Есть мнение Открытая трибуна

Военная политика США и России вс современной политической обстановке.

06 мая 2019
В статье описывается современная военная политика США и России


Процессы глобализации, демографических сдвигов, распространения технологий меняет современную политическую обстановку.

В декабре 2017 года США выпустили новую стратегию национальной безопасности, которая корректируется президентом Дональдом Трампом, уточняется из-за изменений, происходящих в мире. Однако данный стратегический документ является продолжением той политики, которая проводилась во время правления предыдущих президентов США. Администрация Дональда Трампа увеличила военные расходы еще на 50 млрд. долларов.

Армии США необходимо решать задачи в области обеспечения национальной безопасности в условиях глобальных вызовов, которые находятся в различных регионах. Нестабильная политическая ситуация в Африке, войны на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии являются угрозой для США и их союзников. Естественно, США не хочет терять свое военно-техническое превосходство, поэтому им необходимо расширять международное сотрудничество в оборонной сфере.

В современной политической обстановке США будут вынуждены проводить военную политику, опираясь на эффективную экономику, политическое взаимодействие с союзниками и партнерами, военную мощь и технологическое превосходство. Непосредственные угрозы национальной безопасности США будут еще появляться, тем самым, они могут существенно изменить международную безопасность.

Появление новых центров силы в мировой политике, растущая политическая, экономическая и военная мощь некоторых государств, снижение демографических показателей ведущих стран, стремительная урбанизация регионов, военные технологии в некоторых «проблемных» странах и среди террористических групп является, по мнению американских военных экспертов, основными источниками нестабильности мирового порядка и, как следствие, возможна трансформация существующего мирового порядка, а вся система международных отношений будет только возрастать в долгосрочной перспективе.

Таким образом, принятые доктринальные документы отображают неоколониальный характер военной политики США и предполагают изменение глобального баланса через наращивание противостояния с геополитическими соперниками.

Одним из таких главных соперников является Российская Федерация. Основные направления военной политики изложены в доктринальных документах. Например, в военной доктрине Российской Федерации от 25 декабря 2014 года сформулированы основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства. В особенности, были учтены основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, Стратегии национальной безопасности до 2020года и других документов стратегического планирования.

Согласно военной доктрине, Россия будет использовать военную силу для защиты национальных интересов только если невозможно применить политические, дипломатические, правовые. Экономические, информационные и другие инструменты для урегулирования конфликтов. В доктрине указаны угрозы национальной безопасности, источники военной опасности и условия использования вооруженных сил РФ для предотвращения агрессии против России.

Касательно ядерного оружия. Россия оставляет за собой право применить данный вид оружия в ответ на применение против нее или ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также если речь идет об угрозе прекращения существования государства, даже если против России будет применено обычное оружие. Согласно документам, мировое развитие показывает усиление глобальной конкуренции, напряженность в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничество ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивость процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Присутствует также неурегулированные многие региональные конфликты, вследствие чего сохраняются тенденции к их силовому разрешению, поскольку некоторые регионы граничат с Российской Федерацией.

Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств». Как следует из документа, «наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской Федерации усиливаются». К основным внешним военным опасностям доктрина относит:

— наращивание силового потенциала НАТО и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока;

— дестабилизацию обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;

— развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Россию;

— создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

— территориальные претензии к России и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

— распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;

— нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;

— применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Россией и ее союзниками, в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

— использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.

К основным военным угрозам доктрина также относит:

-резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы; воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации,

-нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов

Отмечается то, что США попытаются сохранить свое доминирование в мировых делах, поэтому Америка будет предпринимать попытки ограничить проведение и влияние российской политики, как внешней, так и внутренней. НАТО представляет большую угрозу для России. В документе более четко сформулированы стратегические цели защиты России от попыток использования против нее военной силы. Больше внимания уделено вопросам мобилизационной готовности и гражданской обороны. В тоже время подчеркивается, что для защиты своих интересов Россия проводит внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе новую гонку вооружений. Применение военной силы рассматривается как крайняя мера, использование которой возможно лишь после исчерпания политических, экономических, дипломатических и иных средств. В документе прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации. Актуальными остаются проблемы защищенности сетей связи с использованием отечественных технических и программных средств. С учетом все большего влияния проблем обеспечения и угроз информационной безопасности (прежде всего компьютерных атак) на отношения между государствами отмечается необходимость формирования международной системы, призванной предотвращать возникновение инцидентов в данной сфере между странами. Внешняя политика России, как следует из документа, будет, как и прежде, основана на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.

Военно-политическая ситуация в мире, в целом, характеризуется нестабильным характером. США стремятся укрепить и расширить свое доминирование, в том числе военное, в ряде регионов, которые имеют особое экономическое, военное, а также стратегическое значение. По-прежнему происходят вооруженные конфликты, нарастают острые социальные проблемы во многих странах, терроризм и распространение оружия массового поражения.

Россия и США проводят модернизацию вооруженных сил для того, чтобы обеспечить подавляющее превосходство над противниками. Следует отметить, что, несмотря на некоторые улучшения в российско-американских отношениях, Соединенные Штаты всегда будут считать Россию главным геополитическим конкурентом.

Таким образом, подход США к отношениям с Россией характеризуется стремлением Вашингтона предотвратить возрождение России как сильного государства, которое способно вновь о себе заявить. США проводят данный курс, поскольку полагают, что от России может исходить военная угроза, а Россия может стать динамичным государством, которое будет защищать свои интересы на международной арене.

Список литературы

1. The National Military Strategy of the United States of America. 2017 . — Wash., June 2017. — P. I.

2 Долгосрочное прогнозирование развития отношений между локальными цивилизациями в Евразии: монография / А. И. Подберёзкин и др. — М.: МГИМО–Университет, 2017. — С. 29–92; 307–350.

3 Корсаков Г. Б. Стратегические императивы военной политики США / Эл. ресур: «Обозник». 2016.10.10.

4 Подберёзкин А. И. Современная военная политика России. — М.: МГИМО–Университет, 2017. — Т. 2. — С. 3–7.

5 Мировая экономика. Рост мировой экономики ускорится до 3,6% в 2017 г. / Эл. ресурс: «Институт эволюционной экономики», 2017. 9 марта/http://iee.org.ua/ru/prognoz/5547/

6 Подберёзкин А. И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке. — М.: МГИМО–Университет, 2016 / Стратегия ОДКБ / http://eurasian-defence.ru/?q=strategiya-odkb

7 Иванов В. США должны готовиться к войне нового поколения // Независимая газета. 25 августа 2017 года.

8 Кетонов С. Погоня за целью / Эл. ресурс: «Военное обозрение», 2017, 20.08 / http://topwar.ru/122924/

9 Козин В. В61–12 рассматривается в Пентагоне как «оружие первого удара» / Эл. ресурс: «ЦВПИ», 30.08.2017 / www.eurasian-defence.ru/30.08.2017.

Комментариев пока нет