Внедрение механизма прозрачности в деятельность судов и правоохранительных органов

Суды выступают движущей силой создания правового государства, призванного обеспечить строгое соблюдение закона всеми участниками общественных отношений. По сути, судебная система – основа правового государства. Когда суды работают нормально, тогда соблюдать закон начинают все. Именно суды призваны защищать права и свободы человека.

Суды – основа эффективного государства.

Как раз судебная власть обеспечивает свободу предпринимательства, защиту частной собственности, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, тем самым создаёт условия для развития рыночной экономики. Движущей силой рыночной экономики является добросовестная конкуренция, которая мотивирует бизнес увеличивать рост производительности труда посредством новой организации труда, внедрения высоких технологий.

Беспристрастная, в соответствии с законом работа судей гарантирует свободу предпринимательства, не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и нечестную конкуренцию. Это создаёт условия для полноценного функционирования рыночной экономики, стимулирующей граждан заниматься производительным трудом, обеспечивающим рост уровня жизни народа.

Главной задачей судебной власти является сама деятельность судебных органов по осуществлению правосудия, которая является единственной и исключительной деятельностью этих органов. Судебная власть является и инструментом настройки деятельности работников правоохранительных органов тщательно исполнять свои обязанности по защите закона. Судебная власть не только реализует свои государственно-властные полномочия, играя роль инструмента обеспечения стабильности правового порядка в стране, но и оказывает большое влияние на формирование у граждан правосознания.

Однако из-за безответственности отдельных судей, коррупции, зависимости от теневых групп влияния суды часто неудовлетворительно осуществляют правосудие. Это препятствует становлению правового государства, формированию благоприятных условий для подъёма экономики, роста уровня жизни народа, укрепления страны.

Эффективность судов зависит от результативности общественного контроля.

Создание эффективной судебной системы требует активного участия российских граждан в проведении своего контроля над деятельностью судов. В этой связи большое значение для создания и развития эффективного государства имеет внедрение в деятельность судов политико-правового механизма прозрачности, основой которого являются цифровые технологии. Именно они выступают действенными инструментами общественного контроля над деятельностью судов.

Поскольку правящая элита из-за ограниченности своей численности без поддержки граждан, общественных союзов не способна осуществлять результативный контроль над деятельностью судебной власти. Постольку проведение общественного контроля над судебной властью посредством механизма прозрачности в форме мониторинга, обсуждения, проверки, экспертизы, опроса, во-первых, принудит судей добросовестно исполнять свои непосредственные обязанности. Во-вторых, поможет судейскому сообществу навести порядок в своих рядах – быть ответственными и компетентными, остерегаться взяток, проводить справедливые, объективные и беспристрастные судебные разбирательства.

В результате, суд начнёт гарантировать соблюдение закона всеми без исключения. Так, защита частной собственности, обеспечение свободного использования россиянами своих способностей для предпринимательской деятельности, недопущение недобросовестной конкуренции, о чём говорилось выше, стимулирует подъём предпринимательства. Именно предпринимательская инициатива создаёт рабочие места, а значит, обеспечивает повышение зарплат и доходов миллионов россиян. И чем больше динамичных, сильных компаний, тем устойчивее будет экономический рост Российской Федерации. Как результат, в стране сформируется мощная экономика, обеспечивающая повышение уровня жизни народа, развитие образования, науки и здравоохранения, отвечающего современным вызовам, достойного развития культуры.

Прозрачность как инструмент повышения качества деятельности судов.

Чтобы работу судей поставить под действенный общественный контроль, необходимо в их деятельность ввести политико-правовой механизм прозрачности, основой которого являются цифровые технологии. Определённые инструменты механизма прозрачности содержатся в статьях 14-15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ (далее – Закон). Однако на практике эти инструменты работают формально из-за того, что не создана система свободного доступа к ознакомлению с текстами судебных актов, за исключением участников судебного разбирательства.

Поэтому гражданам, общественным организациям юристов, иным субъектам гражданского контроля сложно получить полную, объективную, своевременную и регулярную информацию по текстам судебных актов, которые по Закону (п. 1 ст. 15) должны быть размещены в сети Интернет после их принятия и текстов приговоров, каковые должны быть опубликованы после их вступления в силу.

Могут возразить, что размещение на сайтах судов текстов судебных актов угрожает безопасности участников судебного разбирательства. На мой взгляд, эти опасения мнимые, поскольку Закон специально для этого установил в п. 3 ст. 15, что при размещении в сети интернет текстов судебных актов обеспечивается безопасность участников судебного процесса. Кроме того, в п. 4 ст. 15 Закона говорится, что при размещении в сети интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов. Наконец, в п. 5 ст. 15 Закон определил исчерпывающий перечень судебных текстов, вынесенных по делам, которые не подлежат размещению в сети интернет.

Следовательно, нет оснований для закрытия гражданам, иным субъектам общественного контроля (кроме участников судебного разбирательства) доступа в сети интернет к текстам, принятых судебных актов и приговоров суда, вступивших в силу. Из-за ограниченного доступа к этой информации сегодня сложно организовать эффективный народный контроль над деятельностью судебной власти. Например, на сайте Верховного Суда Российской Федерации есть окно «Электронная справочная», в котором содержится раздел «Тексты судебных актов».

В нём находятся сотни тысяч документов. Но, не зная номера, даты и вида документа, тип дела и инстанции нельзя ознакомиться с текстом судебного акта. Формально норма Закона соблюдена, но информация остаётся доступной только для узкого круга лиц - участников судебного разбирательства. Получается, что гражданам, общественным союзам юристов, общественным организациям адвокатов, иным субъектам общественного контроля из-за недоступности материалов дела очень сложно проанализировать содержание судебных актов.

Этот недостаток относится и к другому разделу сайта – «Справочная информация по жалобам». В нём содержатся сведения по миллионам жалобам, которые касаются гражданских, административных, уголовных дел, а также экономических споров. Однако граждане, общественные юридические ассоциации, иные субъекты общественного контроля, не знающие заявителя и номера жалобы, не могут ознакомиться с этой информацией на сайте. Аналогичная ситуация в субъектах Российской Федерации. Всё это, конечно, ограничивает возможности общественного контроля над деятельностью судебной власти.

Электронный общественный контроль над деятельностью судов.

При создании Всероссийского цифрового портала «Общественный контроль», о котором речь шла в предыдущей статье, следует открыть электронное окно, посвящённое деятельности судов в Российской Федерации. К нему могут обращаться участники судебного разбирательства, адвокаты, ассоциации юристов, другие заинтересованные общественные организации на федеральном, региональном и местном уровнях, которые имеют доказательные материалы по принятым неправосудным судебным решениям и приговорам, вступившим в силу.

Общероссийский электронный общественный контроль может использовать все законные средства, которые необходимы для отмены неправосудных решений судов, введения механизма ответственности в деятельность судебной власти.

Деятельность Всероссийского цифрового портала «Общественный контроль» позволит заинтересованным гражданам обсудить проблему ограниченного доступа к текстам, принятых судебных решений и приговоров, вступивших в силу, размещённых на сайте Верховного Суда Российской Федерации, сайтах судов субъектов Российской Федерации. Результатом общественного обсуждения этой проблемы станет подготовка соответствующих поправок в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ, что улучшит дальнейшее внедрение электронных технологий в деятельность судов.

Только ответственный, неподкупный, справедливый, равный для всех сторон, объективный и независимый от групп влияния суд создаст эффективное государство – главный инструмент правящей элиты в модернизации страны.

Механизм прозрачности в деятельности правоохранительных органов.

Важную роль в формировании эффективного государства играют Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет, МВД России. Введение политико-правового механизма прозрачности и цифровых технологий в их деятельность поставит её под контроль и государства и общества. Это принудит прокуроров, следователей, полицейских обеспечивать соблюдение закона всеми без исключения.

В дополнении к этому представляется интересным внести ряд поправок в федеральные законы: «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1, «Об Общественной Палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ, «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ и «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Первая поправка. «На сайтах общественных палат и уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать все жалобы граждан в органы внутренних дел и прокуратуру по ненадлежащему исполнению сотрудниками полиции своих обязанностей. Руководство МВД и прокуратуры обязано отвечать на данные жалобы на этих же сайтах».

Российские граждане должны видеть, кто пострадал, кто виноват и как виновный ответил за нарушение закона. Действуя в условиях прозрачности, прокуроры, следователи, полицейские будут вынуждены ответственно и компетентно решать свою главную задачу: обеспечивать соблюдение законов Российской Федерации, исполнять, охранять и защищать конституционные права и свободы граждан.

Вторая поправка. «На сайтах общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации организовать рубрику обращений и жалоб сотрудников органов внутренних дел на произвол начальников в системе МВД. Обязать руководство МВД и прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах».Такие жалобы откроют для российского народа нарушения в деятельности должностных лиц в органах внутренних дел и покажут, насколько добросовестно и профессионально они исполняют свои служебные обязанности.

Третья поправка. «На сайтах общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать данные народного контроля о деятельности дежурных частей ОВД и порядке содержания граждан в изоляторах временного содержания». Случаи унижения и издевательства над людьми при этом станут открытыми для должного реагирования прокуратуры и уполномоченного по правам человека.

Заключение.

Для эффективной работы судов, системы правоохранительных органов - прокуратуры, Следственного комитета и полиции необходима их легитимность - общественное доверие, поддержка и помощь народа. Российский народ поддержит их только в том случае, когда увидит в них защитников закона, прав и свобод граждан. А такими судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы станут только тогда, когда их деятельность будет открытой и прозрачной, как следствие, подконтрольной гражданам, общественным организациям – всему народу.

Введение политико-правового механизма прозрачности в деятельность судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел поможет сформировать систему ответственности в государственно-властных отношениях. Как следствие, судьи, прокуроры, следователи, полицейские начнут обеспечивать соблюдение закона всеми участниками общественных отношений – должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнесменами и обычными гражданами. А в России начнёт функционировать правовое государство.

Автор: А. Н. Аринин, доктор политических наук, академик РАЕН