Взаимосвязь государственного управления и рынка в рамках теории нового государственного управления.

29 октября 2016

Ознакомившись с материалом по вопросу концепции нового государственного менеджмента, размещенным в «Библиотеке политолога», рассмотрим взаимосвязь государственного управления и рынка в рамках этой концепции.

Прежде всего, отметим, что новый государственный менеджмент имеет много общего со старым государственным менеджментом, но он имеет и существенные отличия от последнего. Первый менеджмент менее всего заинтересован в организациях и основывается на институциональном дизайне и выборе, ставит акцент на сдельной работе, поручениях и процессах, в то время, как второй подчеркивает значение функций , исполнения задач. В новом государственном менеджменте основой является мультипрофессиональная команда, члены которой работают вместе сначала и до выполнения определенного задания, экономия и эффективность всецело определяется в терминах удовлетворения потребителя.

С точки зрения отношения к рынку- в теории государственного менеджмента рыночные модели регулирования взяты за основу, рыночная модель поведения считается приемлемой для государственных служащих всех уровней. Мотивация и оценка их деятельности строится как если бы они были участниками операций на рынке. Сама структура организации управления публичным сектором рассматривается по аналогии со структурой организации бизнеса. По мнению сторонников рыночного подхода, государственное управление должно быть предпринимательским. Рассмотрим выдержки из материалов с сайта. Общие установки предпринимательского управления формулируются следующим образом: " (1) Утверждается, что с точки зрения менеджмента нет существенных различий между публичным и частным секторами, а следовательно, публичными и частными организациями можно управлять более-менее одинаково. (2) При новой организации управления необходимо переходить от оценки эффективности процесса управления к оценке эффективности результата управления, а следовательно, к сокращению затрат и к повышению прибыльности государственных организаций. Изменяется и оценка ответственности: должен осуществиться переход от контроля на входе организации, от оценки бюрократических процедур, правил и стандартов к количественным мерам, характеризующим результат деятельности. (3) Менеджериальное управление государственным сектором и публичным сектором в целом должно сопровождаться понижением роли управленческого контроля одновременно с развитием усовершенствованной отчетности, мониторинга и механизмов ответственности. (4) Новый государственный менеджмент подчеркивает идею необходимости преобразования больших бюрократических структур в полуавтономные агентства, отличающиеся высокой степенью подвижности, способностью к конкуренции и склонностью принимать рискованные решения. Одновременно необходимо отделение коммерческих функций от некоммерческих и политико-консультативных функций от функций предоставления услуг и регуляторных функций. (5) Государственное управление при организации общественных услуг должно отдавать приоритет частному бизнесу, конкурентному снабжению и контрактной системе. При этом необходимо переходить от традиционных долговременных и плохо специфицированных контрактов к кратковременным и более определенным контрактам. (6) В государственном управлении необходимо использовать практику менеджмента, которая касается кратковременных трудовых соглашений, развития стратегических планов, корпоративных планов, соглашений об эффективности деятельности, введения системы оплаты за качество, развития новых менеджериальных информационных систем, заботы о корпоративном имидже. (7) Большое внимание в новом государственном менеджменте уделяется денежным предпочтениям; что касается этических проблем, этноса государственной службы и статусных ценностей, то им уделяется меньшее внимание. Следует, однако, отметить, что этические ценности менеджериализма отнюдь не забываются. (8) Отношение к потребителю общественных услуг предполагает рыночные характеристики. К потребителю относятся как к покупателю общественных услуг со всеми отсюда вытекающими последствиями.»

На мой взгляд, самое важное и наиболее доступное для понятия  массами обобщающее суждение о предпринимательском государственном управлении, это суждение Гая Питерса и Дональда Савой из этой же статьи: «Предпринимательское управление появилось как реакция на один из распространенных стереотипов государственных работников – нерасположенность к риску – и на ограниченность бюрократизма. Предпринимательство, предполагалось, даст простор созидательным и инновационным способностям государственных менеджеров, а также сделает их более ответственными за свои собственные решения... Оно также хорошо согласовывалось с проводимыми структурными реформами, с независимыми агентствами, преимущественно возглавляемыми лидерами-предпринимателями на основе не постоянной службы, а контракта об эффективной деятельности... Другой идеей, связанной с менеджериализмом в публичном секторе, является управление, ориентированное на покупателя».

Одним из коренных вопросов в концепции нового государственного менеджмента выступает обоснование эффективности управления. Понятие «эффективность» здесь приобретает экономический характер (удовлетворение общественных потребностей), однако трудно найти единый показатель эффективности деятельности. «Главной идеей "государственного менеджмента" в западноевропейских государствах, по-видимому, является эффективность, даже в более узком смысле – экономическая эффективность. Оценка деятельности осуществляется не по уровню активности соответствующих структур управления, а по результату, как говорят, «на выходе». За свой экономизм концепция нового государственного менеджмента подвергается критике, с которой я смею согласиться, ведь всем известно, что государство создано не для получения прибыли. Однако сейчас эта теория не является основой при решении всех проблем государственного управления, но нашла свое место в отношениях между рынком и государством.

Сейчас можно найти много материалов, чтобы изучить причины взаимодействия этих двух важных сегментов общества. Углубившись, делаю выводы, что существование рынка без государственного управления невозможно, так как чистая рыночная экономика недостаточно успешно работает в экстремальных условиях, рынок не всегда ориентирован на перспективу (этот недостаток особенно явственно проявляется, когда экономический рост тесно связан с фундаментальными научными исследованиями, с крупными инвестициями и в то же время с неопределенностью в отношении прибыли), рынок сам не может обеспечивать глубокие структурные преобразования производства на базе широкомасштабных инвестиций, рынок сам не может способствовать успешному решению региональных проблем, возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов, реализация национальных интересов в мировой экономике национальному рынку не под силу, только государство способно дополнить, а если нужно, то и «подправить» рынок при решении ряда социальных проблем ( занятость и безработица, инфляция, поддержка малоимущих, перераспределение доходов). В наше время государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выраженный в динамизме рыночной экономики), в то время как чистый рыночный механизм слабо функционирует в производстве многих товаров и услуг коллективного пользования. Рынок и государство обладают относительной экономической самостоятельностью и оказывают друг на друга положительное влияние, в подтверждение этому- ст.34 основного закона государства.

«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»

Статья 34 Конституции Российской Федерации

При написании статьи были использованы материалы с сайтов http://gpb22.narod.ru/smorgunov_1/chapter11.html, http://www.lawinrussia.ru/node/190547, а также лекция доктора политических наук, профессора Сергея Анатольевича Мелькова «Зачем взаимодействуют рынок и государство?».

Комментарии 2

<p>
Материал теоретический, примеров нет. Без оценки.
</p>
<p>
Материал теоретический, примеров нет. Без оценки.
</p>