«Внешняя политика Украины в условиях современных вызовов глобальной и региональной безопасности»

В данной статье представлен перевод публикации Тараненко Анны Геннадьевны, доцента кафедры международных отношений Киевского международного университета. Язык оригинальной публикации – английский, резюме переведено с украинского языка.  Тараненко Г.Г. Зовнішня політика України в умовах сучасних викликів глобальної і регіональної безпеки // Politology bulletin. 2018. №80.
61-67 С.

Резюме

В статье исследован актуальный вопрос текущего положения внешней политики Украины в условиях современных вызовов международной безопасности. Целью является исследование текущего положения внешней политики Украины в условиях современных вызовов глобальной и региональной безопасности. Исследование проведено на основе сравнительного, исторического методов, а также метода контент-анализа. В результатах исследования отмечается, что на данном этапе существует достаточный потенциал для дальнейшего развития внешней политики Украины, в частности учитывая современные вызовы глобальной и региональной безопасности. Таким образом, можно сделать вывод, что среди успехов внешней политики Украины на протяжении последних лет можно выделить противостояние российской агрессии, введение безвизового режима с Европейским Союзом и дальнейшее углубление сотрудничества в рамках Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, углубленная евроатлантическая интеграция. В то же время необходимо усилить эффективное использование внешнеполитического ресурса для ответа на вызовы международной безопасности.

Ключевые слова: международная безопасность, урегулирование конфликтов, Организация безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС), Организация североатлантического договора (НАТО), внешняя политика

  1. Введение

Внешняя политика, как одна из ключевых сфер функционирования суверенных государств, направлена на защиту их национальных интересов и поддержание благосостояния населения. Для Украины, такие векторы внешней политики, как европейский, евроатлантический, евразийский, ближневосточный и азиатский являются традиционно важными. Одним из главных векторов внешней политики Украины на данном этапе является интеграция в структуры Европейского Союза. В то же время, чрезвычайно важной задачей для украинской дипломатии является противостояние российской агрессии, защита населения на востоке страны и в Крыму, наряду со скорейшим разрешением конфликта на Донбассе.

Как следствие, эта тема представляет значительный интерес. Текущее состояние внешней политики Украины подлежит подробному рассмотрению, особенно ввиду современных вызовов глобальной и региональной безопасности. Анализ зарубежных и украиноязычных источников по данной теме свидетельствует о заинтересованности исследователей в вопросах внешней политики Украины наряду с международными конфликтами и их урегулированием. Среди исследователей данных вопросов С. Шергин,
Г. Максак, С. Корсуньский, М. Кулинич, Г. Руденко, С. Толстов, Л. Козер,
Г. Симмель, К. Боулдинг, И. Жовква, С. Кара, Б. Марковска, О. Михайловская, В. Рубак, А. Ротфельд, В. Сомов, А. Вареник. Таким образом, целью данной статьи является изучение текущего состояния внешней политики Украины в контексте современных вызовов глобальной и региональной безопасности.

  1. Методы

Исследование проводилось при помощи сравнительного и исторического методов наряду с методом контент-анализа. Сравнительный метод позволил выявить различия и сходства среди различных феноменов, связанных с аспектами внешней политики и международных отношений. Исторический метод позволил проследить развитие внешней политики Украины и процессов международной безопасности с целью лучшего понимания текущего положения. Контент-анализ использовался в качестве инструмента определения ценностей, заложенных в политических текстах и заявлениях.

  1. Результаты

Согласно Закону Украины «Об основах внутренней и внешней политики», внешняя политика Украины основывается на следующих принципах:

уверенное равенство государств;

воздержание от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого иностранного государства;

уважение к территориальной целостности иностранных государств и нерушимости государственных границ;

решения международных споров мирными средствами;

уважение прав человека и его основных свобод;

невмешательство во внутренние дела государств;

взаимовыгодное сотрудничество между государствами; 

добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств;

приоритет общепризнанных норм и принципов международного права перед нормами и принципами национального права;

 применение Вооруженных Сил Украины лишь в случаях актов вооруженной агрессии против Украины;

 применение международных санкций, контрмер и мероприятий дипломатической защиты в соответствии с международным правом в случаях международных противоправных деяний, которые наносят вред Украине, ее гражданам и юридическим лицам;

 своевременность и адекватность мер защиты национальных интересов реальным и потенциальным угрозам Украине, ее гражданам и юридическим лицам [6, стр. 1].

Отдельным компонентом внешней политики является планирование внешней политики, которое определяет стратегию внешней политику и выбор оптимальных, наиболее эффективных путей достижения цели в интересах государства. В. Маркова наряду с различными угрозами внешней политике и экономике выделяет зависимость от импорта топливных и энергетических ресурсов, а также материалов или оборудования, относящихся к данной сфере, критическую зависимость импорта и экспорта от условий транспортировки, дискриминационных действий отдельных стран (с монопольной позиции поставщика природных ресурсов многие страны используют определенные стратегии как для обороны, так и в ходе агрессии, чтобы избежать возможных негативных тенденций) [4, стр. 155].

В данном отношении О. Михайлова пишет: «Мировая экономическая система приближается к лимитам использования природных ресурсов. Следовательно, одновременное увеличение потребления природных ресурсов всеми центрами экономического развития (аттракторами), как это наблюдалось в конце двадцатого века, стало невозможным. В двадцать первом веке развитие одного из аттракторов будет иметь место только в случае, если некое количество ресурсов будет «изъято» у иного аттрактора. Таким образом, с целью поддержания конкурентоспособности на мировом уровне, аттракторы, потерпевшие неудачу в конкурентной борьбе, будут вынуждены или придерживаться стратегии более эффективного потребления природных ресурсов, или не будут иметь возможности развиваться достаточно быстро» [5, стр. 163].

Касательно региональной кооперации В. Сомов и А. Вареник отмечают, что интеграция в Европейский Союз являлась приоритетом внешней политики Украины с момента обретения независимости, однако переход на новый уровень международных экономических отношений требует значительных изменений в экономической ситуации. Отношения Украины со странами черноморского региона являются важным экономическим и политическим прецедентом в реструктуризации региональной системы безопасности и сотрудничества. С. Шергин утверждает, что идея евроинтеграции в ее первоначальном смысле основана на преодолении национализма как причины конфликтов в Европе. Впоследствии она трансформировалась в гарантию социально-экономического роста и благосостояния [11, стр. 176].

Аналитик И. Жовква отмечает, что классифицировать отношения стратегического партнерства Украины достаточно сложно; однако можно выделить две категории существующих стратегических партнеров Украины. Первая – категория партнеров, отношения с которыми были политически закреплены и юридически оформлены двусторонними документами (декларациями, заявлениями, контрактами). Фактически, данная категория включает в себя восемь стран (Польша, Россия, Узбекистан, Болгария, Азербайджан, США, Турция, Бразилия) [1, стр. 39].

В то же время, следует отметить, что текущие отношения с Российской Федерацией чрезвычайно сложны введу территориальных и социо-экономических противоречий. Вторая категория партнеров включает в себя страны, отношения с которыми были установлены устными заявлениями в ходе двусторонних визитов. В течение различных периодов насчитывалось до двадцати таких партнерств [1, стр. 39].

Касательно анализа особенностей осуществления внешней политики Украины, необходимо отметить исследование «Украинская призма: внешняя политика 2016», проведенное негосударственной организацией «Совет внешней политики: Украинская призма» при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта. В ходе данного исследования в 2016 году, были выбраны и тематически подразделены 45 направлений внешней политики Украины:

сотрудничество со странами G-7 (США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия);

европейская интеграция (кооперация с ЕС, Восточное партнерство, Вышеградская четверка, Европейское энергетическое сообщество); и далее

евроатлантическая интеграция;

двусторонние отношения (Российская Федерация, КНР, Польша, Румыния, Турция, Грузия, Молдавия, Иран, Беларусь, Израиль, Венгрия, Литва, Словакия);

региональное сотрудничество (черноморский регион, азиатско-тихоокеанский, Ближний Восток, страны Балтии, Скандинавские страны, Центральная Азия, Латинская Америка, Тропическая Африка, Западные Балканы, Южная Азия);

международные организации (ООН, Совет Европы, ОБСЕ);

многосторонние инициативы (международная безопасность, нераспространение ядерного вооружения, изменения климата, защита прав человека);

экономическая дипломатия;

публичная дипломатия;

приобретение и укрепление международной поддержки для противостояния российской агрессии [10, стр. 8].

Для индикатора «Политический интерес / Вовлеченность» основой анализа были программы политических партий, представленных в Верховной Раде Украины, предвыборные программы парламентских партий, в случае когда выборы проводились в течение года оценивания, заявления фракций, лидеров политических партий, коалиционные соглашения, аналитический отчет ежегодного Обращения Президента Украины к Верховной Раде Украины, заявления главы правительства, Председателя Верховной Рады, Президента Украины, предвыборные программы Президента, в случае когда выборы имели место в год оценивания, повестка Комитета международных отношений Верховной Рады Украины и доступные слушания по данному вопросу, слушания соответствующих комитетов Верховной Рады Украины [10, стр. 8].

Для индикатора «Институциональное сотрудничество» основой анализа были заявления и решения Председателя Верховной Рады Украины, глав парламентских комитетов, лидеров фракций, решения Президента Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины, Кабинета министров Украины, Министерства иностранных дел Украины, и иных министерств в случае вовлеченности в определенном направлении, пресс-релизы по результатам развития и осуществления совместных инициатив [10, стр. 9].

Для индикатора «Стратегическое видение», основой для анализа были: Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики», Стратегия национальной безопасности Украины, Военная доктрина Украины, Стратегия Украина-2020, Энергетическая стратегия 2035, двусторонние стратегические соглашения, планы действий и соответствующие операционные планы, иные концепции и стратегии, которые могут быть приняты [10, стр. 10].

Для индикатора «Результаты» базой анализа были: международные соглашения и меморандумы, заключенные в рамках определенного направления внешней политики, информация о деятельности Кабинета министров Украины, Администрации президента Украины, Министерства иностранных дел Украины и иных соответствующих министерств и отделов, Верховной Рады Украины, статистические данные об экономических и торговых отношениях, информационные и аналитические материалы по результатам встреч, слушаний и т.д. [10, стр. 11].

В 2016 году интерес крупных политических акторов во внешней политике [10, стр. 15] был в основном сфокусирован на вопросах, связанных с консолидацией международной поддержки для противостояния российской агрессии, отдельных аспектах международной торговли и международной экономической активности, осуществлении Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС, осуществлении требований безвизового диалога, кооперации с НАТО и ключевыми зарубежными силами. Как и ранее, основным документом, определяющим позицию Президента Украины по развитию внешней политики, является Ежегодное Обращение Президента Украины к Верховной Раде Украины. В прошлом году основные положения сообщения были дополнены в речи Президента в ходе XII Встречи глав зарубежных дипломатических миссий Украины в августе 2016 года [10, стр. 15]. В частности, президент П. Порошенко в двух случаях отметил следующие важные направления осуществления внешней политики Украины: сотрудничество со странами НАТО, консолидация международных усилий по противостоянию агрессии России на Украине, усиление санкционного режима в отношении России, освобождение украинских политзаключенных в России и оккупированного Крыма наряду с кооперацией с ЕС, безвизовым диалогом, поддержкой реформ [10, стр. 15].

В то же время, согласно авторам исследования, необходимо отметить некоторую избирательность в вопросах внешней политики Украины со стороны главных политических акторов. Ни одна из политических сил на уровне официальных заявлений или программ не предложила систематического подхода ко внешней политике, формального подтверждения стратегических приоритетов, стратегий для конкретных сфер внешней политики [10, стр. 16]. Они были в основном сфокусированы на текущих, срочных проблемах, включая антикризисное управление.

За 2016 год наиболее скоординированными сферами представляются европейская и евроатлантическая интеграция, а также противостояние российской агрессии. Дальнейшая институционализация европейского и евроатлантического внешнеполитического направления была усилена созданием поста Вице-премьер-министра Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции и назначением на должность И. Климпуш-Цинцадзе [10, стр. 16]. Среди недостатков можно выделить тот факт, что в середине 2016 года Правительственный офис координации европейской и евроатлантической интеграции несколько месяцев фактически оставался без руководства ввиду реструктуризации и смены управленческого персонала [10, стр. 16].

Однако, как отмечают авторы исследования, если рассматривать общую систематическую координацию всех направлений внешней политики Украины, то ситуацию за 2016 год можно описать как менее оптимистичную. В отношении некоторых сфер, в основном в случаях с региональными и двусторонними отношениями, отсутствует информация по межинституциональному сотрудничеству или уровень координации недостаточен для эффективной защиты национальных интересов Украины [10, стр. 17].

Приоритеты, определенные для акторов, осуществляющих внешнюю политику Украины, не закреплены должным образом в текущих версиях стратегических документов. Они частично обозначены в официальных обращениях (Ежегодное Обращение Президента Украины к Верховной Раде Украины) и рабочих документах (Правительственный план приоритетных действий на 2016 год) [10, стр. 18]. В то же время, на протяжении исследуемого периода была приостановлена возникшая в 2015 году позитивная практика разработки правительством плана осуществления Стратегии устойчивого развития «Украина 2020» [10, стр. 18].

В сфере евроинтеграции Соглашение об Ассоциации Украина-ЕС остается ключевым документом (Часть об Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли вошла в силу 1 января 2016 года) наряду с Правительственным планом по его осуществлению в 2014-2017 годах [10, стр. 18]. Следует отметить принятие Стратегического оборонного бюллетеня Украины и Концепции государственной целевой программы реформирования и развития оборонной промышленности на период до 2020 года, предусматривающей принятие стандартов НАТО и усиление кооперации со странами-членами организации [10, стр. 18]. Также была одобрена Концепция продвижения Украины в мире и продвижения интересов Украины в мировом информационном пространстве, однако план действий по ее осуществлению был отложен на 2017 год [10, стр. 18]. Национальная стратегия экспорта не была завершена в 2016 году.

Наиболее весомым достижением внешней политики Украины на фоне изменений международного политического поля было оказание давления на Российскую Федерацию. В частности, в 2016 году Евросоюзом, США, Канадой и рядом других стран был расширен и усилен список санкций [10, стр. 21]. Это может расцениваться как результат совместной деятельности главы государства, лидеров правительства, парламентариев, дипломатов и граждан. Однако экспорт Украины во многих сферах продолжал снижаться в сравнении с показателями 2015 года, в дополнение к российскому эмбарго украинских товаров, а также усложнению транзита через территорию России в третьи страны [10, стр. 21].

С другой стороны, доминирующая роль Евросоюза как основного торгового партнера закрепилась на фоне преимущественного экспорта из Украины в Венгрию, Румынию и Польшу [10, стр. 21]. За пределами ЕС, крупнейшими торговыми партнерами ЕС были Египет, Турция, Китай, Индия, Беларусь, Саудовская Аравия [10, стр. 21]. Согласно авторам исследования, отношения между Украиной и Россией, странами Центральной Азии, Китаем, Ираном, Молдовой, были наименее продуктивными. Украинская сторона также не достигла ожидаемых показателей, установленных Европейским Энергетическим Сообществом, а также в сфере климатических изменений, несмотря на подписание Парижского соглашения [10, стр. 21].

Рассматривая текущую социально-политическую ситуацию на Украине и продолжающийся конфликт на Востоке страны, экс-премьер-министр Польши А. Ротфельд отмечает, что следует обратить внимание на потенциал международных организаций и что Организация Безопасности и Сотрудничеству в Европе может выступить в роли медиатора в конфликте на Украине [8, стр. 1]. Эксперты также обращают внимание на необходимость эффективной консолидированной политики безопасности в Европе, включающей в себя НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и, в меньшей степени, ГУАМ [2, стр. 1]. В этом отношении следует отметить сотрудничество НАТО и ЕС при разрешении миграционного кризиса, в частности, касательно мониторинга нелегальной миграции в Эгейском регионе [7, стр. 2].

  1. Выводы

Таким образом, можно отметить, что на данный момент существует достаточный потенциал для дальнейшего развития внешней политики Украины ввиду современных вызовов глобальной и региональной безопасности. На основе анализа можно сделать вывод о следующих успехах внешней политики Украины: противостояние российской агрессии, введение безвизового режима с Евросоюзом, дальнейшее углубление кооперации в рамках Соглашения об Ассоциации Украина-ЕС и углубление евроатлантической интеграции. В то же время, необходимо усилить эффективность использования внешнеполитического ресурса, чтобы эффективно отвечать на вызовы глобальной и региональной безопасности. Существуют дальнейшие перспективы для исследований, связанных с эффективным разрешением международных конфликтов в настоящий период времени.

Литература

  1. Жовква І.Інструмент стратегічного партнерства у сучасній дипломатичній практиці України // Реструктуризація глобального простору: історичні імперативи та виклики: збірник тез доповідей (18 квітня 2013 року, м. Київ) / за заг. ред. М. А. Кулініча. К.: ДАУ при МЗС України, 2013. С. 38-41.
  2. Кара С. Проблема «заморожування» конфліктів: причини, особливості, перспективи. 2015. [Електронний ресурс] Режим доступу: http://tyzhden. ua/Politics/138471
  3. Кулініч М. А., Руденко Г.М. Стислий український дипломатичний довідник, навчальний посібник. К., 2006.—376 c.
  4. Марковська В.С. Енергетична безпека—базис сталого стратегічного розвитку країни // Стратегія розвитку України (економіка, соціологія, право): наук. журн. К.: НАУ, 2012. №1. С. 153–157.
  5. Михайловська О.В. Сценарії економічного розвитку світової цивілізації на початку ХХІ століття // Стратегія розвитку України (економіка, соціологія, право): наук. журн. К.: НАУ, 2012. №1. С. 162–174. 67 © Політологічний вісник
  6. Про засади внутрішньої і зовнішньої політики: Закон України (Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2010, № 40, ст. 527 із змінами, внесеними згідно із Законами № 1170–VII від 27.03.2014, ВВР, 2014, № 22, ст. 816, № 35–VIII від 23.12.2014, ВВР, 2015, № 4, ст. 13. URL: http://zakon3.rada. gov. ua/laws/show/2411–17 (дата звернення 27.06.2017).
  7. Рибак В.Конференція НАТО: про Східну Європу, кібербезпеку, міграційну кризу та Грузію. 2016. [Електронний ресурс] Режим доступу: http://tyzhden. ua/World/158387.
  8. Ротфельд: Платформою для врегулювання конфлікту вУкраїні може стати ОБСЄ. 2014. [Електронний ресурс] Режим доступу: http://www. polradio. pl/5/39/Artykul/162803#sthash. K3cZU6Vt. dpuf
  9. Сомов, В. Ф., Вареник А.С. Співробітництво України з регіональними угрупуваннями // Стратегія розвитку України (економіка, соціологія, право): наук. журн. К.: НАУ, 2012. №1. С. 241-249.
  10. Українська призма: Зовнішня політика 2016. Аналітичне дослідження // ГО «Рада зовнішньої політики «Українська призма», Фонд ім. Ф. Еберта.  Київ, 2017. 204 с.
  11. Шергін С. АСЄМ – адекватна відповідь на виклики глобалізації // Реструктуризація глобального простору: історичні імперативи та виклики: збірник тез доповідей (18 квітня 2013 року, м. Київ) / за заг. ред. М. А. Кулініча. К.: ДАУ при МЗС України, 2013. С. 175–176.

О.Д. Куруклис, магистрант Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета

Добавить комментарий