Уровни идентичности российской исламской молодежи

В современном мультикультурном мире конфессия выступа­ет одной из важных структур развития и социализации личности человека. Являясь, с одной стороны, главнейшим фактором со­циального взаимодействия, религия и религиозная принадлеж­ность влияют на внутриличностный процесс человека, затрагивая различные круги его психической жизни. С точки зрения соци­альной психологии, религия является внушительной базой для формирования идентичности. Процесс установления идентич­ности российских мусульман является одной из самых видных в государственно-конфессиональных отношениях на современном этапе.

Исследование явления идентичности затрудняется использо­ванием одновременно в научной литературе похожих понятий - идентичность, идентификация, самоидентификация. Понятие «идентичность» в социологии заимствовано из психоанализа.

Э. Эриксон предлагал рассматривать идентичность в качестве центрального интегративного качества личности. Он определил идентичность как органическую принадлежность к его внутрен­нему и внешнему взаимодействию. Э. Эриксон выявил два раз­ных типа идентичности:

  1. личностную или «Я - идентичность», которая привносит в сознание индивидом его собственной неповторимости;
  2. социальную идентичность, включающую групповую при­надлежность индивида к различным социальным группам, под­крепленную личным ощущением его внутреннего единства со своим общественным окружением и, психосоциальную состав­ляющую, дающую ощущение значимости своего существования в общности.

Так как идентичность - значит признание наличия общих черт и подобия с другими членами социальной общности в со­ответствии с определенными признаками и основаниями, появи­лось понятие «самоидентификация», которая включает процесс и итог самоидентификации с группой. Это проявляется в следую­щем: готовность сделать присущим себе групповые ценности; со­блюдать групповые стандарты поведения; признавать и подвигать потребности группы; относиться к личным требованиям и целям как своим личным требованиям и целям; претворить в жизни эту социальную группу в ориентир для себя.

Эволюция идентификации личности основана на реализации и применении определенных обычаев, традиций, установленных стандартов, то есть культуры, которая, в свою очередь, основа­на на влиянии религии, исторического прошлого и самого обще­ства.

Несоблюдение законов и правил религиозности ведет к изме­нению и преобразованию религиозной идентичности: так рели­гия станет не источником идентичности, а культурным эквивален­том идентичности в форме традиций, обычаев, ценностей, норм, исторического наследия, ставшим общим культурным наследи­ем. И здесь религия будет восприниматься как фактор процесса объединения общества, способ трансляции ценностей, норм, со­циокультурного опыта и социализации. Культурная идентичность включает обычаи с ритуальными аспектами, религиозными кор­нями, правилами поведения, праздниками, известной концепцией семьи [1], власти, социальными задачами. Как правило, подобное отношение к религии не обязывает к религиозной практике. И это ни в коем случае не осуждается и не одобряется обществом, что означает, что люди вокруг них нейтральны. В результате можно идентифицировать себя как верующего. Общество не оказывает давления на религиозную практику.

Это объясняется и тем фактом, что молодые люди не имеют и не особенно заинтересованы в собственном религиозном опы­те. Они заменяют личную идентификацию самоидентификацией определенным идеалом или готовым шаблоном, в зависимости от своих предпочтений. Это становится спасением, чтобы предотвра­тить крах и кризис личной идентичности, молодые люди готовы соединиться с идентичностью других (более уважаемых) людей с некоторой самоидентификацией.

В настоящее время в обществе проявляется трансформация религиозности, влияющая на религиозное сознание и поведение. В структуре социальной идентичности отдельные элементы за­меняются другими элементами. Например, другие типы идентич­ности заменяют религиозную идентичность, а также новые суби­дентичности заменяют отдельные ее компоненты. В случае, если религиозная идентичность занимает высшую ступень в пирамиде идентичностей, тогда система религиозных норм и представле­ний оказывает значительное влияние на процесс идентификации. В случае невысокого статуса религиозной идентичности, он, воз­можно, будет совпадать с культурой во времени.

При определении религиозной идентичности у мусульман России распространенным типом самоидентификации является «татарский мусульманин» или «башкирский мусульманин», ко­торый связан с национальной идентичностью и традиционными культурными ценностями. Понятно, что эта идеологическая кон­струкция стала привлекательной для мусульманской молодежи России и, для нее необходима определенность с мировоззрением и культурными константами.

Наличие мечетей и мусульманских магазинов также влияет на развитие социальной идентичности мусульман. Это дает им неко­торое подтверждение того, что они придерживаются правильной переоценки.

К сожалению, очень актуальна и такая проблема среди моло­дежи России, как потеря идентичности. У людей, которые потеря­ли свою идентификацию, часто появляются такие мысли, как: «я потерял себя», «я не знаю, кто Я», «запутался в себе», «не знаю, чего хочу», «куда иду, что делаю». В любом случае, потеря лич­ностной идентичности - это всегда стресс.

У некоторых людей кризис виден невооруженным глазом. Они проводят время бесцельно, бродят, не имеют работы, часто меняют ее или застревают в одной должности (обычно низкой). Кто-то не может даже получить образование. Некоторые попада­ют в плохую компанию, кто-то попадает в тюрьму. Но большин­ство людей просто существуют. Они несчастны, они не понимают, чего они хотят и что могут, куда им нужно двигаться. Человек в этом состоянии, как правило, не знает, кто он, и поэтому не может быть собой, и сильно страдает от этого.

В частности, с такой проблемой сталкивается молодежь, ко­торая не придерживается никакой религии. Хотя, на наш взгляд, сама религия могла бы стать одним из способов решения данной проблемы. Многие люди находят себя, свой смысл жизни, свое место именно в религии.

Поэтому можно утверждать важнейшую и определяющую функцию религии в современном российском обществе. Тем не менее, сама религиозная идентичность выступает только лишь предметом универсальной культурной идентичности.

А также следует сказать о том, что коллективная идентич­ность преобладает над личной идентичностью в процессе рели­гиозной идентификации мусульман России. Важным является быть членом сообщества, чем обладать личным религиозным опытом, быть осведомленным и участвовать в создании его истории и культуры, со знанием догм исполнять ритуалы, запре­ты, постановления, участвовать в жизни общины, мечети. По сути, коллективная религиозная идентичность ориентируется на культурные нормы и ценности, обычаи, традиции, которые прочно укоренились в культуре. А личная религиозная идентич­ность всегда будет влиять на уровень веры, на представления о трансцендентальной действительности.

 

Список использованной литературы

1. Акбашева Д.Х. Исламская парадигма коммуникации в семье // Актуальные проблемы коммуникации: теория и прак­тика. Материалы VII Всероссийской научно-практической конфе­ренции. 2015. С. 15-20.

2. Голос ислама. «Адаптация или отчуждение? Формирова­ние гражданской идентичности российских мусульман» [Элек­тронный ресурс] URL: https://golosislama.com/news.php?id=27052 (Дата обращения: 9.10.2019).

3. Зорин В.Ю. «Мусульмане России: реалии формирова­ния гражданской идентичности» / В.Ю. Зорин. 2016. Т 12, № 2. С. 117-126.

4. Студопедия «Социальная идентичность, виды идентич­ности. Уровни идентичности личности» [Электронный ресурс] URL:            https://studopedia.su/15_166841_sotsialnaya-identichnost-vidi-identichnosti-gruppovaya-psihosotsialnaya-sotsialnaya-urovni-identichnosti-lichnosti.html (Дата обращения: 4.10.2019).

5. Хайдаров Р.Р. «Влияние исламской идентичности на этноконфессиональные отношения» / Р.Р. Хайдаров. 2014. С.160-164.

6. Халирахманов Д.К. Глобализация как фактор эндоразвития мусульманского сообщества (уммы) и толерантизации ее внут­ренних отношений // Евразийский юридический журнал. 2018. № 5 (120). С. 424-426.

7. Центр Льва Гумилева «Исламская идентичность в совре­менном башкирском обществе: истоки, содержание и перспек­тивы» [Электронный ресурс] URL: https://www.gumilev-center.ru/ islamskaya-identichnost-v-sovremennom-bashkirskom-obshhestve-istoki-soderzhanie-perspektivy/ (Дата обращения: 5.10.2019).

8. Шарипова Э.А., Акбашева Д.Х. Конституционные основы религиозной толерантности в Республике Башкортостан // Про­блемы реализации конституций и уставов субъектов федератив­ных государств. Материалы Всероссийской конференции, посвя­щенной 20-летию образования Конституционного Суда Респуб­лики Башкортостан. 2017. - С. 101-108.

9. Шорохова В.А. «Религиозная идентичность мусульман­ских подростков и молодежи: социально-психологический анализ» / В.А. Шорохова. Minbar. Islamic studies. 2019. Т 12. - С. 585-598.

10. Фролова И.В. О человеке, обществе и религии // Фило­софия и современность: мысли, понятия, идеи. Сборник научных докладов Всероссийской конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий»: посвящается 60-летию кафедры филосо­фии Башкирского Госуниверситета. 1999. С. 114-117.

 

 

Примечание

1. Научный руководитель - Акбашева Д.Х., доцент кафедры истории Респу­блики Башкортостан, археологии и этнологии ИИГУ БашГУ, кандидат философ­ских наук, доцент.

 

Автор: Азаматова А.Р., Башкирский государственный университет, Институт истории и государственного управления, г. Уфа.

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 154-159.