Открытая трибуна Новости

В конечном итоге люди друг другу равны - только не всегда, не везде и не во всём

24 июля 2017
статья для антикафе из серии "Записки социально ответственного гражданина России"... про ущербность системы здравоохранения

...предстоящему визиту Морозова в Тульскую область 26.07.2017 года посвящается))))))))))))))))))))))


"...Вы обладаете властью, если другие думают, что Вы обладаете властью."   Уич Фаулер


"......Все взято в трубы, перекрыты краны,-

Ночами только воют и скулят,

Что надо? Надо сыпать соль на раны:

Чтоб лучше помнить - пусть они болят!..."       В. Высоцкий


Клип жестовой песни  "Перемен"     В. Цой  (4:59)  

https://www.youtube.com/watch?v=zqrE8log5jM   


"...Агентство Bloomberg опубликовало рейтинг эффективности расходов на здравоохранение, в котором Россия занимает последнее место. Рейтинг ясно показал, что даже те «крохи», выделяемые в России на здравоохранения, по большей части растворяются в воздухе, так и не дойдя до назначения. 

(от ред. - http://www.rbc.ru/society/29/09/2016/57ecd9499a79476f9328bb8f 29 СЕН, 2016 12:28 Россия стала последней в рейтинге эффективности здравоохранения Bloomberg ).


Впервые в подобный рейтинг медицински развитых стран Россия попала в 2014 году: тогда страна также оказалась на последнем месте. В 2015 году ниже России оказалась только Бразилия, а в 2016 мы вновь заняли привычное последнее место.

При составлении рейтинга аналитики агентства берут данные из трех источников: ООН, Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка. Благодаря источникам, агентство составляет среднюю продолжительность жизни, госзатраты на здравоохранение и ВВП на душу населения, из чего выводится стоимость медицинских услуг на душу населения – но лишь в странах, где ВВП выше 5 тысяч долларов на человека и продолжительность жизни выше 70 лет.

(от ред. - http://gtmarket.ru/news/2016/10/08/7306 РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2016 ГОДУ ). 

По последнему показателю Россия балансирует на грани понижения классом – впервые перешагнув 70-летний рубеж в 2014-м (70,5 лет), за последние пару лет страна опустилась на отметку 70,37 лет. И это при том, что госрасходы на здравоохранение увеличились со смехотворных 887 долларов до чуть менее смешных 893-х на человека в год. Вывод — на здоровье власть с каждым годом тратит все больше, а россиянин в среднем живет все меньше.

(от ред. - Россия стала последней в рейтинге эффективности здравоохранения Bloomberg Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/society/29/09/2016/57ecd9499a79476f9328bb8f)

Между тем, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова уже указала агентству Bloomberg на ошибки их статистики, поскольку агентство использует данные «какого-то там Всемирного банка», а не официальную статистику того же министерства.

Глава департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай посетовал на то, что агентство апеллирует лишь цифрами последних нескольких лет, не используя данных других лет. Только смею напомнить уважаемому господину Салагаю, что до 2014-го мы вообще в «топ-55» не попадали – то бишь, статистика была еще более удручающей.

(от ред. - Минздрав нашел серьезные ошибки в рейтинге Bloomberg по здравоохранению https://ria.ru/society/20160929/1478150933.html от 29.09.2016)

И, кстати, если уж говорить о каком-то прогрессе, он есть – только вот не у нас. Еще два года назад в «высшую лигу» рейтинга агентства входила 51 страна, где мы были на последнем 51 месте. За это время в «топ» вошли еще четыре страны, оставив Россию на последнем, но уже 55 месте. Стоит ли нам просить учитывать данные пяти-семилетней давности?

Но изюминка нашего негатива не в том, что мы даже не пытаемся догнать серьезные развитые страны с их могучими расходами на здравоохранение (Норвегия – 9715 долларов, Швейцария – 9276, США – 9146) – нонсенс в том, как выделяя свои 893 доллара, мы даже их умудряемся не тратить на здоровье людей.

Куда, спросите вы? Да на вещи, к слову «медицина» отношения не имеющие даже близко. К примеру, многие знают директора фонда «Здоровье» Эдуарда Гаврилова, как очень активного «общественника», большая часть сил которого почему-то уходит на восхваление министра Скворцовой. Тут все просто: для укрепления своих позиций у российского министра здравоохранения есть «специально нанятые» общественные деятели, которые занимаются обслуживанием интересов самой Скворцовой. Так что «общественник» Гаврилов является ни чем иным, как «PR-проектом» Вероники Скворцовой и осуществляет «медийное прикрытие» коррупционных скандалов в Минздраве, а так же проводимой реформе в области медицины, оборачивающейся ликвидаций больниц, роддомов, поликлиник – особенно в сельской местности.

Что же касается рейтинга, то большая сумма, выделяемая на душу населения в той или иной стране, это еще на самый главный показатель. К примеру, Штаты при своих почти 10 тысячах на человека, по среднему возрасту жизни (79 лет) находятся ненамного выше нас – на 50-м месте, а крохотная Португалия при расходах под 2 тысячи на человека и средне возрасте 81 год – на 26-м месте.

И этот момент называется просто – эффективность здравоохранения. И это еще не предел эффективности при минимальных затратах – Турция тратит в год на человеческое здоровье почти в два раза меньше России – каких-то 500 долларов, а в рейтинге находится на 25-м месте в окружении сытых и благополучных Чехии, Финляндии, Швеции, Австрии…

А у нас, помимо того, что копейки тратятся и они же куда-то благополучно расходуются, еще и реформу здравоохранения видят не более, чем в формировании системы страховой медицины – словно это панацея от всех болезней. Да и вообще, по мнению главной медицинской чиновницы страны, все у нас не так уж плохо – даже вон, средняя зарплата врачей в районе 45 тысяч. Это «сильное» заявление удивило многих медиков «на земле» — хотя своя логика у Скворцовой есть. Ей на самом деле преподнесли средний показатель по зарплате врачей и цифра 45 тысяч, когда ординатор больницы получает 20 тысяч, а главврач 8 миллионов, вполне выводимая, как средняя. И это при том, что еще несколько лет назад врачи реально получали по 40, 45, 50 тысяч рублей – но после введения режима объединения больниц в той же столице, зарплаты упали в 2-3 раза. Но упали у практикующих медиков – у административного командного состава за счет объединения наоборот – ушли под потолок.

А ведь «велосипед» реформы изобретать не надо – нужно просто посмотреть в свою историю, как в нее (в нашу – советскую) посмотрели те же британцы, которые выстроили систему здравоохранения по принципу таких ненавистных Советов, но оснащенную лучшими образцами современной медицинской практики. Национальная служба здравоохранения NHS — была введена еще в 1948 году тогдашним премьер-министром Клементом Эттли. Он заявил, что медицина на 100% финансируется из налогов, а медицинские услуги будут предоставляться бесплатно всем, кто их потребует, независимо от достатка. «Мы хотим создать здоровую нацию» — заявлял чиновник.

В 80-е годы бюджет NHS пострадал от консервативного премьера Маргарет Тэтчер, экономившую на всем, но в целом организация сохранила верность социалистическим принципам – по крайней мере в том, то касается здоровья гражданина страны ее величества. И NHS до сих остается крупнейшей государственной системой здравоохранения в мире, ею пользуется более 90% населения королевства и, при затратах около 4 тысяч на человека в год спокойно заняли неплохое 21-е место в рейтинге при среднем возрасте 81,5 лет.

Но даже им все еще недостает восточной «безотходности» — японцы расходуют 3700 долларов на человека, а занимают в рейтинге строчку, близкую к пьедесталу, пятое при среднем возрасте 83,5 лет. Да и вообще, у Востока есть чему поучиться – в первой рейтинговой десятке половина стран из Азии плюс Австралия.

Так что у нас минусы по всем позициям – и продолжительность жизни на грани, и расход на человека мизерный, и даже выделенные деньги куда-то выветриваются – словно пар. Понятно, что здесь присутствует ярко выраженная неэффективность расходования – нет четких линий: получил столько, потратил столько, результат такой-то. А раз нет четких линий – значит, есть возможности проведения серых схем и откровенных афер. По другому это называется воровство.

(от ред. - http://gorodkirov.ru/content/article/moshenniki-kinuli-zavod-po-pererabotke-krovi-20130606-1202/ - "...Мошенники «кинули» завод по переработке крови..." ; ...http://www.publicone.net/?p=1616 - "Скворцова «попалась» на тендере?")


Насчет последнего даже как-то президент сотрясал воздух, обращаясь к чиновникам от медицины: «Какие вам нужны указания, чтобы деньги у народа не тырили?», заверяя при этом, что государство свою миссию (в виде 893 долларов) по защите здоровья своих граждан выполняет в полном объеме, а значит, ворчание чинуш на нехватку денег несостоятельны. То бишь, это уже они нерационально распределяют средства на медицинские услуги.

Всего лишь один пример этой нерациональности. На фоне того, как в России проходят массовые сокращения врачей, а пациенты все больше выражают недовольство качеством медицинского обслуживания, руководство Министерства здравоохранения решило озаботиться «виртуальными проблемами» и выделить почти 447 миллионов рублей на аренду электронного хранилища данных, хотя, по мнению экспертов, загрузка этого хранилища будет обеспечена лишь на 10%, то есть вполне хватило бы и 50 миллионов. В Общественной палате РФ назвали этот проект Минздрава «деньги на ветер», сама Скворцова пояснила, что «легких путей не ищет», а независимые эксперты легко предсказали этот «нелегкий путь» денег, которые по дороге распилят и… в общем, всем заинтересованным «сестрам» достанется по «серьгам».

Но, наверное, главная ошибка власть имущих – отношение к медицине, как к услуге, где есть просто больные, а есть не очень платежеспособные, а не как к государственной политике с централизованным абсолютно всеми медучреждениями. В такой систематизированности врач станет ближе к человеку, а схему прохождения денег – прозрачней.

Есть еще очень немаловажный момент – фармацевтика. Имелось в виду, собственная фармацевтика. Она важна в любые времена – но «убитая» в девяностые, именно сейчас, когда на самом высоком уровне кричатся лозунги об импортозамещении», у нее есть шанс на возрождение – стоит лишь захотеть. Но почему мы у себя, прикрыв глазки, продолжаем вкладываться в фармацевтические производства, которые «как бы» свои – а по сути, «дочки» зарубежных лекарственных брендов? Может, потому, что люди верят таблеткам от «Байера», а не от наших заводов? Так приучили к этому – мол, что из «совка» — «г…но», а их – самое то. Скажете – непросто это, приучать людей снова к своему? Так приучать не надо – надо сделать так, чтобы на витрине аптек были наши таблетки и их, люди сами сравнят цены, а потом и эффективность. Только чтобы наши цены были ниже, а эффективность выше, нужна конкретная целенаправленная государственная программа.

Очень дорого с нуля строить производство? Обернитесь, господа «кремлевцы» — с тех самых девяностых у нас по всей стране сотни предприятий, в том числе оборонных, где, чтобы как-то выжить, штампуют кастрюли и сковородки – вот она база для будущего «всего своего» – вложите только денежек из своих «запасников», выньте хоть сколько-то – вам и вашим детям там все равно останется выше крыши.

А ведь предприятиям ОПК вполне под силу заняться не только мелким производством, но и выпуском высокотехнологичных продуктов. В Туле, где находится один из главных военных заводов страны на проходившей там конференции ученые вполне доходчиво поясняли: оборонка может выпускать любое, даже наисложнейшее оборудование для хирургии, травматологии, стоматологии.

А чтобы много просто не говорить, один пример. Все слышали, что такое система залпового огня «Град». Многие уже знают, и что такое медицинский комплекс под названием «Ангел», по своей сути, робот-врач. Спросите, какая связь? Самая прямая – тульское оборонное предприятие «Сплав» изготовило и страшнейшее орудие убийства и спасающий жизнь аппарат. Да, «Ангела» оборонщики делали совместно с учеными из МГУ – но ведь на то и ученые, чтобы придумать, а заводчане – чтобы произвести на свет. Жаль только, случаи эти единичны, да и результат это скорее энтузиазма конкретных людей «на земле», а не конкретной государственной политики.

Да и как бы дорого не обходились медицинские предприятия с нуля – все-таки они иногда на свет появляются – правда, лишь на бумаге. Кировский завод по переработке крови, стоивший федеральному бюджету 7 миллиардов рублей, строительство которого находился под непосредственным «надзором» Скворцовой, абсолютно безнадзорно был превращен в долгострой. Интересно, что Кремль не стал пытать «своего» человека-министра на предмет, куда делись те 7 миллиардов, а выделил еще полтора – типа, достройте уж. И полтора проглотили, где-то попилив по дороге, и не подавились…Так что ситуация заботы государства о здоровье своих граждан у нас такова – российская система медицины позволяет зарабатывать «бабки» владельцам страховых компаний, присосавшихся к ФОМСу, чиновникам, отвечающим за госзакупки, банкам, проводящим транши, ну, и, конечно, частным клиникам, куда бегут люди от очередей и бедлама в государственных поликлиниках и больницах.

Госзакупки вообще отдельная тема. Сколько стрел, помнится, было выпущено в прошлого министра здравоохранения Татьяну Голикову, которую из-за ее лоббизма в закупках препарата от гриппа «Арбидол» откровенно подозревали в получении финансовой прибыли от его продаж по стране. И лишь потом выяснилось, что «рекомендательное письмо» по «Арбидолу» подписала тогдашний зам Голиковой Вероника Скворцова, которая уже в бытность министра откровенно «арбидолизировала» все лечебные учреждения.

В общем, есть все в нашей медицине, кроме исполнения главной цели – собственно, лечения человека. Что-то на уровне «если поправится – так сам, если умрет – чего деньги тратить». Этакий план утилизации болящего населения от Минздрава – еще немного, и в целях экономии всех не очень здоровых граждан будут в пропасть сбрасывать, как это делали с больными малышами в древней Спарте.

А на фоне массового сокращения врачей и лечебных учреждений, которых по плану Минздрава за ближайшие несколько лет должны серьезно сократиться (больницы на 11%, поликлиники на 7%), в скором времени и сбрасывать человека никуда не надо – сам помрет, не дойдя до поликлиники, раньше находившейся в ста метрах от дома. А теперь в другом районе.

Счетная палата утверждает, что после увольнения 90 тысяч медиков и реорганизации трех сотен учреждений, доступность медпомощи сократилась, а объем платных медуслуг вырос почти на четверть. Количество умерших в стационарах выросло за год на 3,7%. 17,5 тысяч населенных пунктов в России не имеют медицинской инфраструктуры, а сроки ожидания оказания медпомощи в некоторых регионах превышают необходимые в два и более раза.

Не это ли результат провальной деятельности руководства Минздрава и конкретно госпожи Скворцовой? Видимо, она и сама понимает шаткость своего положения – не зря же министерство, в названии которого есть слово «здравоохранение», то есть охрана здоровья, тратит 55 миллионов на одно лишь формирование положительного образа российского здравоохранения. Этакий очередной опиум для народа. А вот человек в шесть утра приходит в поликлинику, где очередь за талонами начинается в пятидесяти метрах от входа… и весь «положительный образ» как рукой… Понятно, что один человек, пришедший на смену другому, в одночасье не решит все проблемы – но если для госпожи Скворцовой, откровенно убивающей медицину, главное вовремя «защититься» за счет очередного многомиллионного пиар-хода, может быть, стоит дать шанс кому-нибудь другому. Вдруг он придет чтобы… работать"...

https://newizv.ru/news/society/24-07-2017/reyting-pokazal-neeffektivnost-zdravoohraneniya-v-rossii 


дополнительно:

Одаренность и одарённые дети. Реабилитация одаренных детей. - http://lawinrussia.ru/content/odarennost-i-odarennye-deti-reabilitatsiya-odarennykh-detey 

от 21 марта 2017 года

(вопросы к министру Министерства здравоохранения России сформулированы в окончании статьи, вот только ответов пока нет)


Комментарии 3

Где деньги спросите...
Где деньги? Эфир #011. Гость — экономист Сергей Алексашенко. Ситуация в российской экономике:
https://youtu.be/JQHy1yiwK1A
Текст скопирован с сайта lawinrussia.ru.
При размещении в соцсетях необходима ссылка на первоисточник.

Немного странненько... вроде законодатель. Законодатель не простой, а лучший! Раз ему такой проект доверили...
Говорит только про инвалидов...
Уже все от президента до дворника говорят об одарённых детях. Об одарённых детях, которых в России много - ведь каждый ребёнок одарён. Так вот, правовой статус одаренных детей за пределами нашей Родины (России) уже продолжительное время приравнен к статусу инвалида (данный статус, хоть и звучит немного вызывающе "статус инвалида", хотя можно найти другие слова и термины...чтобы подчеркнуть специфичность статуса ребенка... Так вот, данный статус позволяет всем этим детям пользоваться "безбарьерной средой" - "доступной средой", что расширяет сферу их прав, возможностей)
И только в России мы опять говорим об инвалидах, а о процедуре расширения сферы возможностей для одаренных детей опять умалчиваем.
Обидно, что весь этот процесс происходит с участием законодателей, которые почему-то никак не определяться с проблемой статуса одаренных детей в соответствии с нормами международного права...
По складывающимся ощущениям законодатели даже проблемы то этой и не видят!
Может уже хватит говорить об инвалидах, а надо говорить об одаренных: может он на коляске (инвалид-колясочник), а одарённый в физике!! Что законодатели всё упирают на "инвалидность"?
Инвалиды нас всех в Будущее поведут? Нет! Нас поведут в Будущее Одаренные! И надо из инвалидов делать одаренных, выявляя их индивидуальные одарённости и развивая спрос на одарённости этих одарённых людей! Инвалидов, которые вообще ничего не могут низкий процент в обществе. Нужны механизмы поиска взаимовыгодного сотрудничества граждан и государства.
Взять тот же Китай. Там "инвалиды-калясочники" работают компьютерными помощьниками, отслеживаю контент с порно фильмами. Государство само создаёт для них рабочие места, само обеспечивает работой, само платит. Это уже востребованные специалисты.
А в России законодатели , скажу мягко: много ля-ля...
Вот приехал, послушал узких специалистов и что?
Где статус, где изменения в законодательство?
Есть исполнительная власть в регионе, пусть она слушает и делает!
Законодатель должен заниматься законодательством качественным! Чего лезть за пределы своих должностных обязанностей?...
Понятно, что нужно изучать правоприменительную практику, это всё ясно..., но должен быть реальный результат. Если это законодатель, то должен быть результат в качественном законодательстве.
Механизм должен быть выработан работы с общественностью! Качественный механизм. А так, за государственные деньги выехать за сто км от столицы для галочки (что выехал).
Ну что тут попугаи что-ли повторять?
Не могут работать качественно, - пусть уходят в отставку! Распустил руководитель Государственной Думы депутатов!
Одарённых детей полна России!! Делайте для них комфортную среду!!
Находите кадры, которые знают современные методы решения современных проблем детей, современных проблем родителей. Уже пора браться и делать, столько уже копий поломано о данные вопросы. И опять, получается, на те же грабли и для простой галочки? Ну какую Вы ждёте реакцию на свои телодвижения и на телодвижения своих подчинённых?
Уже будет эмоциональная резкая реакция, а дальше эта реакция будет усиливаться, если решение вопросов будет происходить теми же людьми в той же плоскости. Год электорального цикла, никому напоминать - думаю не надо?! Какие у вас сроки так на года, на века? Эдак мы разве дождёмся? Где привлечение к ответственности тех, кто сроки прошляпил по входу в программу (не сваливайте на министра, он не сам делал; ответственные исполнители были; может уже пора менять людей , у которых большая забывчивость?)
Может я что-то не ясно объясняю? Вроде я стараюсь доходчиво!
А, "спать" работники должны дома, а на работе решать вопросы своей компетенции
)))))))
Нет! если есть желание и дальше, чтобы шёл шум и недовольство перед президентскими выборами, то вопрос снимается как глупый))))!



Дмитрий Морозов посетил Тульскую детскую областную клиническую больницу
26 июля 2017

"...Председатель комитета отметил работу коллектива и руководства больницы.
Сегодня с рабочим визитом Тульскую детскую областную клиническую больницу посетил председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья, федеральный координатор партийного проекта «Единой России » «Здоровье - детям» Дмитрий Морозов. По словам корреспондента ИА ТСН24, председатель комитета отметил работу коллектива и руководства больницы. «Мы обсуждали многие вопросы, то, что требует решения на законодательном уровне, то, что входит в стратегию развития здравоохранения. Также узкие вопросы развития отдельных сторон педиатрии, детской хирургии, наметили пути взаимодействия. Проекту «Здоровье – детям» всего полгода. Изначально мы получили в наследство мониторинг строительства перинатальных центров в стране, запланировано 32 центра. Программа не была завершена в 2016 году и комитет и Государственная Дума проголосовали за продление в 2017 году», - отметил он. По словам Дмитрия Морозова, медицинский работник должен быть в каждом образовательном учреждении. Врач, по его мнению, должен играть координирующую роль и связывать педагогические коллективы с клиниками. «В некоторых регионах работают пилотные проекты. Родители должны приходить в школу и рассказывать все о своих детях – что он ест, как он ест, чтобы обеспечить ребенка необходимым. Что касается детей-инвалидов, то для них необходимо обеспечить безбарьерную среду», - сказал Морозов. Заместитель председателя правительства Тульской области Марина Левина выразила надежду, что область пройдет заявочную компанию по перинатальному центру. «Согласована заявка в Министерстве здравоохранения, Министерстве финансов и Министерстве экономического развития. Мы уверены, что удастся пройти заявочный процесс, и мы встретимся в следующем году на стройке перинатального центра», - сказала она...
источник: https://yandex.ru/search/news-cache/touch?text=http%3A%2F%2Fnewstula.ru%2Ffn_280690.html&promo=navbar
Барин приезжает в свое имение и идет с управляющим осматривает свои владения.

Идут тропой, которая упирается в ручей. Барин: — Слушай, Прохор, к следующему моему приезду мостик здесь сделай или хоть доску обыкновенную брось. Через год опять приезжает барин, опять делают с управляющим обход, подходят к ручью, а там ничего. Барин вздыхает и молча заезжает управляющему в ухо и молча уходит. На следующий день пошел барин на охоту, подходит к ручью в болотных сапогах, а там мост расписной. Зовет управляющего: — Послушай, Прохор. Как так, год не могли доску кинуть, а тут за ночь мост такой отгрохали? — Не было твердой команды, барин!
https://vademec.ru/article/profilnye_spetsialisty_raskritikovali_novuyu_sistemu_otsenki_medpomoshchi_minzdrava/

МИНЗДРАВ ВВЕЛ 2,4 ТЫСЯЧИ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА МЕДПОМОЩИ
ТИМОФЕЙ ДОБРОВОЛЬСКИЙ

25 Июля 2017, 18:16 8031 7

"...Не все врачи считают их достаточно разумными и обоснованными
С 1 июля 2017 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Количество критериев выросло радикально – с применявшихся ранее 50 до 2,4 тысячи. Однако, как выяснил Vademecum, не все положения документа были согласованы с профильными медицинскими ассоциациями – так произошло в сфере лабораторной диагностики. Некоторые медицинские отрасли в приказ вообще не вошли, например, лучевая диагностика и стоматология. Врачи критикуют приказ и говорят, что он нуждается в доработке, зато довольны сотрудники страховых компаний: чем больше критериев, тем проще им найти повод отказать медицинскому учреждению в выплате.
Критерии оценки качества медицинской помощи используются страховыми компаниями и Росздравнадзором при проведении проверок организации лечения в больницах, поликлиниках и других медучреждениях. Эти показатели утверждает, согласно ст. 64 закона об «Основах охраны здоровья граждан», Министерство здравоохранения Российской Федерации.

До 1 июля 2017 года, согласно приказу №422ан, таких критериев было всего 50. Из них 21 показатель амбулаторного лечения и 29 показателей качества оказания медицинской помощи в стационарах.

В 2015 году Минздрав дал задание профильным ассоциациям разработать новую систему критериев, приняв за основу клинические рекомендации. Российское общество хирургов разрабатывало критерии в области хирургии, Федерация лабораторной медицины работала над показателями диагностических исследований и так далее. Однако некоторые области медицины при этом были почему-то проигнорированы, например, стоматология и лучевая диагностика.

«Критерии качества лучевой диагностики ни в одном приказе Минздрава не прописаны. Более того, в России практически никто не изучает ошибки в рентгенологии и не собирает статистику расхождений в лучевых исследованиях», – рассказал Vademecum главный внештатный специалист по лучевой диагностике Департамента здравоохранения Москвы Сергей Морозов.

В отсутствие критериев и статистики количество ошибок при интерпретациях врачами результатов КТ/МРТ в некоторых больницах превышает 30–40%, утверждает Морозов, ссылаясь на результаты собственного исследования.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова утвердила подготовленные профсообществами критерии, подписав 15 июля 2016 года приказ №520н. Количество объединенных по нозологическим группам показателей в новом документе достигло 423 – в восемь раз больше, чем в действующей на тот момент системе оценки качества.

Приказ должен был вступить в силу через год с момента подписания – с 1 июля 2017 года, но за месяц до этого срока Минздрав его отменил. Одновременно с этим ведомство предложило расширенный перечень критериев оценки качества медпомощи, в котором количество показателей достигло 2,4 тысячи. 10 мая 2017 года временно исполняющий обязанности министра здравоохранения Дмитрий Костенников утвердил этот расширенный перечень.

Специалисты в сфере лабораторной медицины заявили корреспонденту Vademecum, что приказ содержит множество недочетов в сфере лабораторной диагностики.

«Мы на экспертном уровне активно сотрудничаем с Минздравом, с ведомственными учреждениями. Мы находимся в постоянном контакте и очень ценим это. Именно поэтому абсолютно непонятно, почему 203н приказ не был с нами согласован. Мы впервые увидели документ уже в открытом доступе», – сообщил исполнительный директор ФЛМ Аркадий Гольдберг.

Заведующий лабораторией клинической биохимии ФГБУ НИИ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко Алексей Мошкин считает, что критерии готовили некомпетентные в сфере лабораторной диагностики люди.

«Приведу несколько примеров: приказом подразумевается ведение больных с эпилепсией без лекарственного мониторинга карбамазепина, вальпроевой кислоты и других противосудорожных препаратов; ведение пациентов с опухолями легких и бронхов – без онкомаркеров. Я убежден, что данный документ – это еще один горький пример игнорирования лабораторной службы страны», – сообщил он.

Сердечно-сосудистый хирург профильного отделения ГКБ №15 им. О.М. Филатова Алексей Кротовский с мнением Мокшина относительно непрофессионализма составителей новый критериев согласен.

«Приказ Минздрава №203н, как идея, как задумка, выглядит здраво и правильно. Но у него, к сожалению, есть ряд очень серьезных недостатков. Во-первых, я не понимаю, почему в некоторых критериях указываются конкретные лекарства. Схемы лечения меняются, а приказы выходят редко, поэтому мне эта ситуация непонятна. Второе – критерии лечения тяжелых, порой критических для здоровья заболеваний в приказе отсутствуют. К примеру, показатели при аневризме аорты. Нет критериев лечения патологий клапанов сердца. Ни слова про тромбоэмболию легочной артерии. В-третьих, сами критерии содержат ошибки», – рассказал корреспонденту Vademecum Кротовский.

Он привел в пример критерии оценки медпомощи взрослым при нарушениях ритма сердца и проводимости, среди которых не обозначено обязательного мониторинга кардиограммы в течение суток. «А ведь это один из основных критериев, по которым сердечно-сосудистые хирурги оценивают, нужно ли ставить человеку электрокардиостимулятор или нет. Для этого обязательно проводится оценка сердечного ритма в течение суток», – говорит Кротовский.

Кроме того, по его словам, в приказе не упомянут ряд необходимых диагностических исследований при остром коронарном синдроме у взрослых.

«Коронароангиография выполняется всегда, если нет противопоказаний или прямого отказа пациента. Она должна стоять на первом месте при обследовании таких пациентов. Эхокардиографию я тоже не нашел в приказе. Эти диагностические процедуры обязательно проводятся пациентам с острым коронарным синдромом. Мне кажется, что эти критерии составляли непрофессионалы», – заключил он.

Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова полагает, что Министерство здравоохранения должно было собрать рабочую группу при обсуждении новых критериев оценки качества медпомощи. «Министерству стоило бы выслушать представителей отрасли, чтобы понять, применимы ли эти критерии на практике, не ведут ли они к увеличению затрат учреждения, объемов отчетности и времени, которое врачи будут вынуждены на это тратить. Ничего этого сделано не было», – говорит она.

С ней не согласен ответственный секретарь Ассоциации колопроктологов России Алексей Веселов, который сообщил Vademecum, что главный внештатный колопроктолог Минздрава Юрий Шелыгин состоял в рабочей группе по обсуждению новых критериев оценки качества медпомощи.

«95% наших предложений нашли отражение в приказе №203н», – сообщил Веселов, добавив, что в итоге в документе все равно были допущены ошибки в области колопроктологии.

«При острых анальных трещинах, согласно министерскому приказу, мы должны провести ректороманоскопию и аноскопию. При таком заболевании эти процедуры противопоказаны», – указал ответственный секретарь Ассоциации колопроктологов.

При всех имеющихся недочетах новые критерии облегчат работу страховых компаний.

«Конечно, то, что в приказе детализированы критерии, позволит более предметно обосновывать нарушения, упростит этот процесс, так что для страховых компаний это плюс», – считает руководитель Дирекции медицинской экспертизы и защиты прав застрахованных ООО «АльфаСтрахование-ОМС» Алексей Березников.

В центре экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава, который разрабатывал критерии, комментировать вопросы согласования документа не стали. Однако источник в центре сообщил, что, хотя новые критерии усложнят работу медорганизаций, пациенты от этого только выиграют.

«Для учреждений, которые не помощь оказывают, а просто укладывают пациентов на койки, – это кошмар. Но сколько же можно! Если их отбросить, то появился единый инструмент, не на усмотрение конкретного эксперта, как сейчас, а объективные параметры, единые для всей страны», – считает собеседник Vademecum.

В Минздраве ответить на запрос Vademecum в установленные законом «О СМИ» сроки не смогли..."
Подробнее: https://vademec.ru/article/profilnye_spetsialisty_raskritikovali_novuyu_sistemu_otsenki_medpomoshchi_minzdrava/
"...Добрый день! Очень важный и нужный документ, но считаю требует доработки. Ведь именно этим документом будут руководствоваться при проведении контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с ФЗ-323. Проанализировав Приказ в аспекте острой абдоминальной хирургической патологии, предлагаю следующие коррективы (на обсуждение): Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при остром аппендиците (коды по МКБ-10: K35): - Отсутствие гнойно-септических осложнений в период госпитализации - Отсутствие тромбоэмболических осложнений в период госпитализации Неудачные критерии, т.к. оба типа осложнений могут возникнуть независимо от действия врачей, то есть они не являются полностью управляемыми. Предлагаю заменить, соответственно, на: - выполнение программы профилактики инфекционных осложнений -выполнение программы профилактики ВТЭО Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при остром панкреатите (коды по МКБ-10: K85) - Выполнено лечение лекарственным препаратом группы соматостатины не позднее 1 часа от момента установления диагноза Неудачный критерий, т.к., согласно НКР, соматостатины не входят в Протокол лечения при легком остром панкреатите (около 80% от всех форм) - Отсутствие тромбоэмболических осложнений в период госпитализации Неудачный критерий, см. выше Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при ущемленной грыже (коды по МКБ-10: K40 - K46) - Отсутствие гнойно-септических осложнений в период госпитализации - Отсутствие тромбоэмболических осложнений в период госпитализации Неудачные критерии, т.к. оба типа осложнений могут возникнуть независимо от действия врачей, то есть они не являются полностью управляемыми. Предлагаю заменить, соответственно, на: - выполнение программы профилактики инфекционных осложнений -выполнение программы профилактики ВТЭО Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при острой неопухолевой кишечной непроходимости (коды по МКБ-10: K56.0; K56.2 - K56.3) - Выполнено хирургическое вмешательство (при отсутствии эффекта в течение 6 часов от момента начала консервативной терапии) Неудачный критерий, т.к., во-первых, согласно НКР, есть группа пациентов, которым показано экстренное хирургическое вмешательство, в связи с чем дополнить пункт фразой: при отсутствии показаний к экстренному хирургическому вмешательству; во вторых, также согласно НКР временной срок для лечения ОСпаечнойКН, которая на сегодняшний день составляет около 60% от всех видов ОКН (при отсутствии показаний к экстренной операции), определен в 12 час - Отсутствие гнойно-септических осложнений в период госпитализации - Отсутствие тромбоэмболических осложнений в период госпитализации Неудачные критерии, т.к. оба типа осложнений могут возникнуть независимо от действия врачей, то есть они не являются полностью управляемыми. Предлагаю заменить, соответственно, на: - выполнение программы профилактики инфекционных осложнений -выполнение программы профилактики ВТЭО Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при язвенных гастродуоденальных и гастроеюнальных кровотечениях (коды по МКБ-10: K25.0; K25.4; K26.0; K26.4; K27.0) - Выполнено хирургическое вмешательство не позднее 12 часов от момента поступления в стационар (при неэффективности эндоскопического гемостаза). Критерий непрофессональный, т.к., опять же, согласно НКР и прочим документам, если эндогемостаз неэффективен, то показана экстренная операция (и зачем 12 час?). Предлагаю убрать, т.к. решение тактических вопросов требует учета многих параметров Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при прободной язве (коды по МКБ-10: K25.1 - K25.2; K25.5 - K25.6; K26.1 - K26.2; K26.5 - K26.6; K27.1 - K27.2; K27.5 - K27.6) - Выполнено хирургическое вмешательство не позднее 2 часов от момента поступления в стационар. Неверная формулировка: от момента постановки диагноза и, наверное, логичнее не 2, а 3 часа, ведь при осложнении перфоративной язвы перитонитом, декомпенсацией функции органов жизнеобеспечения необходимо провести и предоперационную подготовку (инф.терапия, ср-ва по поддержанию функции органов жизнеобеспечения и т.д.) - Отсутствие повторных хирургических вмешательств в период госпитализации Неудачная формулировка: а если это перитонит, требующий программированных релапаротомий. Может быть: Отсутствие релапаротомий, связанных с развитием контролируемых послеоперационных осложнений. - Отсутствие гнойно-септических осложнений в период госпитализации - Отсутствие тромбоэмболических осложнений в период госпитализации Неудачные критерии, т.к. оба типа осложнений могут возникнуть независимо от действия врачей, то есть они не являются полностью управляемыми. Предлагаю заменить, соответственно, на: - выполнение программы профилактики инфекционных осложнений -выполнение программы профилактики ВТЭО Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при остром холецистите (коды по МКБ-10: K81.0) - Выполнено хирургическое вмешательство (при отсутствии эффекта от консервативной терапии на протяжении 24 часов от момента поступления в стационар). Критерий не согласуется с НКР, в которых временной интервал определен в 72 часа - Выполнена интраоперационное холангиография во время хирургического вмешательства (при диаметре общего желчного протока свыше 10 мм) Некорректный критерий, лучше убрать, т.к. показания к инструментальной ревизии определяются не только диаметром протока и не обязательно в качестве метода исследования может быть холангиография: в НКР рекомендована дооперационная МРХПГ, интраоперационное УЗИ… - Выполнена холецистостомия (при наличии медицинских противопоказаний к хирургическому вмешательству). Некорректный критерий – много факторов, определяющих возможность и целесообразность выбора холецистостомии, а ведь можно при сочетании острого холецистита и холангита предпочесть назобилиарное стентирование или дренирование. Лучше убрать критерий. -Отсутствие повторных хирургических вмешательств в период госпитализации (при хирургическом вмешательстве) Некорректный критерий: заменить на «отсутствии…., связанных с дефектами выполнения НКР», ведь в НКР в ряде случаев рекомендовано двухэтапное лечение и как тогда расценивать этот пункт. - Отсутствие гнойно-септических осложнений в период госпитализации - Отсутствие тромбоэмболических осложнений в период госпитализации Неудачные критерии, т.к. оба типа осложнений могут возникнуть независимо от действия врачей, то есть они не являются полностью управляемыми. Предлагаю заменить, соответственно, на: - выполнение программы профилактики инфекционных осложнений -выполнение программы профилактики ВТЭО Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при перитоните (коды по МКБ-10: K65, К67) - Отсутствие тромбоэмболических осложнений в период госпитализации Неудачный критерий, т.к. осложнение может возникнуть независимо от действия врачей, то есть оно не являются полностью управляемыми. Предлагаю заменить, соответственно, на: -выполнение программы профилактики ВТЭО. С уважением и надеждой на сотрудничество проф. Дарвин В.В., г..."
источник: http://www.xn----9sbdbejx7bdduahou3a5d.xn--p1ai/stranica-pravlenija/yuridicheskie-voprosy/prikaz-ot-10-05-2017-g-203n-ob-utverzhdeni-kriteriev-ocenki-kachestva-medicinskoi-pomoschi.html )