Центр социокультурного моделирования

Салават Юлаев: образ, скрепляющий эпохи и народы

Автор: Редакция ПО 15/06/2020

Актуальность Дней Салавата Юлаева в Башкортостане определяется не только традицией, но и тем фактом, что история, по выражению знаменитого советского историка Михаила Покровского, есть политика, опрокинутая в прошлое. Салават – не просто национальный герой башкирского народа и самый узнаваемый символ Башкортостана – это символ именно дружбы народов, скрепляющий их единство на земле Башкирии.

Об ассоциации ученых и общественных деятелей по сохранению идентичности тюркских народов России

Автор: Редакция ПО 27/02/2020

Не секрет, что наше общество расколото целым рядом противоречий на всех уровнях. Некоторые из них удалось купировать, некоторые расширяются. Поэтому высок запрос на работающие модели солидарности общества. Находить и развивать линии, которые нас объединяют по разным направлениям – необходимая и постоянная работа. Одним из таких, объединяющих проектов, представляется основанная Ассоциация, которая развивает солидарность и самобытность тюркских народов России, их защиту от ассимиляции, будь то русификация, татаризация или обезличивающий космополитизм.

Историческая динамика развития мусульманской идентичности в Башкортостане. Часть 2. Российский имперский период

Автор: Редакция ПО 25/02/2020

В следующий, российский период истории Башкирии создалось принципиально иное положение: башкиры, как другие народы Урало-Поволжья, оказывались в составе христианского, православного государства.

Историческая динамика развития мусульманской идентичности в Башкортостане. Часть 1. Общие исторические сведения

Автор: Редакция ПО 24/02/2020

Ислам является одной из двух ведущих, наряду с православием, конфессий Башкортостана. Мусульманские объединения составляют более 68% от общего количества религиозных организаций Республики Башкортостан.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПИСЬМА

Автор: olegzaev 30/12/2019

В этом уходящем 2019 году исполнилось ровно 222 года событию, которое проливает свет на причины первой русской революции 1825 г., известной каждому школьнику под именем Восстание Декабристов. Это событие отождествляется с письмом, которое пишет внук Екатерины II Великий князь Александр Павлович своему духовному наставнику, другу и Учителю швейцарцу Лагарпу, находящемуся в тот момент на своей исторической родине в Швейцарии. Длительное время переписка столь значимых для истории лиц существовала в архивах на французском языке, и для большинства русскоязычных граждан была недоступна. В связи с этим осмысление истории у обычных граждан происходило через призму учебников либеральных историков. Однако в 2014 году ситуация меняется, поскольку усилиями большого числа заинтересованных людей, прежде всего, историков из России и Швейцарии, был издан первый том переписки императора Александра I и швейцарского генерала Лагарпа, одновременно «русского» полковника с пожизненной пенсией (по другим источникам с выплатой единовременного пособия) от Екатерины II, под названием «Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп: Письма. Документы». Два других тома появились лишь в 2017 году.

МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН_СОН РАСКОЛЬНИКОВА

Автор: olegzaev 30/12/2019

Я развернул книгу наугад, и мне раскрылась такая страница: «Он пролежал в больнице весь конец поста и святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал, ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.

МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН_ПРЕДСКАЗАНИЕ КАЗОТТА

Автор: olegzaev 30/12/2019

Только один из гостей совершенно не принимал участия в общем веселье и даже втихомолку уронил несколько сарказмов по поводу нашего наивного энтузиазма. Это был Казотт, человек весьма любезный и оригинальный, но, к сожалению, слишком увлеченный грезами иллюминатов.[43] Он просит слова и глубоко серьезным голосом говорит:

— Господа! Вы будете удовлетворены. Вы увидите все эту Великую, эту Прекрасную Революцию, которой вы так ожидаете. Вы ведь знаете — я немного пророк; и я повторяю вам: вы все увидите ее.

НА ОБЛОМКАХ САМОВЛАСТЬЯ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИЧИНАХ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

Автор: olegzaev 29/12/2019

Год 2017 естественным образом был воспринят общественностью России как столетняя годовщина со дня так называемой революции 1917 года. XXV Международные Рождественские образовательные чтения в г. Москве в этот год носили название «1917—2017: уроки столетия». Задан вектор общественному сознанию в направлении осмысления исторического наследия, и это совершенно оправданно, поскольку невыученные уроки истории возвращают человечество к повторению событий, в отношении которых не произошло должного осмысления, не получены необходимые выводы и не сделаны соответствующие исправления.

Поэтому полагаю, что многие современники, получив в настоящее время возможность, переосмысливают наследие советского периода. В настоящей статье автор намерен поделиться теми размышлениями, какие случилось получить ему, соединив найденную информацию воедино подобно пазлам мозаики. Качество произведенной работы предлагается оценить взыскательному читателю, которому случится прочитать настоящую статью.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ ИЛИ ВОЙНА НОВОГО ТИПА?

Автор: olegzaev 12/12/2016

Кургинян С.Е.  Прошу прощения за опоздание. И за то, что несколько раз не являлся, хотя меня приглашали. У меня в этот же день свой клуб, который собирается раз в две недели. И именно на этой неделе клуба нет, и я смог прийти. Вопрос, который мне хотелось бы обсудить, очень прост. Когда люди протестуют против теории заговора — что они имеют в виду? Против чего они протестуют конкретно? Что они понимают под теорией заговора? Есть заговор — и есть какая-то теория по его поводу. Что плохо? Что носит надуманный характер? Заговоры не носят надуманный характер. История пестрит ими. Неизвестно, есть ли объективные исторические закономерности. Это еще надо доказать. Одни их видят так, другие — иначе. А заговоры есть. Их можно пощупать. Значит, выдуманы не заговоры как таковые, а некая теория по их поводу. Какая? Простой пример. Идет конкуренция на рынке между крупными рыночными игроками. Неважно, что они производят. Истребители, нефть, сигареты. Главное, что эти игроки конкурируют. И у каждого из них есть свой проект борьбы со своим конкурентом. Это выдуманная модель? Такие проекты что, в печати будут обсуждаться? Не будут. То есть они носят закрытый характер.

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРОТЕСТАНТСКОЙ РЕФОРМАЦИИ В АНГЛИИ В XVI В.

Автор: olegzaev 26/11/2016

В XVI-XVII вв. в Англии возник новый геоисторический субъект - североатлантический. Будучи по форме и в значительной степени по содержанию английским, по своей ориентации и функции он был североатлантическим, наднациональным. По мере его развития наднациональная, мировая потенция и функция становились всё более мощными, пока в XX в. этот субъект не стал и по содержанию практически полностью мировым. Голландцы, евреи, венецианцы, представлявшие корону/знать/капитал и выполнявшие функцию социального клея, цемента, - вот те этнические группы, сыгравшие свою роль в формировании североатлантического геоисторического субъекта на английской почве и с разрешения англичан. Семёркой факторов, сформировавших этого субъекта (генезис определяет функционирование системы) были: 1) специфика английской монархии и знати; 2) протестантизм, который великолепно лёг как на английские средневековые традиции индивидуализма и прагматизма, столь ярко проявившиеся в номинализме Оккама, так и на иудаизм, активизировавший своё проникновение в Англию в XVII в.; 3) политическая и интеллектуальная традиция Венеции; 4) деятельность еврейского торгово-ростовщического капитала; 5) международно-криминальный аспект английского первоначального накопления; 6) роль тайной войны, а следовательно спецслужб, разведки и шпионажа в становлении и победах английской монархии во второй половине XVI в.; 7) латентная деятельность тайных обществ XVII в. Это и есть семёрка - английская по форме и отчасти по содержанию и наднациональная североатлантическая по функции, с явной мировой, океанической направленностью.