Законы философии - общенаучные законы

Законы философии - общенаучные законы

Не могут называться наукой знания, не отражающие законы, то есть устойчивые существенные и повторяющиеся связи между явлениями, своей предметной области. Будем предельно корректны. Заметим, что, когда философия предложила миру три всеобщих закона диалектики: взаимного перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания – она сделала существенный прорыв в развитии человеческой мысли. Это был действительно грандиозный прорыв в будущее -  определенное его видение, понимание сути развития. По сути, философия открыла путь к познанию всеобщих характеристик явлений, их связей между собой. Но сегодня таких характеристик открыто значительно больше, о чем речь шла в предыдущем параграфе. Несмотря на это, в философской науке не появились новые законы. А почему? Разве содержание и сущность не связаны между собой устойчивой, необходимой, повторяющейся связью? Разве это не распространяется на взаимодействия организации и структуры, системы и функции, необходимости и случайности, целого и системы, причины и основания, различия и противоположности и т.д.?

Другими словами, по нашему мнению, каждый всеобщий признак явлений природы, общества, сознания людей находится в закономерных связях с каждым другим.

В этом контексте правомерно ответить на ряд важных, животрепещущих вопросов, касающихся законов философского знания. Представим их в виде нескольких, как нам представляется, существенных позиций.

Позиция первая. Очевидно, что ограниченной, во многом догматичной является точка зрения, сводящая законы философии к трем общеизвестным позициям: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания.

Позиция вторая. Сам факт последовательной, многолетней интерпретации сути трех основных законов диалектики, как важнейших фрагментов философского знания, в гегелевской редакции подтверждает научный характер философских знаний.

Позиция третья. Еще раз подчеркнем, что последовательный подход к познанию явлений, их всеобщих характеристик, не дает нам право не видеть закономерных связей между всеми всеобщими признаками явлений.

Позиция четвертая. В самой сути философии как науки заложено понимание общенаучных законов, которые выражают устойчивые, существенные и повторяющиеся связи элементов, частей, сторон всех без исключения явлений действительности.

Позиция пятая. Можно ли найти точный ответ на вопрос: сколько общенаучных, философских, законов реально открыто современной наукой? Ответ есть. Столько, сколько закономерных связей между всеобщими признаками явлений сумела познать современная наука.

Позиция шестая. Исходя из предыдущей посылки, казалось бы, можно назвать все законы, которые связывают пары всеобщих категорий науки. Их можно отфиксировать, заметив, что число общенаучных законов в геометрической прогрессии превосходит число общенаучных категорий. Тот, кто понял суть общенаучных, философских категорий, без особого труда определится с содержанием законов, которые отражают суть устойчивых, необходимых, повторяющихся связей феноменов, отраженных в содержании общенаучных, философских категорий.

Подведем итоги. Они методологичны по своей сути. Законов философии, а значит общенаучных законов столько, сколько устойчивых, необходимых, существенных связей открыла современная наука между всеобщими признаками явлений.

Вряд ли нужны дополнительные комментарии к сказанному. На этом фоне важно подчеркнуть: философия помимо категорий, имеет систему законов. Законов, не сводимых к трем традиционным законам диалектики. Ее представляют значительно большее их число, поскольку существенные, необходимые и повторяющиеся связи существуют фактически между всеми всеобщими признаками явлений, формирующих предметную область философии.

Таким образом, есть все основания констатировать: современное философское знание помимо категорий, имеет свои специфические законы. Их наличие в философии – еще одно свидетельство ее научного характера.

Принципы философии – общенаучные принципы

Ранее отмечалось, что принципы науки – это специфические ее формы, отражающие сущности способов связей явлений между собой. Еще раз заметим. Законы фиксируют сущности связей явлений между собой, а принципы – способы, последовательности их связей явлений между собой. Такую роль они выполняют во всех без исключения науках. Философия в этом плане не является исключением. Главная особенность принципов философии заключается в том, что они являются общенаучными принципами.

Исходным, базовым общенаучным принципом, по нашему мнению, является принцип бытия, существования явлений. Аргументируем приведенное положение.

Во-первых, весь ход развития научного познания убеждает в том, что прежде чем стать предметом познания, то или иное явление должно существовать.

Во-вторых, проблема существования мира, явлений – это один из наиболее общих, если не самый общий вопрос действительности. Значит, он входит в круг интересов философии. Ведь прежде чем дать ответ на вопрос, что первично, а что вторично, познаваем ли мир, нужно быть убежденным в том, что мир существует. Причем существует не только природа, общество, мышление, но и явления (элементы), из которых они состоят.

В-третьих, современный уровень развития науки, проникновение человеческого знания в микро- и мегамир как никогда актуализируют проблему существования явлений. Например, прежде чем познать кварки, необходимо доказать их существование. Таким образом, принцип существования – это действительно знание, которое должно и может быть аксиомой, базовой посылкой любой науки. Без нее она превращается в схоластическое теоретизирование, поскольку непризнание принципа существования явлений приводит к потере наукой своего предмета, потери связи сознания людей с явлениями действительности.

Далее следует подчеркнуть, что, начав анализ именно с бытия вещей, постепенно открываешь их качества. Очевидно, что прежде чем проявить свои качества, вещь, явление должны существовать. Как видно, для выведения сути принципа существования необходим анализ предельно простой ситуации. Субъект познания должен исходить из фактов существования явлений действительности и собственного существования.

Итак, в качестве базового принципа всей науки, обоснование которому дает философия, выступает принцип существования. А это значит, что он является исходным базовым принципом философского знания.

Исходя из аксиоматического знания о существовании явлений, можно «вытащить» всю цепь онтологических принципов философии. Мир существует как единый, несмотря на то, что он неоднороден. Это то, что доказано всем ходом развития науки. В существующем мире выделяются две большие группы явлений – материальные и идеальные. Анализ этих, в определенном смысле противоположных явлений, вызывает к жизни законный вопрос – что соединяет материальные и идеальные явления в единое целое? Весь ход развития природы, общества, мышления людей привел человеческую мысль к формулировке второго принципа – аксиомы, носящего всеобщий характер, принципа материального единства мира. Его обоснование будет дано ниже. Действительно, раскрыть суть принципа материального единства мира непросто. Однако, развитие, прежде всего естествознания, в полной мере подтверждает правомерность выделения данного принципа. Его содержание вполне можно рассматривать как аксиоматическое. Оно глубоко выражено и прочно «прописалось» в современной науке.

По нашему убеждению, есть все основания рассматривать принцип материального единства мира как общенаучный, а значит и как философский. Почему? Потому, что его суть непосредственно выводится из факта невозможности существования идеального без материального. Блестящая иллюстрация действия этого принципа – человек как единство материального и духовного начал. Нетрудно установить, что если бы не было исходного, одного начала, одной основы у этих явлений, то не было бы и их единства.

Действительно, бытие мира есть его существование как целого, интегрирующего материальные и духовные начала существования людей. Отсюда правомерно рассматривать материальное единство мира как второй онтологический принцип в системе принципов философии как науки.

Как правило, в современной философской литературе принцип материального единства мира непосредственно связывают с принципами связи и развития. Примеров этому немало. Действительно, названные принципы связаны. Однако, анализ реальных процессов бытия доказывает, что понимание сути принципов связи и развития опосредовано принципом неисчерпаемости материи и мира в целом. Другими словами, логика познания мира приводит нас к выводу: непосредственно с принципом материального единства мира связан принцип неисчерпаемости материи. Единый, целостный мир каждому человеку открывается массой отграниченных друг от друга явлений. Причем, мир становится для человека более разнообразным, разнокачественным по мере углубления его знаний о действительности. Поиск предела мира, его исчерпаемости всегда приводил людей к абсурдным, парадоксальным выводам, ставил их в совершенно нежизненные ситуации.

Мир един, но состоит он из бесконечного многообразия разнокачественных явлений, находящихся в процессе постоянного развития, изменения. Именно этот факт, осмысленный в системе научного знания, привел человеческую мысль к формулировке общенаучного всеобщего принципа неисчерпаемости материи.

Неисчерпаемость материи выражается, во-первых, в бесконечном многообразии явлений окружающего нас мира; во-вторых, в сложности организации и структуры каждого явления действительности, в котором даже элементарная частица – сложное, неточечное образование; в-третьих, в бесконечном количестве и качестве связей, существующих между явлениями окружающего нас мира. Таковы основные характеристики онтологической неисчерпаемости окружающих нас феноменов.

Помимо нее мир неисчерпаем и гносеологически. Это выражается в существовании безграничной возможности углубления познания в сущность мира в целом и каждого явления в частности, в силу постоянного диалектического изменения, усложнения самой объективной реальности и относительности наших знаний о ней.

Собственно признание факта многокачественности и многомерности каждого явления и мира в целом подтверждает суть принципа его неисчерпаемости.

Данные современной науки со всей определенностью говорят как об онтологической, так и о гносеологической неисчерпаемости мира, обосновывая тем самым всеобщий характер данного принципа. Всеобщность названного принципа доказывается следующими аргументами: во-первых, принцип неисчерпаемости выводится из фактов существования и развития как мира в целом, так и каждого его явления; во-вторых, своим действием он охватывает и природу, и общество, и мышление; в-третьих, мир неисчерпаем и онтологически, и гносеологически, что так же свидетельствует о всеобщем характере данного принципа.

Таким образом, третьим всеобщим принципом диалектики, логично следующим за принципом бытия и материального единства мира, является принцип неисчерпаемости материи, мира в целом.

Принцип неисчерпаемости мира непосредственно связан с принципом всеобщей связи. Можно так сказать, что неисчерпаемый по своему качеству и количеству мир, един. Его единство объективно обеспечивается материальным основанием, которое связывает воедино многообразные, разнокачественные явления. Уже в содержании принципа материального единства мира содержится признание всеобщего, общенаучного характера принципа связи. Вытекает оно и из реально существующих отношений между материальным и идеальным. Материальное и идеальное связаны между собой устойчивой, существенной, необходимой связью, то есть закономерно, что выражено в науке в ряде законов (о первичности материального и вторичности идеального, об обратном воздействии идеального на материальное, об относительной самостоятельности идеального и др.). Таким образом, принцип связи – это четвертый всеобщий принцип в цепи принципов современной философии. Он носит аксиоматический характер, связан непосредственно с основным вопросом философии, вытекает из практики, где существует связь материального и идеального, и, что очень важно для каждого принципа, резюмирует в своем содержании выводы современной науки. Очевидно, что отсутствие связей между явлениями окружающего нас мира неизбежно привело бы к отрицанию факта его существования.

Специально подчеркнем, что состояние связанности присуще как явлениям онтологического, так и гносеологического рядов. При этом связь гносеологических, духовных явлений, прежде всего, детерминирована связью феноменов объективной действительности, которые они отражают. Это, с одной стороны. С другой – реально между собой специфическим образом взаимодействуют явления гносеологического ряда. Знания, информация о мире, которой располагают люди, находятся в состоянии взаимных связей. Отсюда следует, что связь – это процесс «работающий», как в онтологической, так и гносеологической областях бытия. Это свидетельствует о всеобщем, общенаучном характере принципа связи.

Понимание взаимосвязанности всех без исключения явлений действительности, позволяет увидеть противоречия, с необходимостью возникающие между ними. Это открывает путь к познанию источника всякого развития, а значит, к формулировке следующего принципа диалектики – принципа всеобщего развития. Принцип развития, как правило, выводят непосредственно из принципа связи. Они действительно тесно связаны, ибо движение, развитие появляется лишь там, где есть связь, взаимодействие.

Общеизвестно, что источником всякого развития являются противоречия. Сами же противоречия, как уже отмечалось – это отношения между сходством и различием явлений. Значит, если нет отношений, то есть связей между различающимися явлениями - нет движения. Отсюда: должны существовать отношения, связи, а затем уже возникает движение, развитие. Поскольку в мире нет абсолютно тождественных явлений, существование различий неизбежно. Причем, поскольку нет даже двух одинаковых явлений, постольку отношения между различающимися явлениями существуют везде. Отсюда принцип развития, выражающий суть названного процесса, носит всеобщий, общенаучный характер. Словом, принцип развития – необходимое  и важное звено в системе общенаучных, философских принципов.

Из факта связи и развития явлений действительности выводится принцип детерминизма, то есть принцип взаимной обусловленности развивающихся явлений друг другом. Детерминизм – это такая связь, когда изменения, движение, развитие одного (одних) явления (явлений) вызывают изменения другого (других). Принцип детерминизма – следующий принцип в системе общенаучных, философских принципов.

Принцип детерминизма является своеобразной конкретизацией принципа всеобщей связи, но это самостоятельный принцип, так как отражает сущность более высокого порядка, чем принцип связи. Данный принцип отражает также связь, но связь иной сущности, иного порядка. Эта связь не пассивна, а активна. Это связь движения. Одно движущееся явление, воздействуя на другое, вызывает в нем изменения, то есть опять же движение. Все существующие явления находятся в движении, поэтому воздействуют прямо или опосредованно друг на друга, детерминированы друг другом – такова суть принципа. Он носит всеобщий характер в силу того, что его действием охвачены все явления микро-, макро- и мегамира, что доказано всем ходом развития научного знания.

Есть все основания рассматривать принцип системности явлений в качестве общенаучного, философского принципа. Ранее отмечалось, что категория система является общенаучной, философской в силу действия следующих причин: а) в окружающем нас мире реально существуют явления – системы, то есть явления, достигшие системного качества; б) в каждом даже бессистемном явлении обязательно есть элементы-системы; в) каждое явление по своей природе стремиться достичь системного состояния, имеет тенденцию стать системой, но далеко не все феномены действительности достигают системного состояния. Все эти причины детерминируют существование принципа системности, занимающего свое место среди общенаучных, философских принципов.

Принцип системности и в онтологическом, и в гносеологическом, и в мировоззренческом, и в методологическом планах носит всеобщий характер, выводится на базе анализа процессов объективной действительности и является диалектическим снятием содержания принципов существования, материального единства мира, принципа его неисчерпаемости, принципа связи, развития и принципа детерминизма. Именно в силу детерминированности отношений между явлениями единого, но неисчерпаемого мира, возникают и существуют системы, как целостные, состоящие из элементов явления.

Если последовательно идти от объекта анализа, то есть от факта существования явлений природы, общества, мышления, то, в конце концов, придем к выводу о том, что все явления, находящиеся в постоянном движении, так или иначе проявляют свои содержание, сущность и качество в среде, то есть функционируют. Это дает право сформулировать следующий всеобщий принцип – принцип функционирования. Этот принцип действительно носит всеобщий характер, ибо нет в мире явления, которое бы не выражало, не проявляло свои содержание, сущность и качество в среде.

Таким образом, система философских, общенаучных принципов «онтологического ряда» может быть представлена в следующем виде: принцип бытия → принцип материального единства мира → принцип неисчерпаемости материи → принцип связи → принцип развития → принцип детерминизма → принцип системности → принцип функционирования. Каждый из представленных принципов, являясь формой философского знания, отражает специфические всеобщие способы связи явлений действительности. Это очень важно подчеркнуть, поскольку главное предназначение принципов как форм научного знания – отразить сущность способов, последовательностей связей явлений конкретной предметной области.

Предлагаемая система принципов, на наш взгляд, реализует следующие требования: а) все принципы выводились на базе анализа процессов действительности, то есть выполнялось требование объективности подхода к решаемой задаче; б) объективность подхода диалектически дополнялась требованиями, вытекающими из содержания современного идеологического процесса, который непосредственно связан с социальной практикой, с практическим мышлением людей, необходимыми формами которого выступают принципы философии. При этом принципы рассматривались как формы мышления, которые резюмируют в своем содержании предыдущее развитие научного, философского знания. Это, с одной стороны. С другой – они трактовались как основания для получения новых знаний о действительности; в) исходный, базовый принцип данной системы отвечает требованиям, которые предъявляются к исходной «клетке» системы; г) принципы брались не произвольно, а выводились. Каждый последующий принцип выводился из содержания предыдущих и снимал в своем содержании их суть. Субординированы принципы в соответствии с объективными процессами бытия, что следует учитывать в процессе их использования при решении задач познания и преобразования явлений действительности. Ведя речь о предложенном варианте систематизации принципов «онтологического ряда», следует отдавать себе отчет в том, что вопрос их субординации в системе нельзя смешивать с последовательностью использования принципов в процессе решения задач познания и преобразования явлений действительности. Хорошо понятно, что порядок применения названных принципов детерминирован, прежде всего, и главным образом, конкретными условиями, в которых действует субъект познания и преобразования явлений действительности. Данный вывод, тем не менее, не дает права не учитывать и факт детерминации порядка применения принципов системными связями, в которых они находятся по отношению друг к другу. Словом, каждый субъект, использующий в ходе своей деятельности принципы, обязан учитывать детерминирующее воздействие на порядок их применения, как самих объективных условий, так и системные связи, существующие между принципами.

Начинается система с принципа, который непосредственно связан с живым созерцанием действительности (принцип бытия). Идет до абстрактного мышления (принцип системности, рассмотрение системных свойств явлений). Доходит до практики (принцип функционирования). Словом, в данном случае, как нам представляется, реализованы требования принципа восхождения от абстрактного к конкретному; д) каждый принцип связан с каждым другим в системе, выражается через другие принципы; е) в предложенной концепции принципов реализовано требование усложнения системы по мере ее развития; ж) данная система принципов отражает содержание основного вопроса философии, его обе стороны; з) в ней реализованы требования основных общенаучных законов; и) в процессе создания самой системы принципов учтены требования их содержаний. Так, нетрудно заметить, что система принципов воплощает в себе единство материального (отражение действительности) и идеального (продукты мышления людей). Принципы связаны друг с другом по линии координации (последовательности). Они детерминированы друг другом (субординация) и образуют целое – систему, но систему не закрытую, а открытую, в которую могут войти новые принципы, как могут измениться связи между данными принципами, так могут и «уйти» из системы существующие принципы, может измениться их содержание. Признаемся, что система в целом, и каждый принцип развиваются. Наконец, отдана дань тому, что система общенаучных, философских принципов функционирует, проявляет себя в среде, через систему практического мышления людей, их действия.

Таким образом, предложенная система философских принципов, на наш взгляд, отражает всеобщие способы связей явлений природы, общества и мышления. Вместе с тем, нет оснований рассматривать ее как единственную, и, тем более, раз и навсегда данную.

А.А. Кокорин, доктор философских наук