В Патриаршем дворце и Успенской звоннице Московского Кремля 17 марта открылась выставка «Небесное воинство. Образ и почитание». Она напомнила о том, что наши защитники не только земные воины, но и небесные.

Впервые удалось собрать в одном выставочном пространстве — залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы — редчайшие исторические и художественные реликвии. Древность этих памятников, масштаб самих образов и количество представленных экспонатов делают выставку «Небесное воинство. Образ и почитание» одной из самых важных экспозиций Музеев Московского Кремля.

Посетитель увидит образы, без которых невозможна история не просто древнерусского, а вообще средневекового искусства. Это удивительно почитаемые памятники из кремлевских соборов, Новгорода и Пскова, Владимиро-Суздальского княжества. Например, храмовую икону «Архангел Михаил с деяниями ангелов» времен Куликовской битвы. Ее впервые с 1980 года сняли с иконостаса Архангельского собора. На выставке представлены одна из древнейших домонгольских икон XI–XII веков с образом великомученика и победоносца Георгия, хоругви с образами архангелов рубежа XII–XIII веков, а сама экспозиция собрала более ста тридцати произведений.

Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина на церемонии открытия отметила актуальность темы.

— Сейчас для всех нас важна тема защиты, тема борьбы, тема необходимости защищать Русскую землю. Но у нас есть не только земные воины, но и небесные защитники, к которым всегда обращались и обращаются люди во времена испытаний. Мы хотели рассказать об очень сложном периоде для нашего государства — периоде раздробленности, борьбы великокняжеской и княжеской. В это же время наши предки боролись с латинскими рыцарями, которые хотели не только захватить страну, но и поменять здесь вероисповедание, с наступавшими с Севера шведами и, конечно, переживали тяжелейшее татаро-монгольское нашествие, — рассказала Гагарина.

Она напомнила о том, что во время войны Орды с Персией от Руси потребовали выставить войско. И только заступничество Александра Невского перед ордынскими ханами позволило этого избежать. В течение года он находился в Орде и фактически отмолил русских людей от этой страшной повинности. Поэтому долгое время Александр Невский почитался не как великий воин, а как великий молитвенник. «И сейчас нам очень важно знать историю, понимать, кто стоит за каждым из нас», — заключила глава Музеев Московского Кремля.

Елена Гагарина рассказала «Культуре» о самых почитаемых святых того времени.

— Это троица святых, пришедших из Византии, — святой Георгий, святой Димитрий Солунский и святой Феодор Стратилат. Затем появились русские святые — Борис и Глеб, Михаил Черниговский, Александр Невский. Уже в наши времена — святой Дмитрий Донской. Это все те святые, которым поклоняются, которым молятся о заступничестве перед битвами. Что касается исторических событий, то мы знаем, что великие князья обращались к русским святым, которые были их сродниками — Рюриковичами. Они молились им не только как к заступникам родовым, но и как к святым, которые посылали им сверху силы для того, чтобы можно было выиграть сражение, — отметил она.

Возвращаясь к экспозиции, стоит сказать, что в стенах Патриаршего дворца размещены предметы из арсенала русских царей XVII столетия с религиозной символикой христианского и исламского мира, шедевры нумизматики, византийской и русской мелкой пластики, каменные и деревянные скульптуры. Среди таких экспонатов одна из самых известных монет — «сребреник Ярослава» и «доска гробная» с иконой Димитрия Солунского, полученная князем Всеволодом Большое Гнездо (в крещении Дмитрием) из Византии.

Если первая часть выставки посвящена в основном именно средневековым памятникам, то вторая часть выставки — теме заступничества Небесного воинства в придворном церемониале — от расцвета Московского царства до 50-х годов XX века. Здесь можно увидеть икону «Благословенно воинство Небесного царя», написанную в правление Василия III, редкие образцы ордена Св. Александра Невского, резную каменную икону с изображением «Чуда о змие», которая показывается впервые. Представлено и удивительное творчество Павла Корина, созданное в годы Великой Отечественной войны. Еще один раздел посвящен образам святого Александра Невского и Дмитрия Донского в искусстве 1930-1950-х годов.

Руководитель экскурсионно-методического отдела, куратор выставки Сергей Брюн рассказал «Культуре», что идея создать такую выставку пришла ему в голову два года назад, тогда и началась разработка ее концепции.

— Это моя идея, я работал над ней с 2021 года, получил очень серьезную поддержку от Елены Юрьевны, которой я бесконечно признателен. А дальше мы вместе со вторым куратором Марией Вилковой, с хранителями, с дизайнерами, стали разрабатывать концепцию. Очень важно было, чтобы древние памятники разворачивались в уникальную, динамичную экспозиционную драматургию. Чтобы все эти вещи, которые мы здесь видим, говорили сами за себя. Как вы видите, здесь нет никаких инсталляций, мультимедиа, никакого излишнего новаторства. Это возможность дать средневековому искусству раскрыться во всей яркости и говорить самому за себя, — поделился собеседник.

По мнению второго куратора, старшего научного сотрудника сектора тканей научно-хранительского отдела «Оружейная палата» Музеев Московского Кремля Марии Вилковой, которым она поделилась с «Культурой», основу экспозиции составляют единственные в своем роде памятники.

— Они составляли во многом тот образный ряд, который окружал великих князей, царей, императоров впоследствии. Это те образы, которыми наполнялась наша история, они связаны с непосредственными ее участниками, потому что являлись небесными покровителями великих князей, царей. На выставке представлены многие вещи из фондов, которые никогда раньше не показывались. Например, деревянная скульптура мученика Никиты Готского, икона великомученика Никиты Бесогона и замечательный образ святого Федора Стратилата, отлитый из алебастра. Этот святой был покровителем царя Федора Алексеевича. Видимо, после его смерти он попал к печнику Федору Кудрявому — на обороте есть надпись о принадлежности, после долгих странствий образ «осел» в Оружейной палате, — рассказала собеседница.

По ее словам, выставка уникальна. Например, Третьяковская галерея предоставила на время белокаменный образ Георгия Победоносца 1464 года, который охранял град Москву, находясь на Спасской башне (Фроловской башне). И таких предметов, реликвий много, а возможность их рассмотреть с близкого расстояния — бесценна.

Выставка «Небесное воинство. Образ и почитание» будет работать до 20 августа 2023 года.

Источник: https://portal-kultura.ru/articles/exhibitions/349064-elena-gagarina-muzei-moskovskogo-kremlya-seychas-dlya-vsekh-nas-vazhna-tema-zashchity-tema-borby-tem/

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля