Юрий Лукин: «Хотелось бы принимать долгожданный закон о Российской Арктике, равно Арктической зоне Российской Федерации, не келейно, а на основе широкого публичного обсуждения»

Редакция журнала «Арктика и Север» анонсировала свою инициативу о проведении изучении общественного мнения по проекту «Легализуем Российскую Арктику: народная экспертиза нового федерального закона». В ходе изучения перед экспертами и всеми российскими гражданами журналом поставлен ряд вопросов по ряду актуальных вопросов социально-экономического развития Российской Арктики. Журналом «Политическое образование» один из вопросов вынесен на открытое голосование и наши читатели могут ознакомиться с его результатами и проголосовать сами. А вот как отвечает на эти же вопросы главный редактор журнала «Арктика и Север», доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Юрий Федорович Лукин.

Журнал: Как вы лично считаете, какие сухопутные территории и акватории северных морей должны входить в состав Российской Арктики (суша и море), равно Арктической зоны Российской Федерации в широком её понимании (не только суша, как сейчас)?

Лукин Ю.Ф.: Сухопутные территории Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и Республики Коми (Воркута), НАО, ЯНАО, Таймырского Ямало-Ненецкого АО, г. Норильска и Туруханского района Красноярского края, улусы Республики Саха (Якутия), Чукотского АО, имеющие выход к акватории Северного ледовитого океана; а также акватории  Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингового морей; острова в СЛО.

Журнал: Как должен называться новый закон: об Арктической зоне Российской Федерации или о Российской Арктике?

Лукин Ю.Ф.: О Российской Арктике! С зонами у нас ассоциируются самые негативные воспоминания. Арктика — не зона! Здесь живет 2,5 млн население РФ.

Журнал: Имеет ли смысл проведение референдума среди населения северных территорий страны об изменении не так давно введённого в советское время названия (с 1989) «Арктическая зона Российской Федерации» на исторически более приемлемое название «Российская Арктика», тем самым сохраняя и продолжая историческую преемственность российской империи с современной демократической Россией XXI столетия от Рождества Христова?

Лукин Ю.Ф.: Да, имеет. У граждан России давно уже не спрашивали их мнения путем проведения референдумов. Референдум в Крыму — это отдельная песня. А к проведению социологических вопросов и их интерпретации отношение двойственное. Референдум - конечно дорого, но не дороже доверия граждан России к органам власти и управления на федеральном и региональном уровнях.

Журнал: Зачем нужен новый ФЗ о Российской Арктике = АЗРФ субъектам РФ и муниципальным образованиям? Ожидания и тревоги, возможности и угрозы?

Лукин Ю.Ф.: Субъекты и муниципалитеты АЗРФ ждут преференций для бизнеса, льгот населению, решения накопившихся проблем, закреплённых легитимно ФЗ. Эти ожидания могут и не оправдаться.

Журнал: Чем должен отличаться по своему содержанию и рамках новый проектируемый ФЗ от других законодательных актов? Какие ключевые положения, по вашему мнению, необходимо обязательно включить в новый рамочный закон о Российской Арктике = АЗРФ? Что не надо забывать?

Лукин Ю.Ф.: Не надо «тащить» (включать) в этот закон все проблемы. Конкретные вопросы социально-экономического развития, преференций и льгот, поддержки коренных народов Севера и др., могут и должно найти своё решение в других законах. Очень важно в рамочном ФЗ о Российской Арктике определить её границы, общие принципы жизнедеятельности всех сфер общества, принципы зелёной экономики, геополитическую значимость, культурно-исторические традиции.

Журнал: Нужно ли включать в проектируемый закон об АЗРФ преференции для бизнеса и льготы населению? Или эти вопросы должны регулироваться другими законодательными актами о Крайнем Севере России, так как все сухопутные территории АЗРФ сегодня практически входят в состав субъектов Крайнего Севера страны и действует, законодательство с 1932 года, которое постоянно обновляется.

Лукин. Ю.Ф.: Нет, не нужно. Есть понятие «Крайний Север», законы регулирующие здесь льготы населению и бизнесу, северный завоз и др. Если мы отказываемся от этого массива законодательства и включаем все проблемные вопросы в новый федеральный закон об АЗРФ, то что тогда делать с прежней системой законодательства о «северах», с практикой правоприменения?

Журнал: Следует ли расширять и далее границы Российской Арктики, уходя постепенно от понятия Крайний Север России? Нужно ли изменять действующее законодательство о Крайнем Севере России? Имеет ли сегодня смысл модернизация действующих положений о преференциях бизнесу и льготах населению северных территорий страны?

Лукин. Ю.Ф.: Можно высказать гипотезу об изменении состава  Крайнего Севера, так как в АЗРФ включается всё больше северных территорий. Затем отменить все льготы Крайнему Северу, это становится в условиях кризиса накладно для бюджета. И установить льготный режим только для АЗРФ. Однако в нынешней кризисной ситуации, да ещё перед выборами в ГД, а затем и президента РФ, это будет больше похоже на акт политического харакири. Может этот вопрос актуализируется в будущем. Но не сегодня.

Журнал: Что еще Вы хотели бы добавить? Другие ваши мысли, предложения и замечания о Российской Арктике, АЗРФ?

Лукин Ю.Ф.: Хотелось бы принимать долгожданный закон о Российской Арктике, равно Арктической зоне Российской Федерации, не келейно, а на основе широкого публичного обсуждения.