Есть мнение Молодёжная редакция

ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

17 апреля 2018

Статья публикуется на основе научной статьи опубликованной в журнале "Образование и наука в современном мире. Инновации" (входит в базу данных РИНЦ) с разрешения всех авторов.

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ) сегодня является значимой проблемой социума, требующей внимания и разработки новых средств решения. Поиск путей решения данной проблемы является одним из приоритетных векторов деятельности структурных подразделений ВУЗов (к примеру, Центров содействия трудоустройству выпускников).

Освоение в процессе обучения востребованной на рынке труда профессии с гарантированным трудоустройством необходимо каждому человеку. Не являются исключением и лица с ограниченными возможностями здоровья, ведь конституция нашей страны предполагает равенство всех граждан в правах на образование и труд.

Современные ВУЗы конкурируют между собой на рынке образовательных услуг через конкурентную борьбу своих выпускников на рынке труда. Каждому ВУЗу необходимо вести большую работу по повышению конкурентоспособности всех своих выпускников на рынке труда, в том числе и по повышению конкурентоспособности выпускников с ОВЗ.

Выделим основные проблемы трудоустройства выпускников с ОВЗ:

1. Лица с ОВЗ на рынке труда зачастую менее конкурентоспособны по сравнению с другими категориями граждан.

2. Большая часть вакансий не предполагает наличия специально созданных, с учетом патологии, рабочих мест. Как следствие лица с ОВЗ отказываются от работы или работодатель отказывает такому кандидату в приеме на работу.

3. Недостаточно вакансий для лиц с ОВЗ или несоответствие вакансии профилю профессиональной подготовки выпускника.

4. Недостаточное количество вакансий для дистанционного труда.

5. Не заинтересованность работодателей в приеме на работу лиц с ОВЗ.

6. Боязнь лиц с ОВЗ потерять пенсию в связи с трудоустройством.

Современное законодательство в области защиты прав лиц с ОВЗ достаточно развито, но на практике инвалиды не застрахованы от безработицы. По статистическим данным, лишь 10—20% лиц с ОВЗ трудоспособного возраста в России работают. Причины безработицы лиц с ОВЗ часто связаны с нежеланием работодателей принимать их на работу и частым нарушением в отношении них трудового законодательства. Причины такого поведения работодателей заключаются в общем негативном отношении к лицам с ОВЗ в обществе и тем обстоятельством, что законодательство практически никак не поощряет, а больше принуждает работодателей брать на работу лиц с ОВЗ. Не решены все вопросы, связанные с передвижением и транспортировкой лиц с ОВЗ к месту работы, проблемы с техническими приспособлениями. Лица с ОВЗ в целом проигрывают в конкурентной борьбе на рынке труда по уровню профессионализма и квалификации.

Таким образом, положение инвалидов и лиц с ОВЗ на рынке труда связано с многочисленными проблемами. Решение проблем занятости требует двустороннего подхода:

• должны соблюдаться права на труд лиц с ОВЗ;

• созданы благоприятные условия труда;

• учтены интересы работодателей, для которых необходимо законодательно закрепить поощрительные социальные и материальные меры поддержки.

Немаловажно влияние профориентационной работы на трудоустройство. Поэтому реализация профориентационной работы в ВУЗах должна предусматривать отдельный образовательный проект для лиц с ОВЗ, приоритетными направлениями которого является:

1. Комплексный научный анализ состояния, проблем и перспектив развития профессионального образования лиц с ОВЗ, возможностей их рационального трудоустройства на открытом рынке труда;

2. Разработка и организация применения вариативных моделей профессионального образования лиц с ОВЗ с учетом их особенностей и сочетание инклюзивного подхода в обучении при получении ими профессии, в условиях специальных групп с использованием дистанционных технологий обучения;

3. Улучшение материально-технической оснащенности процесса обучения лиц с ОВЗ в целях повышения качества образования;

4. Включение в область профессиональной ориентации экспериментальной и инновационной деятельности обучения, создание условий для личностной самореализации, развития интеллектуального потенциала и социокультурной интеграции обучающихся с ОВЗ;

5. Обеспечение ВУЗов компетентными педагогами в области специальных (коррекционных) технологий обучения;

6. Формирования у работодателей заинтересованности в приеме на работу лиц с ОВЗ;

7. Реализация помощи в трудоустройстве лиц с ОВЗ через общественные организации проекты;

8. Осуществление социально-профессиональной адаптации и интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ.

Решение проблем трудоустройства выпускников вузов неразрывно связано с проблемами занятости лиц с ОВЗ. Оптимизация проблем занятости молодых лиц с ОВЗ требует применения методов и технологий, применяемых при трудоустройстве всех выпускников ВУЗов в сочетании с применением особых направлений работы, с реализацией новых социально-реабилитационных проектов, а также с технологическим и педагогическим переоснащением учебного процесса

Комментариев пока нет