Статьи

Выдранная страница

06 августа 2017
Польша пытается «выдрать целые главы общей истории», – заявил РИА Новости министр культуры РФ Владимир Мединский по поводу исключения России из состава партнеров по созданию музея на территории бывшего лагеря смерти Собибор в Польше.

Дела давно минувших дней

Лагерь смерти Собибор был создан немецкими нацистами на территории Польши в марте 1942 года. Заключённые в этом лагере не работали – по прибытии в лагерь жить им было предназначено всего несколько часов. Сойдя с поезда, их сортировали, затем раздевали (женщин стригли – человеческие волосы очень ценились в Третьем рейхе) и загоняли в газовые камеры. Это был лагерь смерти по уничтожению евреев, подобный Бельжец, Хелмно и Тремблинке.

Лейтенант Александр Печерский в годы войны

Но полностью обойтись без обслуги эсэсовцы, конечно, не могли. И свою убогую службу они старались сделать максимально комфортной: женщины-заключённые вязали им носки, художники рисовали портреты. Были также слесари, столяры, водопроводчики… В сентябре 1943 года в столярную мастерскую попал лейтенант Александр Печерский. Заключённые из числа «обслуги» давно вынашивали мысль о побеге, но как именно это сделать?

Конкретизировать этот замысел сумел именно Печерский. Его план был прост и нахален – убить несколько эсэсовцев или охранников (ими были, в основном, украинские националисты), завладеть их оружием и поднять вооружённое восстание. Ставка была сделана на жадность – эсэсовцу Йозефу Вольфу «по секрету» сообщили, что среди вещей новоприбывших обнаружено модное кожаное пальто, с заместителем начальника лагеря унтерштурмфюрером СС Йоганном Нойманом «поделились новостью» про новый костюм, начальник лагерной охраны обершарфюрер СС Зигфрид Грейтшус пришёл примерить новое зимнее пальто… «Наживка» сработала без единой осечки.

Затем заключённые перерезали кабели связи и напали с оружием на лагерную охрану. И восставшие сумели одержать победу – 14 октября 1943 года в нацистском лагере уничтожения Собибор обречённые на смерть заключенные без всякой помощи извне, без оружия перебили эсэсовцев и вырвались на свободу. Это единственный случай за всю историю Третьего рейха, когда лагерное восстание увенчалось успехом.

После того, как…

Александр Печерский и группа бежавших из Собибора. 60-е годы. 

В ночь на 20 октября 1943 года группа Печерского форсировала Буг и оказалась в Белоруссии. Печерский был принят в партизанский отряд имени Щорса. А вот тем, кто остался на польской территории, пришлось значительно хуже. В лесах шла война между польской Армией Крайова (которой руководило из Лондона польское т.н. «правительство в изгнании») и бандеровцами из Украинской повстанческой армии. Как те, так и другие безжалостно уничтожали бежавших из Собибора «жидов». Вырвавшиеся на свободу люди слишком поздно понимали, что опасаться следует не только немцев.

И после войны лагерь смерти Собибор постарались предать забвению. О причинах догадаться несложно – зачем героизировать офицера Красной Армии Печерского? А тем более вспоминать, какую «братскую» помощь оказывала беглым заключённым «правильная» (в отличие от «неправильного» Войска Польского) Армия Крайова. Лучше не ворошить прошлое, ибо евреи – народ злопамятный.

День сегодняшний, который ничем не лучше вчерашнего

Только в 1965 году с бывшей территории концлагеря убрали детский сад (!!!) и поставили скромный памятник. А 14 октября 1993 года президент Польши Лех Валенса обратился к участникам восстания в Собиборе: «Здесь заключенные-евреи подняли восстание. У заключенных практически не было шансов на успех, однако они не теряли надежды. Спасение жизни не было целью героического восстания, борьба велась за достойную смерть.

Защищая достоинство 250 тысяч жертв, евреи одержали моральную победу. Они спасли свое достоинство и честь, они отстояли достоинство человеческого рода. Их деяния нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью».

В 1987 году английским режиссёром Джеком Голдом совместно с югославскими кинематографистами был снят фильм «Побег из Собибора».

Но громкие заявления политиков и кинематограф – это одно, а реальная жизнь – совсем другое. И решения польского правительства о «десоветизации» и отстранении России от участия в создании музея памяти в Собиборе – явления одного порядка. И никакая это не «десоветизация», а махровая русофобия, которой Западная цивилизация больна уже не первую тысячу лет. Но это заболевание лечится только теми методами, которые нам, русским, увы, не к лицу.

Комментарии 1

Спасибо автору за то, что помогаете нам помнить о таких людях. Спасибо.
Про русофобию точно.