Университеты мира составили рейтинг проблем на дистанционке

Мы часто ругаем отечественную систему высшего образования за неготовность противостоять вызовам, созданным пандемией коронавируса, и ругаем справедливо. Между тем глобальный опрос вузовского руководства, недавно проведенный Международной ассоциацией президентов университетов (IAUP), свидетельствует: лишь треть ректоров сочли свое учебное заведение готовым к COVID-19. Самыми болезненными проблемами они назвали: неподготовленность преподавателей, дефицит необходимых технологий, не проработанность академических стандартов, социальную незащищенность студентов и урон, нанесенный дистантом психическому здоровью участников образовательного процесса, пишет глобальное издание University World News. Знакомая картина, не так ли?

Итак, к началу текущего учебного года лишь 37% руководителей зарубежных университетов и колледжей сочли свои учебные заведения готовыми к полноценной работе в условиях пандемии коронавируса. Главными приоритетами в этой работе стали: здоровье и управление рисками (87%); финансовые проблемы (74%); поддержание качества программ (70%); сохранение уже набранных студентов (67%) и набор новых (58%).

«Между ситуацией в разных регионах, безусловно, имеется масса различий. Но главный вывод состоит в том, что с институциональной точки зрения мы не были готовы к новым условиям, и многие все еще считают их временными»,- подытожил результаты исследования президент IAUP Фернандо Леон Гарсия.

Другой неприятный вывод авторов исследования — нацеленность большинства университетов и колледжей не столько на перестройку всей своей работы в условиях пандемии, сколько на решение вызванных ею финансовых проблем: «Является ли вуз супер-инновационными, как, скажем, Калифорнийский технологический институт, или нет, но большинство не заглядывает дальше пандемии,- констатировал Гарсия.- А ведь пандемия лишь усилила вызовы, с которыми мы сталкивались до ее начала. Так что сейчас самое время определить, какие проблемы повторяются чаще всего, и какие инновации необходимы для обеспечения качества образования».

По части типичных проблем все ясно: главной, по оценке руководства вузов, является падение доходов (73%). Помимо этого, в пятерку лидеров входят: сокращение набора студентов (59%), схлопывание совместных проектов с бизнесом и промышленностью (56%), падение инвестиций в инфраструктуру (49%) и меньший доход от сбора средств (49%).

Казалось бы, все это сильно смахивает на финишную прямую системы высшего образования на пути к разорению. При этом, по косвенным данным, Гарсия, который также является президентом Университета CETYS в Мексике, сделал вывод, что финансовые последствия в Северной Америке кажутся более высокими — возможно, в силу «заметной зависимости ключевых игроков в США от иностранных студентов, число которых не достигло показателей годичной давности».

«Между ситуацией в разных регионах, безусловно, имеется масса различий. Но главный вывод состоит в том, что с институциональной точки зрения мы не были готовы к новым условиям, и многие все еще считают их временными»,- подытожил результаты исследования президент IAUP Фернандо Леон Гарсия.

Другой неприятный вывод авторов исследования — нацеленность большинства университетов и колледжей не столько на перестройку всей своей работы в условиях пандемии, сколько на решение вызванных ею финансовых проблем: «Является ли вуз супер-инновационными, как, скажем, Калифорнийский технологический институт, или нет, но большинство не заглядывает дальше пандемии,- констатировал Гарсия.- А ведь пандемия лишь усилила вызовы, с которыми мы сталкивались до ее начала. Так что сейчас самое время определить, какие проблемы повторяются чаще всего, и какие инновации необходимы для обеспечения качества образования».

По части типичных проблем все ясно: главной, по оценке руководства вузов, является падение доходов (73%). Помимо этого, в пятерку лидеров входят: сокращение набора студентов (59%), схлопывание совместных проектов с бизнесом и промышленностью (56%), падение инвестиций в инфраструктуру (49%) и меньший доход от сбора средств (49%).

Казалось бы, все это сильно смахивает на финишную прямую системы высшего образования на пути к разорению. При этом, по косвенным данным, Гарсия, который также является президентом Университета CETYS в Мексике, сделал вывод, что финансовые последствия в Северной Америке кажутся более высокими — возможно, в силу «заметной зависимости ключевых игроков в США от иностранных студентов, число которых не достигло показателей годичной давности».

Тем не менее рейтинг главных проблем, привнесенных пандемией в систему высшего образования, по данным исследования, в глазах руководства вузов выглядит следующим образом. Безусловный лидер — вопрос академической успешности студентов (68%). Следом идут: общая финансовая стабильность (57%), вовлеченность студентов (51%), инклюзив (49%), а также снижение набора студентов (44%). При этом в данный момент наиглавнейшей проблемой для вузов и колледжей является подготовка преподавателей для работы онлайн, гибридного или дистанционного обучения (58%). Далее следуют заморочки с технологиями, необходимыми для онлайн-, гибридного или дистанционного обучения (54%); соблюдение академических стандартов (53%); экстренная финансовая поддержка студентов (45%) и поддержка психического здоровья студентов (40%).

Всё это крайне важно, ибо на будущее подавляющее большинство респондентов самыми распространенными способами предоставления образовательных услуг считают: сочетание онлайн-, гибридных и личных программ (71%). На втором месте идут чисто гибридные программы (70%); на третьем — онлайн-программы (67%) и альтернативные образовательные модели (66%). А это значит, что вузам, как некогда говорил классик, остается одно: «Учиться, учиться и учиться!»

Справка «МК»: "Выводы исследователей основаны на 763 ответах руководства колледжей и университетов из 89 стран мира. 36% ответов пришло из Европы, 35% из Северной Америки (Канада-Мексика-США), 15% из Азии и Океании и 11% из Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна. Около 62% составляли государственные университеты и 38% - частные учреждения".

Марина Лемуткина

Источник: https://www.mk.ru/social/2020/12/30/universitety-mira-sostavili-reyting-...

 

Добавить комментарий