Зарождение НКО в России

29 октября 2016

В преддверии распада СССР в нашей стране начали проявляться признаки демократического государства. В противовес государственным институтам стали возникать и общественные, потеснившие государство на политической арене страны. Так, «в 1990г. после отмены статьи конституции о руководящей роли КПСС начался этап радикальных институциональных перемен: становление многопартийной системы, введение конкурентных выборов органов государственной власти, передача властных функций от партийных советским органам, создание новых демократических институтов на уровне союзных республик, региональном и местном уровнях.»1

А еще в конце 80-х гг (точная дата 26 мая 1988) со вступлением в силу закона «О кооперации в СССР» было официально разрешено частное предпринимательство. Кооперативы стали расти как грибы, постепенно охватывая все сферы жизнедеятельности общества. Сначала кооперативы возникли в экономической сфере, охватывая легкую промышленность, торговлю, сферу услуг, образование, медицину и т. д., а затем и тяжелую промышленность. Особенно этот процесс активизировался после принятия закона о приватизации, когда Б. Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» в августе 1992. В частную собственность стали переходить земля, совхозы, фабрики, заводы, гидроэлектростанции.

Несмотря на все трудности в формировании нового, демократического порядка в стране, институты демократии приживались и приносили положительные результаты.

Хотя и следует отметить, что процесс перехода к рыночной экономике, становления гражданского общества в России проходит крайне сложно. Как отметил В.В. Путин в своем выступление перед доверенными лицами: «Переход к демократии и рыночной экономике в начале 90-х был самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые сделали окончательный и… бесповоротный выбор в пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа, … одним из самых больших достижений нашей страны в ХХ веке. Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это? Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись… на саму Российскую Федерацию. Политические спекуляции на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели тогда к очень тяжелым последствиям. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. При этом массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье всех денежных вкладов и всех своих сбережений, не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства»2

Независимые от государства организации из экономической стали проникать и в другие общественные сферы. В политике многопартийность пришла на смену главенства одной партии. Также возникли многочисленные общественные организации и движения, выражающие и защищающие интересы различных слоев населения. Таким образом, суть политического процесса в России изменилась. В политическую жизнь вошли институты гражданского общества, которые вместе с государством решают важнейшие вопросы жизни страны. В лице развивающегося гражданского общества государство получило помощника в устранении причин, мешающих дальнейшему развитию страны. И в то же время гражданские институты помогают укореняться тем процессам, которые способствуют быстрейшему развитию государства. «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?»3- задавался вопросом шотландский мыслитель А.Фергюсон.

К сожалению, современное гражданское общество неоднородно. Существуют такие организации, деятельность которых совершенно не ориентирована на отстаивание реальных интересов людей. "В стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный."4 В свое время Гегель указывал на то, что гражданское общество рождается только в результате соединения «частного» с «публичным»5, что предполагает реализацию общественных интересов.

Как пишет доцент кафедры культурологии и глобалистики ИМБК БГТУ "ВОЕНМЕХ" Баранов Н.А.: «Для части организаций в России приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков, дольщиков), другие с самого начала носят открыто ангажированный политический характер («Женщины России», партия пенсионеров). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданского общества: неполитический характер, противоречивость и альтернативность политической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строиться по принципу все расширяющего свои функции государства – иерархии."6

Таким образом, можно сказать, что политический процесс достаточно противоречив, так как современное общество относится к числу переходных. Хотя оно и без сомнения уже перешло на демократические рельсы. Но на сегодняшний день российское общество еще не завершило процесс модернизации и демократические институты в нем еще не окрепли. Государство по прежнему играет ведущую роль в политической жизни страны, хотя нельзя отрицать и тот факт, что общественные институты уже сформировались и начали влиять на политический процесс в современном обществе. Они отражают и защищают интересы гражданского общества, помогая государству реализовывать их. С другой стороны существуют и такие организации, которые, действуя под маской институтов гражданского общества, добиваются претворения в жизнь только своих собственных корыстных интересов или действуют от имени других государств, предоставляя им возможность влиять на российскую внутреннюю политику.

1Доленко Д.В. статья «Политическая модернизация России» в журнале «Социально-политические науки»Выпуск № 2 / 2012, Издательский дом "Юр-ВАК", С. 118

2Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2004/02/62215.shtml

3Фергюсон А., Опыт истории гражданского общества, пер. с англ. Под ред. М.А.Абрамова. М., 2000, С.107.

4Баранов Н.А., Политические отношения и политический процесс в современной России, CПБ, 2003г., Учебно-методическое издание, http://nicbar.narod.ru/lekziya13.htm

5Гегель Г., Сочинения. М., 1935г., Т.8, С.24.

6Баранов Н.А., Политические отношения и политический процесс в современной России, CПБ, 2003г., Учебно-методическое издание, http://nicbar.narod.ru/lekziya13.htm

Комментариев пока нет