Есть мнение Новости

Выход Узбекистана из ОДКБ – не сюрприз

29 октября 2016

Как передаёт российское издание Ведомости, секретариат ОДКБ получил ноту узбекского министерства иностранных дел о приостановлении участия Узбекистана в деятельности организации. Ноту о выходе из ОДКБ Ташкент обнародовал 28 июня. В ноте Ташкента указано, что «деятельность организации не соответствует интересам Узбекистана». По словам пресс-секретаря ОДКБ Владимира Зайнетдинова, «в Москве не драматизируют предпринятый узбекским правительством шаг, право на выход есть у каждого из семи членов, в настоящий момент в Москве изучают правовые и иные последствия предпринятого Ташкентом шага».

«Мы будем, как и раньше, вместе с нашими союзниками предпринимать все необходимые шаги по укреплению военной составляющей ОДКБ и обеспечению безопасности на ее пространстве», – заявил в пятницу начальник Генштаба РФ Николай Макаров.

Напомним, Узбекистан уже выходил из ОДКБ в 1999 году (до 2006 года), присоединившись к ГУУАМ. В этот период был заключен договор с США об использовании базы Карши-Ханабад в ходе операции в Афганистане. Узбекистан вернулся в ОДКБ в 2006 году. Американские военные покинули Карши-Ханабад. Вновь информация о том, что Узбекистан может покинуть ОДКБ, появилась в октябре 2011 года после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил главам государств ОДКБ определиться по вопросу о дальнейшем участии этой страны в организации, так как, по его словам, Ташкент не ратифицировал ни одного существенного документа в рамках этого военно-политического союза.

Таким образом, после выхода Узбекистана в организации остается шесть стран - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Если проследить период членства Узбекистана в ОДКБ, то можно и согласиться с президентом Лукашенко: Ташкент не подписал ни одного важного документа организации, игнорировал ключевые решения, встречи и мероприятия. Узбекская сторона имела принципиальные разногласия с остальными участниками военно-политического блока. И здесь во многом можно увидеть плюсы для самой организации. Исламу Керимову уже давно не нравилось многое в деятельности организации. Ташкент категорически возражал против использования сил ОДКБ для урегулирования внутренних конфликтов, не поддерживал позицию военно-политического блока по проблемам Афганистана и выступал против сотрудничества с ОБСЕ и ЕврАзЭС.

Источники в самом Ташкенте пояснили, что власти страны решились пойти на такой шаг из-за того, что их, в частности, не устраивают стратегические планы организации на афганском направлении. «В Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте», – рассказал «Коммерсанту» источник в МИД Узбекистана.

Узбекистан уже давно позиционирует себя как основной игрок в центрально-азиатском регионе. И в этом контексте выход из состава организации – плюс для Ташкента. Понимая свою геополитическую значимость, Узбекистан надеется решить свои проблемы с соседними государствами в свою пользу. Более того,  многие запланированные Россией проекты в регионе без участия Узбекистана будут неполными, поэтому Ташкент надеется этим решить как проблемы с Россией, так и заручиться поддержкой Москвы при решении споров с другими ОДКБ, в первую очередь с Таджикистаном. 

Как бы то ни было, демарш Узбекистана является результат слабой политики России в этом регионе. Выход Узбекистана из ОДКБ отражает еще одну волну укрепления позиций США и НАТО.  Примечательно, что решение Ташкента последовало после визита Владимира Путина к Каримову 4 июня. Ранее проходили переговоры  между США и Узбекистаном. Тогда-то и стало известно, что США готовы после выхода из Афганистана оставить часть вооружений в Узбекистане. Путину нечего было предложить Каримову. Выход Узбекистана — удар по евразийскому проекту Путина. Теперь фактически в Центральной Азии из твердых союзников у России остается только Казахстан. Безусловно, сама организация в меньшей степени потеряет от выхода Узбекистана из ОДКБ, поскольку изначально страна не была особенно активна и занимала, как правило, особую позицию в организации.

Виктор Якубян, эксперт по проблемам Закавказья, говоря о последствиях выхода Узбекистана из ОДКБ для остальных членов организации, считает, что «Специфика ОДКБ состоит в том, что нужность или ненужность своего членства в нем страны оценивают не с точки зрения общих интересов блока, а с точки зрения своих двусторонних отношений с Россией. Москва сама построила этот блок именно таким образом. Те же Казахстан и Таджикистан никогда не демонстрировали союзнических отношений в области обороны в двусторонних отношениях друг с другом, зато охотно играли роль стратегического партнера в отношениях с Россией. То есть, гарантии в ОДКБ строились и строятся вертикально и в паре только с Россией, а не горизонтально - между собой. Такой блок не может долго существовать. В той же Армении, говоря о гарантиях безопасности ОДКБ, понимают гарантии России, но никак не Белоруссии или Киргизии. Таким образом, блок становится фикцией и, с ослаблением позиций Москвы, из него могут в ближайшие годы выйти Киргизия, Таджикистан и Армения. В итоге ОДКБ сожмется до тройственного военного союза России, Белоруссии и Казахстана - стран Евразийского союза. И это будет большая победа НАТО».

 

Комментариев пока нет