Есть мнение Статьи Дискуссионный клуб

Убийца времени – гаджет!

13 декабря 2016

Электронные гаджеты внедрились в нашу жизнь прочно и повсеместно. Сегодня человек уже вряд ли сможет обойтись без них. Электронные устройства позволяют одновременно вести коммуникацию по нескольким каналам, служить средством обучения или развлечения. Но сегодня возникла ситуация, когда «общение» с гаджетом становится самоцелью. Так, в странах Западной Европы, США, чрезмерное общение с гаджетами уже стали определять как разновидность зависимости, для преодоления которой требуется терапия. По телевидению распространяются ролики, которые иллюстрируют неправильное использование гаджетов и последствия, к которым это приводит.
Интересен сюжет одного из роликов, получившего всевозможные премии в среде профессионалов-маркетологов. Молодой человек регистрируется в социальной сети и размещает свое первое попавшееся фото. Получает несколько «лайков». Это привлекает его внимание. Он выкладывает другое фото, над выбором которого уже думает. Получает больше «лайков». Дальше то же. И вот «лайки» становятся смыслом его жизни. В голове пульсирует навязчивый вопрос: где взять новое фото, чтобы получить больше «лайков»? Его работа уже не вызывает у него интереса. Начинаются неприятности в офисе, начальство выражает герою ролика претензии на его бездеятельность. Герой – апатично слушает. Затем  увольнение. Героя ролика это совсем не расстраивает. «Ничего, – думает он, теперь будет больше времени для активности в социальной сети!» Своей девушке он, как и работе, тоже перестает уделять внимание и даже не замечает, как она начинает встречаться с другим молодым человеком, а потом и вовсе уходит от него. На следующее утро после этого он, заспанный, в мешковато сидящих штанах и растянутой майке, направляется к машине, едет за город, повисает на краю обрыва, делает сэлфи на живописном фоне, изображая энергию и жизнерадостность. Затем выкладывает фото. Оно получается удачным. Фото герой снабжает комментарием о том, как классно заниматься спортом. Вот он пробежал сколько-то километров, чувствует себя прекрасно. Как же это хорошо, заниматься спортом, быть полнокровным, веселым человеком, жизнь которого пульсирует каждый день! Но, все впечатления, вся энергия – только на фото. В реальности он после съемки фото всего лишь опять садится в машину и едет домой. Такой же заспанный, в мешковато сидящей одежде садится перед монитором. Смотрит на фото. Оно действительно удалось. «Лайков» много. Много только «лайков». В реальной жизни ничего не осталось. Ни работы, ни девушки, ни желания что-либо делать. Жизнь взамен на «лайки». В конце ролика герой так и сидит перед монитором и с трудом пытается понять, что же произошло и почему в его жизни вдруг все расстроилось.
Нельзя не согласиться, что данная проблема и в нашей стране стоит достаточно остро. Огромное количество людей неотрывно часами «прикованы» к экранам и экранчикам электронных устройств. Сначала на это тратится свободное время, затем – несвободное – то время, которое предназначено для работы, учебы, чтения, занятия спортом, просто живого общения. Иллюстрацией давнего наличия этой проблемы служит факт блокирования в организациях и образовательных учреждениях доступа к страницам социальных сетей. Сейчас это «стандартная опция» в работе системных администраторов.
Важно осознавать, что каждодневное использование гаджетов является не развлечением, а насущной необходимостью. Тогда станет ясно, что для их бесцельного использования времени вовсе и нет. Например, современный образовательный стандарт предполагает наличие интерактивной среды, которая позволит организовать общение между обучающими и обучающимися в режиме online. Для этого уже активно во многих вузах и школах используется система дистанционного образования. Используя эту среду, можно знакомиться с учебным материалом, который дифференцированно размещается педагогом, получать задания, выполнять их, работать с контрольно-измерительными материалами и т.д. Для реализации всех этих задач, конечно, необходимо и определенное аппаратное обеспечение – электронные гаджеты, имеющиеся сегодня у подавляющего числа людей. А процессы глобализации и постоянного введения новых стандартов требуют не просто наличие, а наличие новых гаджетов, способных функционировать в различных современных электронных средах и обеспечивающих наличие у обучающихся необходимых навыков для работы в той или иной системе. То, что людей не надо обучать специально работе с гаджетами, устраивать для кого бы то ни было какие-либо обучающие семинары и тренинги, существенно упрощает ситуацию.
Однако наряду с этим намечается и опасная тенденция, являющаяся результатом «нецелевого использования» электронных устройств. Сегодня стало модным говорить о себе как о человеке, мало проводящем время перед телевизором, который в последнее время, учитывая широкие возможности пропагандистского влияния телевидения, презрительно называют «зомбоящиком». Но ведь то время, которое те или потребители информации не потратили на просмотр по телевизору новостных блоков или сериалов, переполненных рекламными роликами, они в еще большем количестве тратят на просмотр контента различных социальных сетей.
Философия учит, что каждая вещь имеет свое определенное предназначение, но ее вместе с тем можно использовать и не по назначению. Так, стакан предназначен для того, чтобы из него пить. Но ведь тот же стакан можно метнуть в кого-нибудь или во что-нибудь наподобие камня. При этом стакан успешно выполнит функцию метательного снаряда, которая не будет являться для него основной. Можно ли в связи с этим рассуждать о том, что стаканы – суть опасные предметы, использование которых следует всячески ограничивать? У гаджета также есть основная функция, вернее сказать, идея их использования связана с целями развития глобальной коммуникации, что, бесспорно, сделало мир другим. Неслучайно обществоведы давно отметили начало процесса стирания границ между периферией и центром, выражающийся, например, в том, что крупнейшие библиотеки сегодня можно посетить, не выходя из дома, ознакомиться не только с редкими изданиями, например, но и артефактами (так, Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина осуществляет программу сканирования летописей, древних рукописей для размещения их в последующем на своей странице в Интернете для всеобщего доступа). Мы уже говорили о том, что неконтролируемое разрастание немотивированного использования электронных гаджетов уже диагностируется специалистами и обществом как разновидность зависимости. А если так, то средством для преодоления этой, как и любой зависимости служит только воспитание, которое поможет сформировать у детей и молодежи необходимый уровень культуры использования гаджетов, который позволит им использовать эти устройства в целях развития и прогресса, но не превращаться самим в их слепой придаток, не осознающий бесцельность и безвозвратность впустую потраченного времени.
 

Комментариев пока нет