Еще совсем недавно все дискуссии западных экспертов о принятии решений на предстоящем саммите стран НАТО в Вильнюсе сводились к суждениям относительно выстраивания в дальнейшем отношений альянса с Украиной. Утверждалось, что на саммите должны быть приняты «все гарантии безопасности для Киева» таким образом, чтобы «сплести воедино трансатлантические процессы принятия решений, коллективно определить новые угрозы со стороны России и разработать более интегрированную оборону». Другие проблемы, которые возникли не только в этой связи внутри самого альянса, выводились за скобки, отдавая их на откуп закрытым и открытым дипломатическим договоренностям.

В первую очередь речь идет, конечно, о перспективах вступления Швеции в НАТО, проблеме, значение которой в верхушке альянса явно недооценили. Когда Турция выдвинула ряд своих условий к Швеции, потребовав принять озабоченности в отношении Рабочей партии Курдистана (РПК) и ее членам в Швеции, первоначально в Брюсселе пытались локализировать эту проблему. Тогда как, по мнению многих турецких экспертов, Анкара выставляла на этом направлении две программы – минимум и максиму. Минимум: «сломать» шведов на курдах, максимум – добиться изменения отношений США к курдам в целом, и в отношении сирийских курдов, в частности, что сопряжено с радикальными переменами политики США вообще на Ближнем Востоке.

На первом направлении Анкара исходила из того, что Стокгольму, который на протяжении двух веков придерживался нейтралитета и политики неприсоединения, культивируя свободу слова и демократию западного образца, будет непросто переступить быстро через такой барьер и начать выдачу проживающих в стране курдов, которые активно ведут антитурецкую политическую деятельность. Стокгольм заявил, что будет руководствоваться прежде всего Европейской конвенцией о выдаче и в соответствии со своими правовыми системами. Но уже тогда Стокгольм понимал, что «основной удар Анкара наносит именно по нему».

Странным и загадочным образом в этот контекст вписываются три форс-мажорных эпизода. Первый: ноябрьский теракт в 2023 году в Стамбуле, в котором власти обвинили считающуюся террористической в Турции Рабочую партию Курдистана( РПК). Второй эпизод: 21 января 2023 года у турецкого посольства в Стокгольме датский активист Расмус Палудан сжег Коран. Наконец, третий, состоявшийся буквально накануне саммита 28 июня НАТО в Вильнюсе, – когда мигрант из Ирака устроил акцию сожжения Корана в центре Стокгольма. После этого, как пишет турецкое издание Hürriyet, «появилась стратегическая проблему для членства Швеции в НАТО». В сложившихся политико-психологических условиях Турция не может на данном этапе поддерживать вступление Швеции в альянс.

Но на этом интрига не исчерпывается. Неожиданно в роли своеобразного «засадного полка» выступил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. После провала переговоров о разблокировании средств Евросоюза, выделенных его стране и замороженных, он начал препятствовать вступлению Швеции в НАТО. Парламент Венгрии вообще не включил в повестку внеочередной сессии вопрос о ратификации соглашения по принятии Швеции в НАТО. Это означает, что Швеция не сможет стать членом альянса до саммита НАТО в Вильнюсе 10 июля, и Венгрия становится еще одним препятствием на пути Стокгольма в НАТО наряду с Турцией. Помимо этого министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто также «неожиданно» заявил о том, что его страна обратится к Евросоюзу с просьбой продлить еще на год исключение из антироссийских санкций, принятых в прошлом году.

Одним словом, у Эрдогана и Орбана оказалось много такого, на что они могут разменять свое согласие на прием Швеции в НАТО. И фактом становится то, что Турция и Венгрия начинают координировать свои действия в НАТО. В этой связи турецкое издание Yeni Şafak считает, что предстоящий саммит НАТО в Вильнюсе «будет невероятном сложным», так как «есть реальная перспектива блокирования Анкарой и Будапештом других сценариев НАТО», хотя преувеличивать последствия интриги тоже не стоит. Швеция фактически уже в НАТО. Все гарантии, которые ей может дать альянс, страна получила, ее вооруженные силы туда интегрированы. Дело остается за юридическими формальностями. А их соблюдение для Швеции и НАТО – не более чем вопрос престижа и подтверждения способности обеспечивать единство рядов Запада в условиях противостояния с Россией.

Источник: https://iarex.ru/articles/102209.html

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля