Колонка редакции Новости

«Ванька-встанька» как воплощение национальной идеи России?

29 октября 2016

Гигантская неваляшка высотой около пяти метров, увенчанная двуглавым орлом, будет представлять Россию на биеннале современного искусства, которое пройдет в Венеции с 1 июня по 24 ноября. Это стало известно, после того как проект москвича Виталия Сабурова «Россия — неваляшка. Страна Ванька-встанька» победил на конкурсе арт-концепций «Национальная идея России». Собственно, это будет не неваляшка в традиционном виде. Композиция представляет собой полутораметровый шар, на котором расположено немаленькое бревно, увенчанное золотым орлом, символом российской государственности.

Представляя концепцию, автор проекта написал: «Наша страна в постоянных метаниях. Мы — как неваляшка: вроде бы, вот он, наш путь, и надо спокойно идти по нему, но нет, приводят опять Россию в движение внутренние силы и противоречия, опять поиск своего предназначения, опять качаемся из стороны в сторону… В этом вечном движении и качании есть и залог нашей непобедимости». В истории не раз казалось, что Россия погибла, но она восставала, как неваляшка, поэтому эта «динамическая скульптура» будет снабжена слоганом «Попробуй, завали!».

В интервью газете «Известия» куратор конкурса арт-концепций Георгий Мамин так объяснил выбор жюри: «Мы решили, что национальная идея должна отражать состояние страны во времени — за счет чего она живет и развивается, остается самостоятельной страной и не разваливается». Как считают члены жюри, неваляшка напоминает и о монголо-татарском иге, и о нашествии Наполеона, когда многим казалось, что Россия погибнет во время московского пожара, и о первых годах Великой Отечественной войны. Кроме того, «ванька-встанька» образно отражает мысль о внутренних противоречиях, периодически «раскачивающих» страну: о разных климатах на ее территории; о народах разных национальностей и вероисповеданий; о промежуточном положении между Европой и Азией. «Завалить» Россию пытались и изнутри, и снаружи, но не получалось никогда. Те, кто придут на биеннале смогут сами в этом убедиться. Зритель должен почувствовать выброс адреналина: сколько бы он ни толкал «неваляшку», бревно, хотя и норовит упасть, возвращается в исходное положение.

Проект Виталия Сабурова победил в трудной борьбе. Среди других концепций, представленных на конкурс, были «Портрет Ломоносова, нарисованный нефтью», «Отказ от либеральных ценностей» (статуя «Родина-мать» прогоняет из России статую Свободы), «Человек, высекающий себя из скалы молотом» (он не видит себя и не знает, что получится), «Медведь с планшетом в лапах», «Самое главное — человек» (памятник рядовому россиянину) и др. Выдвигалась и совсем уж скандальная идея: «Навозная куча — русский щит», но она не дошла до финала, хотя была победителем одного из этапов конкурса. Вышеперечисленные предложения можно отнести скорее к приколам, чем к серьезным размышлениям о сути загадочной русской души. Нужна была такая инсталляция, которая позволила бы сначала напустить глубокомысленного тумана, а потом с изяществом найти правильный выход. Главное, чтобы арт-идея была предельно простой, четко сформулированной и, по возможности, воспринятой большинством россиян.

Что можно сказать по этому поводу? «Ванька-встанька» - прекрасный, печальный и очень точный образ, органический синтез погремушки (нашей не всегда адекватной пропаганды, стремящейся порой «запудрить мозги» россиянам на счет безгрешности власти и государственного величия) и стабилизирующего устройства. «Нашего ваньку-встаньку голыми руками не возьмешь – вертится, как юла, дрыном не перешибешь, скользкий, как уж, за каждой плюхой не набегаешься и все равно в дураках останешься», – так считает Игорь Лизунов, директор обнинского казачьего общинного центра педагогики «Спас».

Как заметил Семен Новопрудский (Газета.RU), в России и президент, и верховная власть, и Дума, и «российский народ» - вылитые «ваньки-встаньки». «Президента как не подталкивай, сам не уйдет». «Власть пока окончательно не сломается, с места не сдвинется». «Дума… колеблется строго в соответствии с рукой Кремля… но стоит в любой позиции, которую ее заставит занять исполнительная власть». «Российский народ… болтается туда-сюда с выражением блаженного идиотизма на лице: именно такое выражение, увы, чаще всего можно встретить на этих милых игрушках… голосует на выборах, как кукла, за любое вышестоящее начальство… хотя и ругает меж собой это самое начальство-грузило, оно же стабилизирующее устройство, но никуда от него уйти не торопится…»

Неваляшка – это точная метафора, с одной стороны, беспредельного конформизма, с другой стороны, несгибаемости русского духа. Как пишет Новопрудский, мы «постоянно вертимся, как можем, вокруг своей оси, пытаясь одновременно выжить, угадать высочайшие эманации и уцелеть, не попавшись под горячую руку играющей в нас, как в кукол, власти».

Итак, «ванька-встанька» - это все же оптимистический образ или же диагноз безнадежности? Давайте подумаем вместе.

Комментарии 2

<p>
Ну слава богу, хоть не русская печь с ... .
</p>
<p>
Ну слава богу, хоть не русская печь с ... .
</p>