В Государственную думу внесен Законопроект Федерального закона N 999547-6 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов"

29 октября 2016

В связи с отсутствием в действующем законодательстве законодательных механизмов, направленных на предупреждение совершения взыскателями действий, нарушающих права должников - физических лиц, предлагается издание отдельного федерального закона, регламентирующего действия по возврату долгов, осуществляемые кредиторами и другими лицами, а также регулирующего деятельность юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов на постоянной основе.

Законопроектом определяются в том числе общие правила совершения действий, направленных на возврат долгов, способы взаимодействия с должником, ограничения использования отдельных способов взаимодействия с должником (в частности, не допускаются направленные на возврат долгов действия кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, связанные в том числе с применением к должнику физической силы либо угрозой, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или повреждения, оказанием психологического давления на должника).

По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, не допускается направленное на возврат долга взаимодействие с должником (непосредственное взаимодействие) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по месту жительства должника, известному кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, частое взаимодействие посредством личных встреч (более одного раза в неделю), при взаимодействии посредством телефонных переговоров (более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц).

В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени или в его интересах, должнику должны быть сообщены ФИО физического лица, осуществляющего такое взаимодействие, ФИО или наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени или в его интересах. Должник вправе направить через нотариуса кредитору или лицу, действующему от его имени или в его интересах, заявление с указанием на осуществление взаимодействия только через указанного должником представителя или на отказ от взаимодействия.

Устанавливается, что юрлицо приобретает права и обязанности лица, осуществляющего деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности со дня внесения сведений о нем в государственный реестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности, и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о нем из реестра.

Определяются требования к юрлицу (в том числе регистрация в форме хозяйственного общества, размер чистых активов - не менее 10 млн рублей, отсутствие решения о ликвидации или о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве и др.), к работникам такого юрлица.

Устанавливается порядок осуществления контроля за деятельностью таких юрлиц, а также основания для проведения внеплановых проверок их деятельности, порядок выдачи предписаний об устранении нарушений.

Комментарии 4

<p>
А ни кто не задумывался над такими вопросами:
</p>
<p>
1.      Почему кредитные, микрофинансовые организации и другие крупные игроки финансового сектора «продают» долги в коллекторские агентства ? Да потому что держать на балансе их не выгодно (замораживают денежные средства – резервы).
</p>
<p>
2.      Кто является собственником коллекторских агентств, которым «продают» долги кредитные, микрофинансовые организации и другие крупные игроки финансового сектора? Правильно, фактическими владельцами являются сами кредитные, микрофинансовые организации и другие крупные игроки финансового сектора.
</p>
<p>
<strong>Вывод</strong>: если оставление на балансе кредитных, микрофинансовых организаций и других крупных игроков финансового сектора не будет «вредить» им, ни кто не будет заниматься «продажей» долгов из одной структуры в другую.
</p>
<p>
3.      Почему существует необходимость в коллекторских услугах? Да потому что уже давно ни судебная система (утопает в заявлениях и самостоятельно не справляется с нагрузкой), ни служба судебных приставов (не укомплектованность и низкая квалификация штата, постоянная текучка и т.п.) не справляется со своими обязанностями. В результате чего взыскатели вынуждены искать другие способы воздействия на должников, в том числе пытаться вернуть долги на досудебных стадиях (занимаются «самодеятельностью»). Если бы суды оперативно рассматривали заявления и своевременно выдавали исполнительные документы, а приставы вовремя возбуждали исполнительные производства и отрабатывали должников (полномочий у них более чем достаточно), то и в коллекторах не было бы необходимости. Так сказать: «спрос рождает предложение».
</p>
<p>
4.      К чему приведёт запрет на «самостоятельный» возврат задолженности? Правильно: наша судебная система и служба судебных приставов окончательно «загнуться» под «неожиданно» возросшей нагрузкой (все просто встанет), что отрицательным образом повлияет на возвраты по просроченной задолженности.
</p>
<p>
5.      К чему приведёт падание возврата просроченной задолженности? Правильно: к ограничению кредитования населения и росту процентных ставок по кредитам и займам.
</p>
<p>
6.      К чему приведёт рост процентных ставок по кредитам и займам? Правильно: к снижению покупательской способности населения, падению производства и темпов роста ВВП.
</p>
<p>
7.      А почему все разом забыли, что у нас и так есть:
</p>
<p>
·         Закон «О потребительском кредите (займе)», который устанавливает особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности (ст.15), ограничивает размер процентов (ст.6 п.11);
</p>
<p>
·         Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который в ближайшем времени ограничит кратность процентов к основной сумме займа (п.п.9 п.1 ст.12);
</p>
<p>
·         Закон «О персональных данных» (ст.7, 18.1, 19 и т.д.);
</p>
<p>
·         «Кодекс об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность за нарушение вышеназванных законов.
</p>
<p>
·         Уголовный кодекс с его статьями, который так же ни кто не отменял …
</p>
<p>
·         Работники правоохранительных органов: полиция, прокуратура, РосКомНадзор, РосПотребНадзор и уже упомянутая выше всеми любимая и уважаемая судебная система с её судьями, должностные обязанности которых ни кто не отменял … .
</p>
<p>
Чтобы такое не забывали, надо постоянно напоминить
</p>
<p>
Чтобы такое не забывали, надо постоянно напоминить
</p>
<p>
А ни кто не задумывался над такими вопросами:
</p>
<p>
1.      Почему кредитные, микрофинансовые организации и другие крупные игроки финансового сектора «продают» долги в коллекторские агентства ? Да потому что держать на балансе их не выгодно (замораживают денежные средства – резервы).
</p>
<p>
2.      Кто является собственником коллекторских агентств, которым «продают» долги кредитные, микрофинансовые организации и другие крупные игроки финансового сектора? Правильно, фактическими владельцами являются сами кредитные, микрофинансовые организации и другие крупные игроки финансового сектора.
</p>
<p>
<strong>Вывод</strong>: если оставление на балансе кредитных, микрофинансовых организаций и других крупных игроков финансового сектора не будет «вредить» им, ни кто не будет заниматься «продажей» долгов из одной структуры в другую.
</p>
<p>
3.      Почему существует необходимость в коллекторских услугах? Да потому что уже давно ни судебная система (утопает в заявлениях и самостоятельно не справляется с нагрузкой), ни служба судебных приставов (не укомплектованность и низкая квалификация штата, постоянная текучка и т.п.) не справляется со своими обязанностями. В результате чего взыскатели вынуждены искать другие способы воздействия на должников, в том числе пытаться вернуть долги на досудебных стадиях (занимаются «самодеятельностью»). Если бы суды оперативно рассматривали заявления и своевременно выдавали исполнительные документы, а приставы вовремя возбуждали исполнительные производства и отрабатывали должников (полномочий у них более чем достаточно), то и в коллекторах не было бы необходимости. Так сказать: «спрос рождает предложение».
</p>
<p>
4.      К чему приведёт запрет на «самостоятельный» возврат задолженности? Правильно: наша судебная система и служба судебных приставов окончательно «загнуться» под «неожиданно» возросшей нагрузкой (все просто встанет), что отрицательным образом повлияет на возвраты по просроченной задолженности.
</p>
<p>
5.      К чему приведёт падание возврата просроченной задолженности? Правильно: к ограничению кредитования населения и росту процентных ставок по кредитам и займам.
</p>
<p>
6.      К чему приведёт рост процентных ставок по кредитам и займам? Правильно: к снижению покупательской способности населения, падению производства и темпов роста ВВП.
</p>
<p>
7.      А почему все разом забыли, что у нас и так есть:
</p>
<p>
·         Закон «О потребительском кредите (займе)», который устанавливает особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности (ст.15), ограничивает размер процентов (ст.6 п.11);
</p>
<p>
·         Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который в ближайшем времени ограничит кратность процентов к основной сумме займа (п.п.9 п.1 ст.12);
</p>
<p>
·         Закон «О персональных данных» (ст.7, 18.1, 19 и т.д.);
</p>
<p>
·         «Кодекс об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность за нарушение вышеназванных законов.
</p>
<p>
·         Уголовный кодекс с его статьями, который так же ни кто не отменял …
</p>
<p>
·         Работники правоохранительных органов: полиция, прокуратура, РосКомНадзор, РосПотребНадзор и уже упомянутая выше всеми любимая и уважаемая судебная система с её судьями, должностные обязанности которых ни кто не отменял … .
</p>