Статьи

«ТУРЕЦКАЯ ПРОБЛЕМА» ДЛЯ ЕС

21 марта 2018


Вопрос о том, принимать ли в ЕС Турцию (с ее постоянно растущим и слабо европеизированным населением, с нерешенными курдской, кипрской и многими другими проблемами) может окончательно расколоть европейское общественное мнение. В целом, ЕС стоит перед дилеммой: отказать Турции в европейском будущем нежелательно, ибо это приведет к подъёму фундаменталистского исламизма и дальнейшей активизации центральноазиатского и ближневосточного векторов турецкой внешней политики, но и принять Турцию в Евросоюз совершенно невозможно, ибо это грозит параличом институциональной структуры Европейского Союза и полномасштабным кризисом самой «европейской идеи». Поэтому Брюссель и проводит единственно возможную в таких условиях политику затягивания переговорного процесса. Напомним, что Турция подала свою заявку на вступление в ЕС еще в 1987 г., а в 1999 г. получила статус официального кандидата. Переговоры с Турцией начались 3 октября 2005 года. 

Законодательство, судебная, финансовая и бюджетная системы Турции все еще не до конца соответствуют европейским нормам. Возможно, Брюсселю рано или поздно все же придется подписать договор с Турцией. Однако его успешная ратификация во всех без исключения странах-членах ЕС весьма проблематична. В Евросоюзе всегда найдется целый ряд национальных государств, готовых заблокировать вступление Турции в Единую Европу. Безусловно, сам переговорный процесс выгоден Брюсселю, ибо дает ему возможность влиять на ход событий в Турции, оказывать на нее экономическое и политическое давление. Однако все «плюсы» и «минусы» от предполагаемого членства Турции в ЕС учесть пока затруднительно. С одной стороны, принятие такой большой страны может стать важным ресурсом для превращения Евросоюза в действительный «центр силы» не только в регионе, но и во всем мире. С помощью Турции ЕС может получить доступ к новым рынкам, важным источникам сырья и энергоресурсов на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Появятся новые возможности для инвестиций и развития таможенного союза. С другой стороны, Турции, благодаря ее огромному (по европейским меркам) населению, придется выделять очень большие квоты во всех институтах ЕС (практически - наравне с ФРГ). Следует также иметь в виду, что многие влиятельные европейские лидеры (например, А. Меркель) вовсе не жаждут вместе с укреплением позиций ЕС в Средиземноморье получить «в нагрузку» курдскую проблему, многомиллионное мусульманское население (являющееся «питательной средой» для деятельности разного рода экстремистов и террористов), а также «европейскую» границу с нестабильными Ираком и Сирией. В ЕС вынуждены считаться и с тем, что вступление Турции в Союз открыло бы новые возможности для роста турецкой миграции – прежде всего, в ФРГ.

В общем, принятие Турции может создать серьезные проблемы на европейском рынке труда. Проблема интеграции мигрантов из стран Ближнего Востока в принимающие общества европейских стран в обозримой перспективе только обострится. Дальнейший наплыв ближневосточных мигрантов, если Турция станет для них «удобным коридором», угрожает не только нормальному функционированию Шенгенской зоны, но и стабильности европейского социального пространства.

В контексте глобализации важно помнить, что США заинтересованы не в углублении европейской интеграции, а в максимальном расширении Евросоюза, в том числе – за счет Турции и Западных Балкан. Внутри ЕС американскую точку зрения часто продвигают политические элиты стран ЦВЕ (так называемая «Новая Европа»). Эти страны в значительной степени зависят от США в экономической, военно-политической и идеологической областях. Вступление Турции в ЕС может еще более усилить американское влияние на европейские дела, что вызывает справедливое опасение у многих представителей «Старой Европы».

Турция имеет все возрастающие возможности усиления своего влияния на Большом Ближнем Востоке и в Средиземноморье. При этом Центру стратегических исследований МИД Турецкой Республики, который активно занимается исследованием европейской интеграции и ее влияния на турецкую внешнюю политику, следует заранее разработать план действий на тот случай (по нашему мнению, весьма и весьма вероятный), если договор о вступлении Турции в ЕС не будет подписан - или же не будет ратифицирован и не вступит в законную силу.

Россия, находящаяся, как и Турция, «между Европой и Азией», заинтересована в развитии плодотворного сотрудничества с турецкой стороной, в том числе - для урегулирования ситуации в Сирии. В целом, сближение Турции с ЕС в выгодно России, ибо препятствует радикализации турецкого ислама. Однако Россия совершенно не заинтересована в дальнейшем укреплении позиций Турции на Ближнем Востоке, в странах Закавказья и Средней Азии.

Комментариев пока нет