Есть мнение Статьи Дискуссионный клуб

Вопросы диспансеризации или как я готовила детей в школу?!

13 декабря 2016

Началось все с обычного, приклеенного на дверях школы листка
с перечнем документов, необходимых для поступления ребенка в первый класс стандартной средней общеобразовательной школы. В перечне – заявление, копия свидетельства о рождении, в общем, немалый список из справок, заявлений и других бумаг.
Привычно оценив весь список проницательным взглядом матери двух дочерей, я выделила самый «сложный» документ – медицинскую карту из поликлиники (форма 26). Мне сразу вспомнились походы в поликлинику
с детьми, когда они были еще совсем крошками, – долгие ожидания, длинные очереди, задерганный медицинский персонал. Воспоминания не из самых приятных. Посетив поликлинику, я убедилась, что с тех пор, как я бывала здесь со своими маленькими детьми, мало что изменилось, с точки зрения повышения качества обслуживания населения.
В соответствии с регламентирующими документами Министерства здравоохранения РФ, диспансеризация детей перед школой должна включать: осмотр педиатром, неврологом, окулистом, отоларингологом (лор-врачом), хирургом-ортопедом, логопедом, стоматологом, детским психиатром, гинекологом или андрологом (в зависимости от пола дошкольника), а также стандартные анализы – крови и мочи, кала на яйца глист и энтеробиоз, ЭКГ
и УЗИ (внутренних органов, щитовидной железы, сердца), проверку сделанных ребенку прививок, заключение педиатра.
Даже при простом перечислении всех необходимых анализов становится ясно, что для их сдачи, получения результатов и оформления нужных бумаг потребуется время. И если времени нет (а так случается часто и со многими), «понимающие» медработники, замечающие замешательство на лицах «клиентов», предлагают «комбинацию», состоящую в том, что медработник может оформить карточку без осмотров, анализов и прочих задержек, но… за некоторое вознаграждение. Возможность реализации такой «комбинации» зависит при условии согласия «клиента» платить еще и от того, можно ли договориться о таком оформлении с участковым терапевтом. Есть ведь такие, которые отказываются оформить карту заочно за плату. Мой участковый педиатр, как я узнала, исповедовала как раз такие принципы. Сначала мне импонировала такая честность, но столкнувшись на практике с «честным» прохождением всех процедур, увидела, что «честно» сделать что-либо очень сложно.
Итак, уточнив график приема нашего педиатра, на другой день мы
с дочкой пришли на прием в надежде за пару дней оформить медицинскую карту. Педиатр завела и начала заполнять карту, после чего выдала нам ее на руки и обозначила «маршрутный лист», т.е. каких специалистов мы должны посетить с ребенком, а также выдала направления на анализы. В регистратуре нашей поликлиники получили талоны на бесплатный прием специалистов, однако талона на прохождение бесплатного ультразвукового исследования сердца, щитовидной железы и внутренних органов, как оказалось, нет. Однако нам предложили пройти эти исследования только в августе (!), когда процедуру УЗИ пройдут все те, кто получил талоны раньше нас или… опять платно. Каждое УЗИ, если за него платить обойдется в несколько сотен рублей! А так… профилактический «предшкольный» медосмотр – процедура бесплатная
и обязательная для всех, гарантированная государством.
С этого момента потянулись три долгих недели оформления медицинской карты – форма № 026/у-2000. Вместо того, чтобы радоваться распускающейся весенней природе и теплому майскому солнцу, мы часами бродили по узким коридорам и лестницам поликлиники, сидя в очередях, перечитали многочисленные рекомендации с плакатов о профилактике гриппа и СПИДа, о борьбе Всемирной организации здравоохранения с туберкулезом и даже о тех опасностях, которым подвергается ребенок перед распахнутым окном… Разный график работы у каждого специалиста, вдобавок начавшаяся как раз в то же самое время диспансеризация школьников-подростков 14 лет еще осложнили стоящую перед нами и без того сложную задачу.
Как выяснилось позже, ребятам, заканчивающим дошкольное учреждение, поликлиникой, к которой оно прикреплено, должна проводиться диспансеризации, в ходе которой специалисты поликлиники осматривают детей непосредственно в саду в определенный день. Но почему-то наш детсад наша поликлиника обошла стороной.
Нельзя не согласиться с тем, что диспансеризация – это система, способная и призванная выявлять малейшие отклонения в здоровье с целью их своевременного устранения. Ведь в школе детей ждет новая большая нагрузка как физическая, так и психологическая. Поэтому быть в начале первого учебного года и здоровым и сильным очень важно для первоклассника! Безусловно, здоровье ребенка – первоочередная задача любого родителя, поэтому узнать о заболевании ребенка, как можно раньше – значит быстрее принять необходимые меры и построить режим маленького и дорогого человека наилучшим образом.
Однако в таком большом потоке дошколят провести тщательное обследование детей специалистам крайне сложно, порой – невозможно. Поэтому такая авральная диспансеризация превращается в «пустую формальность», в погоню за подписью специалиста.
Уверена, что недостатки и просчеты системы диспансеризации, замеченные мной как рядовым потребителем медицинских услуг, не имеющей к медицине непосредственного отношения, специалистам-медикам понятны уже давно. Но зачем обходить здравый смысл? В данной ситуации следует обратить внимание на уже сложившийся опыт организации электронных очередей с доступной и простой записью к врачам, ввести полноценный электронный документооборот. В конце концов, если и платить деньги за услуги в поликлинике, то ведь заплатить их можно не обязательно кому-то
в «черную кассу», а легально, за, как сейчас модно говорить, VIP-сопровождение. При этом деньги, полученные от подобных поступлений, будут направляться на нужды той же самой поликлиники, т.е. будут способствовать более качественному обслуживанию всех нас. Залог успешности функционирования любой системы в ее постоянном развитии, которое может реализовываться в форме революции или реформы. Я не ратую за революцию
в виде сноса старой поликлиники и возведении на ее месте новой – с новыми дружелюбными, внимательными специалистами, работающими по передовым стандартам, однако уверена, что реформирование, поэтапное, но планомерное необходимо, без чего и родители, и их дети во время диспансеризации будут продолжать тратить нервы, время, деньги. И зачастую впустую. Очень надеюсь на внимание властей к данной проблеме…

Комментариев пока нет