Современная массовая культура Англии и США штампует убийц

Все годы конфликта в Донбассе многие дончане спрашивают: а кто эти люди, которые беспощадно нас убивают? Неужели в них нет элементарного сострадания? Почему их ненависть неиссякаема? Ведь вроде бы в одной стране жили… Да, формально жили в одной, но это были разные миры. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать культурное поле, в котором формировалась психология этих людей.

Тому, что называлось Украиной, активно навязывалась западная культурная парадигма, которая кое в чём принципиально отличается от русской. А об «украинской парадигме» говорить не приходится — история доказала, что она вообще не может существовать вне русского культурного поля.

В скандальном российском телесериале «Метод», посвящённом «отечественным» серийным убийцам, персонажи рассуждают о «синдроме крота». Речь идёт о внедрённом в банду агенте правоохранительных органов, который должен принять ценности того общества, в которое он внедрён. При этом агент должен сохранить этические ценности того мира, откуда он пришёл. Последнее в нём на внутренней, нравственной чаше весов должно перевешивать первое. 

Количество книг, фильмов и музыкальных альбомов, посвящённым маньякам с пышным многообразием девиаций, на Западе ещё в прошлом веке ежегодно росло в геометрической прогрессии. До этого в СССР «перегибали палку» в другую сторону: в официальной пропаганде заявлялось, что серийных убийств в Союзе быть не может — это порождение сугубо «капиталистическое», то есть — Запада. Несмотря на то, что в подобном утверждении есть доля истины, топорность такого тезиса не могла не вызывать не просто недоверие, а — возмущение. Ведь были граждане, родственники которых становились жертвами серийных убийц, также в правоохранительных структурах были прекрасно осведомлены о таком типе преступлений.

Конечно, об этой грани криминального мира необходимо говорить, в том числе — и воплощать в художественной действительности. Но при подходе к указанной проблеме нужно, чтобы в этическом аспекте произведения чаша весов нравственности перевешивала чашу аморальности. В своё время это отлично получилось у Достоевского в романе «Бесы». С помощью художественных приёмов, проникнув в суть того, что представляют собой революционеры-террористы, великий русский писатель создал роман, после внимательного прочтения которого все революционные лозунги о ликвидации законной власти вызывают исключительно отвращение. Человек, действительно прочитавший Достоевского, никогда не выйдет ни на какой «Майдан» — ни на «оранжевый», ни на «красный», ни на «либеральный». Ибо очень не хочется выполнять поручения банды извращенцев и убийц.

На мой взгляд, в России уже научились реализовывать в закрученных сюжетах фабулы о преступниках так, чтобы чаша весов нравственности перевешивала, по крайней мере, в кинематографе. Но у Англии и США иные художественные задачи, которые должны соответствовать госзаказу. В этом плане интересно изучить творчество одного из самых растиражированных авторов триллеров и хорроров Стивена Кинга. По его книгам и экранизациям его романов можно проследить, как писатель-беллетрист «по звонку» выполняет приказы Демократической партии США.

Ещё в начале прошлого десятилетия вышел роман Кинга «11/22/63», который был молниеносно и качественно экранизирован. В названии романа — дата убийства президента Кеннеди; с помощью художественных приёмов отстаивается тезис о том, что убийство американского президента — дело рук исключительно Освальда. То есть, с помощью массовой литературы проводится апологетика официальной версии США, в которую мало кто верил, учитывая последующую ликвидацию подозреваемого, его убийцы и многих других лиц, связанных с «делом Кеннеди». До этого великолепно художественно опроверг официальную версию Оливер Стоун в фильме «Выстрелы в Далласе».

Интересная деталь. В прошлом десятилетии страны Запада захлестнул новый вид теракта. В День взятия Бастилии в Ницце в 2016 г. убийца на грузовике врезался в толпу людей, наблюдавших на Английской (случайно, но — как символично!) набережной за фейерверком. Погибли 86 человек, более трёхсот получили ранения. В апреле 2017 г. был совершён теракт с помощью автомобиля в Стокгольме, есть погибшие и десятки раненых. До десяти человек человек пострадало после того, как автомобиль врезался в толпу в Лос-Анджелесе в конце июля того же года. Также автомобиль врезался в толпу в Хельсинки, один человек погиб. В Барселоне фургон врезался в людей возле торгового центра… В 2014 г. выходит роман Стивена Кинга «Мистер Мерседес» (потом это превратится в трилогию и будет издано гигантскими тиражами), в котором убийца на авто давит людей на ярмарке вакансий. Пророчество? Не думаю, скорее — художественный план будущей реализации.

Ещё: во всех новых произведениях Кинга вы непременно найдёте выпады в сторону Трампа или Республиканской партии США в репликах персонажей или в словах рассказчика.

Серийные и массовые убийцы на страницах романов Кинга крайне рациональны. Мотивы их поступков логически вытекают из определённых предпосылок. При всех описываемых Кингом ужасах, вы не найдёте настоящего ужаса в его книгах: ужаса гибели души и посмертных адских мук. Это мог описать Данте, мог описать Достоевский. Но современные западные писатели и сценаристы — сплошь рационалисты, в мире которых (и за пределами этого мира) Бога нет.

Вообще для английской и американской беллетристики характерен тотальный плагиат. Паразитировать на чужих идеях и фабулах им настолько естественно, что они даже не понимают, а в чём, собственно, претензии. Современный русский философ Дмитрий Галковский подчеркнул, что знаменитый фантаст Герберт Уэллс одну из книг просто украл у малоизвестной дамы из Канады. Ведь «Уэллс» — это уже «бренд», и под ним хорошая идея раскрутится быстрее и принесёт максимум дохода. От себя добавим, что идею романа «Убийство Роджера Экройда» (признан на Западе лучшим детективом всех времён и народов) Агата Кристи украла у норвежского писателя Стэна Ривертона, о чём уже в настоящее время написало даже издание «The Guardian»…

Если бы проблема серийных и массовых убийств была актуальна для России, то, уверен, тот же Достоевский, постоянно читающий криминальную хронику, обязательно коснулся бы этой темы. Но в русской литературе у преступников иные мотивы, часто — очень сложно анализируемые, но — иные. А в Англии в первой половине позапрошлого века уже наводили ужас на подданных короны городские легенды о кошмарном убийце Джеке-прыгуне.

Ещё важно: нынешняя массовая культура на Западе отрицает собой традиционную европейскую культуру, которая всё-таки формировалась, хоть и не в Православном, но — в христианском культурном поле. Русский философ и социолог Александр Зиновьев противопоставлял Европу и Запад. Для нынешнего Запада европейский Шекспир и американский Эдгар По — слишком традиционны, потому вслед за русской культурой также будут «отменены».

Такие же разрушительные тенденции взяли верх на Западе и в изобразительном искусстве. Я молчу о «шедеврах» типа «Нью-Йорк» Сая Твомбли (каракули на сером фоне), которая была продана на торгах за $70 млн. Дегуманизация искусства достигла пика, когда так называемые экоактивисты начали портить известные произведения живописи (кроме того, кстати —и современные «арт-объекты»), преподнося такое действо в качестве «культурно-политического» акта.

Культурная парадигма, с которой приходит Запад — это, скорее, антикультурная или, точнее — псевдокультурная парадигма. «Разрушители» и «бунтари» в искусстве начала прошлого века выглядят младенцами по сравнению с нынешними мастерами убийства и разрушения, продукт которых поставлен на конвейер.

А теперь представьте, что с 2014 г. (на самом деле — намного раньше) людей ежедневно обучали те, для кого такая парадигма — родной дом («Родина» по-английски — «Homeland», то есть —  «страна твоего дома»). Изначально русским людям вбили в головы, что они — мифические украинцы, да ещё и преподнесли это как составляющую западной культуры, которая подменила собой исконно европейскую. Разрушение и убийство не просто становятся нормой, они ещё и могут приносить удовольствие, сравнимое с сексуальным (здесь Западу огромный подарок сделал в своё время Фрейд). Эти люди будут убивать с особой жестокостью. И — с удовольствием.

Источник: https://asd.news/articles/v-mire/zapad-formiruet-armii-manyakov/

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля