ВЦИОМ: основные методы воспитания детей у россиян

Подавляющее большинство опрошенных – 76% употребляют наставления и нравоучения; 31% ограничивают время на гаджеты, телевизор и прогулок; 20% прибегают к телесным наказаниям (13% – шлепкам, 7% – ремню); 19% ставят в угол

Что касается гендерных различий при применении телесных наказаний, то выяснилось, что допустимыми их считают 26% мужчин и только 10% женщин. Есть и возрастные отличия: чаще всего такие наказания допустимы для родителей от 35 до 44 лет, реже всего — от 18 до 24 лет.

А теперь представим топ-5 методов, которые использовали родители респондентов:

наставления, нравоучения – 62%;

постановка в угол в качестве наказания - 30%;

ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок – 27%;

наказание ремнем – 21%;

телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников – 20%.

Как видим, приоритеты в воспитании несколько изменились. Методы ограничительного характера вытеснили наказание углом и оказались на втором месте. Это объясняется доступностью гаджетов и разнообразием телевизионных программ. Многие с раннего детства уже активно используют смартфон или планшет. Актуальность ограничительных мер выше у родителей несовершеннолетних детей (47%); родителей с высшим образованием (40%) и хорошим материальным положением (35%).

Эксперты отмечают, что постепенно происходит уход от физических методов воспитания в сторону разговоров, убеждений и ограничений. Воспитательные модели становятся более гуманными, демократическими, приходит понимание, что насильственные методы не позволяют установить доверительных отношений с ребенком, поэтому подавляющее большинство родителей в наши дни, в первую очередь, опираются на разговоры.

И это не может не радовать. В журнале «Child Development» были опубликованы результаты исследования, в рамках которого ученые, проанализировав связь между методами воспитания, используемыми родителями, и депрессией и поведенческими проблемами у детей на примере тысячи семей с разным социальным статусом и уровнем дохода, пришли к выводу, что унижающее ребенка поведение родителей, окрики и наказания, какими бы теплыми и любящими ни были отношения в целом, вызывают у подростков и детей предподросткового возраста депрессии и асоциальные проявления и, вопреки родительским ожиданиям, ухудшают их поведение, замедляют эмоциональное развитие.

Еще один неутешительный вывод касается агрессии, проявляемой во время наказаний. В большинстве случаев дети перенимают насильственные методы и начинают применять их в конфликтных ситуациях, у них вырабатывается привычка обманывать, они воруют и прибегают к насилию. И дело здесь не в дурном примере, а в импринтинге, когда определенный тип поведения начинает восприниматься как нормальный.

Более того, злоупотребление телесными наказаниями достаточно травмоопасно. Доказано, что взрослые легко переходят от подзатыльников и шлепков к пинкам и тумакам: ребенок сопротивляется или неспособен контролировать поведение, влекущее за собой наказание, и родители усиливают уровень физического воздействия — из-за гнева или убеждения, что он назло так себя ведет.

Поэтому можно только приветствовать отход от насилия у современных родителей. Между тем специалисты уверены, что межпоколенческие практики передачи опыта воспитания детей внутри семьи остаются достаточно прочными. Если в детстве человек сталкивался с тем или иным методом воспитания, то он с большей вероятностью будет использовать его по отношению к своим детям. Те россияне, кого воспитывали через нравоучения, применяют их к своим детям в 92% случаев (vs.76% от всех родителей). Столкнувшиеся в детстве с ограничениями телевизора или прогулок выбирают данный метод по отношению к своим детям в два раза чаще (62% vs. 31% от всех родителей). Подобный тренд распространяется и на другие методы воспитания: если человека ставили в угол или давали подзатыльники, то он будет делать также – 42-40%, что в 2-3 раза выше в сравнении со всеми опрошенными родителями (19-13%). Наказание ремнем повышает вероятность применения данного метода к своим детям в 3,5 раза (25% vs. 7%), а лишение карманных денег – в 5 раз. Если в детстве человека «наказывали рублем», он будет поступать также, воспитывая своих детей, в 43% случаев (vs. 8% от всех родителей). Эти усвоенные в детстве практики воспитания не только реализуются в собственном родительском поведении, они формируют представления о воспитании в целом. Даже те, у кого еще нет детей, чаще выбирают и одобряют именно те методы, которыми воспитывали их самих.

Так что, уважаемые родители, будьте более человечными при выборе методов воспитания и тогда будете уверены в том, что и к вашим внукам отношение будет более демократичное.

Марина Петрова

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений