ЗАЩИТА СВОБОДЫ СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

10 июня 2017

Немудрякина Анастасия Борисовна,

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

студентка

Одной из важных социально - правовых ценностей является свобода совести и религии. Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации еще в 1993 г. в ч. 4 ст. 15 закрепила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, для граждан Российской Федерации ценности свободы совести и религии, на протяжении длительного времени еще не стали приоритетными, о чем оказывает практика принятых постановлений Европейским судом. [1, ст. 15];

За последние годы защита свободы совести и религии становилась темой многочисленных дискуссий, и это говорит, об актуальности темы и по сей день. Вместе с тем, значимость и актуальность этой темы длительное время оставалась вне детального изучения, проблемы для реализации свободы совести и религии через анализ постановлений Европейского суда по правам человека.

Для того чтобы найти и преодолеть ряд проблем, механизмов препятствующих в эффективной защите прав и свобод человека в Российской Федерации, проанализируем одно из постановлений Европейского суда по правам человека. Дело о ликвидации религиозной организации «Библейский Центр Чувашской Республики христиан веры евангельской (пятидесятников)».

16 октября 2007 года Верховный суд Российской Федерации рассмотрел обвинение прокуратуры Чувашской Республики «в целенаправленном процессе религиозного обучения с последующей аттестацией» Андрея Никитина и Алексея Сапожникова.

Из Определения Верховного Судa РФ от 16 октября 2007 г. N 31-Г07-8 можно сказать, что данная религиозная организация была ликвидирована за осуществление религиозного обучения. В определении было указано, что в Библейском колледже учеба проходила по различным предметам (богословие, история христиaнства, обзор Священных Писаний, теория музыки, дирижерство, регентское служение, работа с хором, воскресная школa, апологетика, история братствa, медицина, евангелизм-ученичество, Альфа и Омега и др.) и нaправлениям подготовки (евангелисты-служители, евангелисты-пастыри, евангелисты-миссионеры, евангелисты-проповедники, учителя детских воскресных школ, регенты, библейские сурдопереводчики, руководители молодежи). Поэтому Верховный суд Российской Федерации пришел к выводу о ликвидации религиозной организации в лице директора А.Никитина и пастыря А. Сапожникова, за обучение своих учеников в воскресной школе для детей и библейского колледжа для взрослых[2].

Данный «прецедент» на территории Российской Федерации, непосредственно создал бы угрозу для всех воскресных школ, которые существуют при каждой религиозной организации. Делая вывод, понятия «обучение религии» и «образование» не одно и то же. «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» - именно так раскрывается понятие в преамбуле закона Российской Федерации «Об образовании». Закрепленное право на образование в 43 статьи Конституции Российской Федерации, не вносит в себя право философской мировоззренческой деятельности[1,ст.43]. Государственные образовательные стандарты – являются единственным объективным источником оценки уровня образования. Вновь, вернемся к федеральному закону «Об образовании», в статье 10 указано освоение программ в различных формах в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако, для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Деятельность религиозных организаций осуществляющих философскую, просветительскую, мировоззренческую деятельность, изучение и распространение религии, различных убеждений, по закону не отнесена к образовательной. Их непосредственное действие попадает под Конституцию Российской Федерации (статьи 28 и 29) [1] и Европейскую конвенцию о защите прав и человека и основных свобод (статьи с 9-11)[4]. Таким образом, Верховный Суд не принял во внимание факт, о вмешательстве в свободу совести.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в случае обращения по поводу нарушения положений Конвенции ликвидацией религиозной организации в ЕСПЧ возможно рассмотрение дела в приоритетном порядке с вполне предсказуемым результатом[5, с.195-196].

Вторгаясь в вопрос изучения, обучения религии, государство тем самым проявляет интерес не к частым делам верующим, а показывают скрытым образом «тотальный контроль», нарушая право верующих на свободу совести. Почему бы, в таком случае не помочь ей в организации религиозного обучения и в последующем признать данное религиозное обучение с выдачей документов об образовании государственного образца. Сомневаемся, что государство готово к этому шагу, тем более что такой обязанности у государства нет [6, с.49].

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] [c учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ] URL: http:// base.consultant.ru.

2. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2007 г. N 31-Г07-8 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 18.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федер. Закон [от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; ред. от 30 декабря 2015 г.] // URL: http:// base.consultant.ru. Ст.10.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: ETS N 005 [Рим, 4 ноября 1950 г. ред. от 13 мая 2004 г. N 14] // URL: http://base.garant.ru

5. Брольо Ф.М., Мирабелри Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право. М., 2008. 6.

6. Султанов А.Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека. М., 2013.


Комментариев пока нет