Есть мнение Статьи Молодёжная редакция

ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

02 августа 2018

Важнейшим ресурсом развития любого общества является молодежь, которая играет большую роль в социально-экономических процессах, как его настоящего, так и его будущего. Именно молодежь, являясь одновременно и объектом и субъектом процесса социализации, выступает отражением того, что происходит в обществе. Молодежь – это тот «продукт», который создало общество, это результата складывающихся в обществе экономических, социальных, политических, духовных процессов. Анализ состояния молодежи, как большой социальной группы, во многом определяет образ будущего данного общества.

И молодежь Хабаровского края на сегодня представляет существенный потенциал его развития. Численность молодежи в Хабаровском крае в возрасте от 14 до 30 лет составляет 319 тыс. человек, или 24% всего населения края и 40% трудоспособного населения. Городская молодежь составляет 82%, сельская – 18%. Более 116 тыс. человек (36,5%) обучаются в образовательных организациях, 202 тыс. молодых людей (63,5%) заняты в социальной сфере и различных отраслях экономики края. Деятельность по реализации государственной молодежной политики в крае осуществляют 3 краевых государственных учреждения, 11 муниципальных молодежных центров. В Хабаровском крае зарегистрировано 688 молодежных и детских общественных объединений, с общим количеством участников более 100 тысяч человек.

Ценности и ценностные ориентации играют ключевую роль в социальном поведении личности, группы. Они определяют векторы поведения и поступков человека. В значительной степени ценности характеризуют поведенческий потенциал «добра и зла» молодежи. Поскольку с позиции социологии ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации, отграничивающие значимое для человека от незначимого через принятие (непринятие) личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру, к себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Процесс формирования системы ценностных ориентации стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Социальные ценности вначале присутствуют как только «знаемая», не имеющая личностного смысла и побудительной силы данность. Затем происходит «притирка» этих ценностей и лишь потом, в процессе приобретения жизненного опыта, ценностные ориентации становятся достаточно устойчивой личностной характеристикой.

Посредством государственной политики создаются условия для становления, развития и интеграции молодежи в общественные структуры, ее самореализации.

Какие ценности и ценностные ориентации сегодня присущи молодежи Хабаровского края?

Их ранжирование еще раз подтвердило, что молодые люди сегодня ориентируются, в основном, на общечеловеческие ценности личного счастья. Пять самых важных ценностей-целей для молодежи Хабаровского края – это здоровье (59,1%), материально-обеспеченная жизнь (45,9%), любовь (48,2%), счастливая семейная жизнь (57,8%) и наличие хороших и верных друзей (42,2%). Следует отметить, что рейтинг ценностей в оценках молодежи на протяжении исследовательского периода практически не меняется, что свидетельствует об устойчивости ценностных представлений молодежи.

Анализ показывает, что в большей степени в молодежной среде доминируют ценности личной жизни (здоровье, семья, друзья, любовь), нежели ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь, общественное признание).

Наряду с этим можно сделать вывод о доминировании активных ценностей (интересная работа, активная, деятельная жизнь, свобода) над пассивными ценностями (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Однако, например, отмечая здоровье как наивысшую ценность, молодые люди не в достаточной степени придерживаются здорового образа жизни. Хотя в целом мы можем констатировать, что по многим показателям ЗОЖ имеется позитивная динамика.

В то же время, практически 40% игнорируют даже такое базовое профилактическое мероприятие, как зарядку (причем, чем старше становится молодой человек, тем в меньшей степени он ее занимается). Каждый третий молодой человек курит; подавляющее большинство с разной степенью частоты употребляет алкогольные напитки.

Практически половина опрошенной молодежи, независимо от возраста, выделяют, как наиболее значимые в своей жизни семейные ценности (любовь, счастливая семейная жизнь). Однако они слабо коррелируют с такими асоциальными явлениями, как вступление в брак по расчету, вступление в физическую близость за плату. Которые считаются в той или иной степени допустимыми в молодежном сознании у 20-50% молодых людей.

На фоне негативного отношения молодежи к асоциальным ценностям следует отметить их терпимость к девиантному поведению. Динамика ряда асоциальных ценностей свидетельствует о прочном их укоренении в сознании молодежи (брак по расчету, физическая близость за плату, взять то, что плохо лежит, проезд без билета и др.).

Ценности и ценностные ориентации молодежи во многом определяют ее жизненные планы и стратегии.

Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем мире. Каждый человек еще в детстве и юности, часто бессознательно, думает о своей будущей жизни, мысленно простраивает свои жизненные сценарии.

Для изучения жизненных планов молодых людей и их реализации в рамках исследования 17- и 24-летним респондентам задавался вопрос: «Каким Вы хотели бы себя видеть к 29-30 годам (т.е. к «завершению» молодежного возраста)?», а молодым людям 29 лет задавался вопрос: «Каким Вы стали?» (табл. 4.1.2).

Как видно из представленной таблицы, жизненные планы 17-летних и 24-летних достаточно близки. Подавляющее большинство современных молодых людей видят себя в первую очередь человеком с крепкой семьей и материально обеспеченным, профессионалом в своем деле. В отличие от ценностных ориентаций, где «здоровье» стоит на первом месте, стремление видеть себя здоровым и физически сильным занимает лишь четвертую позицию. Очевидно, что для современных молодых людей здоровье является не самоцелью, а основой для самореализации в современном мире. Практически никто из опрошенных не видит себя в будущем ни глубоко религиозным человеком, ни «таким, как все», что, в общем то, характерно для молодежного возраста в целом. Проблемными зонами по-прежнему остаются ценности патриотизма, справедливости, образованности, духовности, совести, не представляющие для молодежи особой значимости. Активные ценности личной жизни доминируют в сознании молодежи.

Сравнивая жизненные планы 17- и 24-летних (каким я хочу быть) и реальный результат жизненного пути молодого человека 29 лет (каким я стал), следует отметить, что именно по ведущим позициям отмечаются наибольшие расхождения: материально обеспеченными считают себя лишь четвертая-пятая часть опрошенных, человеком с крепкой семьей – порядка 40%. Значительно меньше молодежи (в два раза) к 29 годам видят себя здоровыми, физически сильными людьми.

Такие несовпадения в ожиданиях молодежи от жизни и их реальном воплощении в жизнь свидетельствуют только об одном: существующие социально-экономические условия, созданные государством, не позволяют в полной мере реализовать существующие социальные притязания молодежи.

В то же время следует отметить, с возрастом накапливается не столько материальный, сколько социальный капитал (значительно наращиваются такие качества и характеристики молодежи, как справедливость, совесть, дружба, которые в ранней молодости имели меньшую ценность для молодых людей).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о проблемах состояния ценностно-мотивационного потенциала молодежи Хабаровского края. Ценностные представления молодежи находятся в противоречии с их поведением. В то же время, такие особенности молодежного сознания Хабаровского края во многом идентичны с сознанием в целом и российской молодежи (согласно данным общероссийских исследований), что лишний раз подтверждает определяющую роль общесистемных факторов социализации молодого поколения, необходимость совершенствования государственной молодежной политики.


Комментариев пока нет