Чтобы получить деньги у банка, заемщику нужно доказать банку, что он не нуждается в деньгах. Подобное утверждение выглядит вполне здраво, если относиться к кредиту как к инструменту по эффективному управлению собственными ресурсами. Но… большинство людей в нашей стране в современных условиях в силу финансовой ли безграмотности или иных причин рассматривает заемные средства как простой источник повышения своего благосостояния.

Каждому понятно: финансовые организации оказывают услуги небескорыстно, их награда – ссудный процент. Но в том-то и дело… Используя ряд ухищрений, а по сути, разбивая свое вознаграждение на несколько частей, банки легко вводят в заблуждение своих не всегда разборчивых клиентов.

«Платите частями – так будет легче» – формула современного кредитования физических лиц. Сегодня платить за заемные средства придется не только ссудный процент, еще «для одобрения» заявки необходимо купить какие-нибудь дополнительные услуги. «Вам важно чувствовать себя защищенным?» (кто скажет «нет»?) – «А раз да, тогда купите страховой полис. Застрахуйте здоровье, жизнь, жилье или еще что-нибудь». Покупка такого полиса сразу существенно повышает вознаграждение финансовой организации. «Хотите платить меньше или больше в месяц за заемные средства?» (Меньше, конечно, меньше…) – «Значит меньше… Берите на пять лет, а не на три года». Опять выплаты банку существенно повышаются.

Заемщик в банке – это покупатель финансовых услуг. Только ведут себя многие из этих покупателей не как клиенты, которые «всегда правы», а как бесправные просители, которые заранее согласны на все. Большинство, соглашаясь на заключение кредитного договора и покупая те же страховки, даже не удосуживаются поинтересоваться более дешевыми продуктами, а сразу охотно покупают то, что им предлагают.

Винить финансовые организации в стремлении повысить свою прибыль – значит, отрываться от действительности, ведь они для этого и существуют. Но любой бизнес по природе жаден, а если вдобавок и не ограничен жесткими рамками, например, законодательными, корпоративными,… то вовсе лишается человечности.

Но ведь установить рамки – не так сложно. Стоит лишь обязать те же банки разъяснять азы финансовой грамотности населению, многие избегнут в будущем больших или малых финансовых недоразумений из-за ошибочных решений при оформлении тех или иных кредитов. При этом грамотный заемщик – более ценный клиент для банка. Он трезво рассчитывает свои ресурсы. У такого заемщика существенно снижен риск возникновения дефолта по обязательствам. В конце концов, такой заемщик, может покупать со временем больше услуг, тем самым – приносить прибыль в дальнейшем.

Однако в погоне за лишним «бонусом» никакой банковский специалист не стремится ничего разъяснять. Вот и приходится заемщику самому во всем разбираться… А ведь существуют же процедуры возврата купленных дополнительных услуг (как и всякого товара), существуют различные кредитные программы и продукты, существуют схемы, позволяющие оптимально пользоваться кредитными услугами.

Недавно наконец было принято решение законодательно существенно ограничить деятельность организаций, занимающихся микрофинансированием (вот где проценты поистине людоедские!). С уверенностью можно сказать, что многие будут благодаря этой инициативе заранее освобождены от долговой кабалы. Когда же придет черед «обычных» банков?

Комментариев пока нет