Есть мнение

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И РУССКОГО ДВИЖЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

29 октября 2016

Состав населения Башкортостана в основном трехнационален, что является наиболее характерной чертой полиэтнического своеобразия республики. Стабильность и межэтническое согласие в Башкортостане определяется высоким уровнем культурной интеграции как многочисленных народов – башкир, русских и татар, так и насчитывающих десятки и сотни тысяч человек – марийским, чувашским, удмуртским, мордовским, украинским и другими народами республики.

Основой этнополитической стратегии руководства Республики Башкортостан, как при М.Г. Рахимове, так и при Р.З. Хамитове является ориентация на максимально возможное на региональном уровне содействие национально-культурному развитию народов республики. В официальных декларациях непременно подчеркивался курс на обеспечение всех народов равными условиями развития национальных языков, культуры, сохранение самобытности каждого народа. Региональная политическая элита стремится держать под контролем проблемы духовной жизни, связанные с развитием языка, культуры, конструирует институты поддержания национальных культур, обеспечивает их правовую и материальную базу, координирует совместные этнокультурные проекты общественных организаций, 69 государственных учреждений, органов местного самоуправления. Так под патронажем региональной власти проходят такие национальные праздники и фестивали, как Международный фестиваль башкирской и татарской песни «Дуслык моцо», Межрегиональный конкурс исполнителей башкирской песни «Ирэндек мондары», Региональный конкурс исполнителей башкирской песни «Озон кей», Международный конкурс-фестиваль тюркской молодежи «Урал-моно», Международный праздник курая, Республиканский фестиваль ансамблей народного танца, фестиваль поэзии трех народов – башкирской, татарской, чувашской – «Илхам шишмэлэре», Международный Аксаковский праздник, Республиканский конкурс молодых исполнителей татарской песни «Туган тел», чувашской – «Шапчак сасси», марийской – «Мурпеледыш», удмуртской «Жужась кизилиос», латышский праздник «Лито», белорусский – «Ивана Купалы», Дни славянской письменности и культуры и ряд других, основной задачей которых является пропаганда самобытного многонародного искусства, при- общение широкого круга населения к традициям культуры «своих соседей». Руководители всех ведущих национально-культурных организаций входят в Совет Ассамблеи народов Башкортостана.

Предполагается, что большинство этнонациональных проблем может быть успешно решено лишь на основе следующих констант:

- диалог, доверие, открытость, взаимоуважение и взаимопроникновение культур народов населяющих республику;

- воспитание чувства патриотизма и любви, как к Башкортостану, так и к России;

- поддержание за счет бюджетного финансирования системы национальных театров, филармонических коллективов, народных хоров и фольклорных ансамблей, библиотек;

- ориентация на консервативную культурную традицию, представленную официально признанными «классиками» региональной культуры – Сергеем Аксаковым, Федором Шаляпиным, Михаилом Нестеровым, Константином Ивановым, Яковым Ухсаем, Авксентием Юртовым, Янышем Ялкайным, Галимьяном Ибрагимовым, Му- хаметсалимом Уметбаевым, Мажитом Гафури, Даутом Юлтыем, Шайхзадой Бабичем и многими другими;

- демонстративная опора на институты православной и мусульманской церкви, их формальное почитание, при уважении к католическим, протестантским и иудейским общинам верующих;

- показательное равноправие языков народов региона, издание республиканских газет и журналов на 6 языках народов Башкортостана: башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском языках, изучение в русскоязычных школах в качестве предмета «родной язык» 15 языков (башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, мордовский, удмуртский, немецкий, украинский, белорусский, греческий, иврит, латышский, польский и армянский);

- открытие 14 историко-культурных центров, направленных на сохранение на своей базе историко-архитектурных памятников, языка, традиций и культуры того или иного народа.

В результате этой достаточно последовательной политики, Башкортостан выделяется среди других регионов количеством газет и журналов, издаваемых на национальных языках при государственной поддержке, профессиональных национальных театров и ансамблей, частым проведением съездов, конгрессов, курултаев, конференций национально-культурных общественных организаций. Существует достаточно развитое башкирское национальное движение, приобретающее разные формы, но сохраняющее свое влияние на этнополитические процессы в республике.

На этом фоне мы наблюдаем немалые сложности в становлении регионального русского движения. Последнее организационно оформилось в 1992 году, когда на базе «Уфимского историко-патриотического собора» возникло Общественное объединение «Русь». В качестве целей нового движения выделялись сохранение целостности российского государства, защита интересов русскоязычного населения. Стоит отметить, что «Русь» относилась скорее к «демо-патриотам», и их можно интерпретировать как предшественников современных национал-демократов. Организация находилась в жесткой оппозиции, но тем не менее даже в условиях усиления республиканского авторитарного режима проводило своих представителей в федеральный и региональный парламенты. Движение продержалась на публичной политической сцене до 2005 года, возродившись в 2011 году уже как структура «Общероссийского народного фронта».

Региональный политический процесс 1993-2008 гг. характеризовался взаимосвязанными тенденциями – усилением административных возможностей режима М.Г. Рахимова и маргинализацией структур оппозиции. Укрепление властно-управленческой вертикали и навязанная консолидация региональной элиты проводилась АП РБ последовательно, но постепенно. После выборов 1995 года Рахимов смог обуздать сильную фронду в Горсовете Уфы, на выборах в марте 1999 года исполнительной власти удалось вытеснить оппозицию из Законодательного собрания. На выборах в Государственную Думу в декабре 2003 года от республики не прошел ни один оппозиционный кандидат. Используя механизмы снятия оппонентов с выборов или закулисные договоренности с Кремлем Рахимов удерживался у власти в 1998 и 2003 гг., но именно в этот период место существенно ослабленных внутриреспубликанских главных оппонентов режима таких как А. Аринин, М. Миргазямов, В. Никитин, заняли «варяги» С. Веремеенко и Р. Сафин влияние которых основывалась на связях с федеральным центром и значительных финансовых возможностях. Показательно, что созданные А. Арининым общественное объединение «Русь» и подконтрольная последнему газета «Отечество» на выборах 2003 года поддержали кандидатуру С. Веремеенко, а последний раз заявили о себе в период антирахимовской кампании организованной в 2005 году, проводившейся также не без поддержки федеральной властно-элитной группы.

В этот же русское движение Республики Башкортостан было представлено и более радикальной организацией – региональным отделением Русского Национального Единства (РНЕ), занимающим замкнутую нишу в сфере военно-спортивной подготовки молодежи и бизнеса. Закрытый характер организации определял ее маргинальное положение, даже в период максимальной численности от 200 до 300 человек. Сформированный республиканской властью под выборы 1998 года «Собор русских Башкортостана» никак себя не проявлял даже в информационной среде. Серьезно была ограничена редакционная политика органа русских писателей – газеты «Истоки». В остальном же русское движение было представлено автономными самоорганизованными группами зачастую не имевшими даже названий, на основе которых в 2009-2012 гг. формировались региональные отделения движений «Народный собор», «Сопротивление», «Национально-демократической партии».

Маргинализация оппозиции привела к тому, что в своей деятельности она стала опираться преимущественно на эпатажные интернет- ресурсы, так как никаких иных методов хоть как то повлиять на ситуацию и не оставалось. Значительный резонанс преимущественно в среде башкирской общественности вызвал скандал вокруг сайта «Уфагубъ» признанного судом экстремистским. Его участники, ведя работу по подрыву легитимности президента М.Г. Рахимова использовали башкирофобию и разжигание межэтнической розни, путем размещения тысяч однообразных, оскорбительных комментариев, а также исправления размещенных комментариев. По сути, данный проект осознанно или неосознанно стал актором русофобских настроений в среде республиканской молодежи, снижая культуру межэтнических отношений в целом.

Одной из главных причин появления маргинальных «интернет-площадок» является низкая степень представительства русских общественных интересов в региональном политическом процессе, отсутствие дееспособных общественных организаций выполняющих функции их агрегации и артикуляции.

Направленность подобного рода неконвенциональных форм участия в политической жизни региона оказалась связана с характером отношений между руководством Республики Башкортостан и элитными группами в федеральном центре. Последние использовали с целью подрыва легитимности республиканского режим, в ходе борьбы за экономические объекты.

Таким образом, маргинализация республиканских организаций, отстаивающих интересы своих этнических групп, привела их на уровень объекта манипуляции со стороны элитных «властно- управленческих» групп.

Подобное неконвенциональное воздействие на политический процесс – это крайняя форма выражения социального недовольства, когда законные методы оказания влияния на политическую ситуацию оказываются неэффективными. В таком контексте возникают предпосылки для функционирования радикальных политических проектов. В целях сохранения традиционного позитивного взаимодействия народов и культур республики необходимо подключение к этой работе организованного русского движения. В этой связи, на наш взгляд, оптимальная политика региональной власти и находящегося в стадии формирования Федерального агентства по делам национальностей могла бы строиться на основе следующих принципов:

1. Открытый и системный диалог по важным для регионального сообщества вопросам – исторической и культурной памяти; языковых, образовательных стандартов; сохранению архитектурного наследия г. Уфы; тезисам со стороны разного рода радикальных движений об «имперской сущности России», «потомках колонизаторов и оккупантов» применительно к русскому населению республики.

2. Отказ от излишнего администрирования деятельности русских организаций в регионе. Создание возможностей для самоорганизации русских на этнической основе для культурно-просветительской и общественной деятельности, организации русских национальных молодежных культурных мероприятий.

3. Определение ясных и понятных критериев оценки степени религиозной и этнической конструктивности организаций, действующих на территории региона и его муниципальных образований. Радикальные группы существуют в любом общественном сегменте, и необходимо различать самоорганизованные конструктивные национально- патриотические организации и праворадикальные группировки, которые могут носить откровенно нацистский характер.

Состояние русского движения Башкортостана не может не оказывать влияние на этнополитическую стабильность региона. Чем более устойчивым и самостоятельным оно будет, тем менее вероятно что «русский фактор» окажется использованным как политический инструмент по дестабилизации республиканского социума.

Евгений Беляев, г. Уфа

Источник: Россия как традиционное общество: история, реалии, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ГБНУ ИГИ РБ. – Уфа: Мир печати, 2015.

Комментариев пока нет