулирование сферы в целом и контроль за ведением реестра и формальным соблюдением критериев состояния в нем. В связи с чем предусматривается участие в программе в качестве регулятора по отдельным вопросам для нефинансовых организаций и Министерства финансов РФ. В частности, это актуально для сферы ведения бухгалтерского учета», — отметил Решетняк.

По его словам, не менее важным становится вопрос стабильности самих субъектов, которые планируют заниматься такой детальностью. Для них устанавливаются требования по размеру собственных финансовых ресурсов. Минимальный размер таких средств для кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, устанавливается на срок проведения эксперимента в следующем размере: с 1 сентября 2023 года — 10 млн рублей, с 1 января 2024 года — 15 млн рублей. Размер собственных средств для прочих субъектов планируется определяться в соответствии с порядком определения размера собственных средств (чистых активов), установленным для организаций уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

«Это создает сложности для участия в программе большого количества участников, поскольку финансовые критерии не позволят заняться исламским банкингом любому желающему, но создают гарантии стабильности, платежеспособности и исполнимости взятых таким „банком“ обязательств перед „заемщиками“. Это однозначно является важным критерием, поскольку благодаря ему мы не столкнемся с волной банкротств самих таких „банков“ и тех субъектов, которые будут планировать развитие своего бизнеса за счет привлечения средств с помощью исламского банкинга», — считает Решетняк.

Специализированный экспертный совет будет осуществлять оценку реализации проводимого эксперимента, вносить корректировки в его протекании и формировать предложения по совершенствованию законодательства. Это, по словам Решетняка, в совокупности должно упростить процедуру внедрения финансового инструмента, и, что самое главное, «сформировать реально применимый в российских реалиях финансовый институт, который не только сможет дать хороший импульс для развития российской экономики в целом (а речь именно об этом, поскольку есть уверенность что этот финансовый инструмент будет актуален не только для „исламских“ регионов, но и для прочих субъектов РФ), а также расширить финансово-экономические связи нашей страны с государствами исламского мира, и их бизнесом».

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2023/07/20/islamskiy-banking-ustranit-neravnye-usloviya-dlya-biznesmenov-musulman-ekspert

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля