Трансформация государственного суверенитета Нидерландов в политической сфере: разделение полномочий между Нидерландами и Европейским союзом

Подробнее рассматривая вопрос трансформации государственного суверенитета в условиях членства в различного рода объединениях стран и международных организациях, важно отметить, что ей подвергаются большинство сфер общественных отношений. И центральное место стоит выделить именной политической сфере.

Политическая сфера испытала на себе влияние в значительной мере ввиду членства Нидерландов в Европейском союзе, который на настоящий момент все более и более активно начинает позиционировать себя как политический блок (хотя ранее приоритетными целями данного объединения выступало экономическое сотрудничество). На современном этапе Европейский союз начинает особенно активно выступать за политическую интеграцию. Тем самым, управление рядом сфер, ранее пребывавших исключительно в компетенции самих государств, перешло в руки надгосударственных структур объединения.

Рассматривая данный вопрос, в первую очередь, стоит подчеркнуть, что в Договоре о функционировании Европейского союза[1] строго регулируется спектр компетенций, находящихся: в исключительном ведении самих государств; в исключительном ведении Европейского союза; в их совместном ведении. Отдельно выносится ряд компетенций, в рамках которых Европейский союз носит вспомогательный характер («вспомогательные компетенции»[2]). Согласно статьям 2 – 6 части I Договора, Европейский союз обладает компетенцией лишь в тех сферах, в которых государства-члены согласились предоставить ему возможность действовать. А сам объём компетенций зависит от сферы их применения.

К его исключительной компетенции Европейского союза относятся следующие сферы:

  • таможенный союз,
  • установление правил конкуренции на внутреннем рынке,
  • денежно-кредитная политика стран еврозоны,
  • общая торговая политика,
  • заключение международных соглашений, в которых одной из сторон выступает ЕС,
  • сохранение морских биоресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства.

Можно заметить, что исключительными компетенциями Европейский союз оставляет за собой, в основном, те сферы и вопросы, которые являлись приоритетными при его формировании, а также те, на которые ранее распространялась компетенция Европейского экономического сообщества. В первую очередь, это, несомненно, касается регулирования открытого и свободного рынка, а также международной торговли. Посредством введения данных сфер в собственные исключительные компетенции, Брюссель устанавливает над ними полный и единоличный контроль.

Также важным моментом является установление некой «внешнеполитической гегемонии», предполагающей невозможность для государств-членов выступать на международной арене от лица Европейского союза. Им позволено действовать либо как член союза, придерживаясь общей европейской позиции, либо на самостоятельной основе, как независимый субъект.

Что касается исключительных полномочий в сфере сохранения морских биоресурсов, проблема развития «устойчивой голубой экономики» (англ. – sustainable blue economy) Европейским союзом признана транснациональной. Общая политика в области рыболовства и устойчивая голубая экономика направлены на обеспечение безопасных и стабильных поставок морепродуктов, устойчивого рыболовства, «здорового моря» (англ. – healthy sea) и процветающих прибрежных сообществ[3]. Она включает в себя сильный международный аспект для обеспечения устойчивого управления океанами по всему миру. Реальное влияние подобного разделения компетенций можно рассмотреть на примере запрета импульсной рыбалки. Данный вид деятельности ранее был крайне популярен и практиковался в Нидерландах. Однако впоследствии был запрещен Европейским союзом, воспользовавшимся здесь одной из своих исключительных компетенций. Соответственно, в Нидерландах импульсная рыбалка была также запрещена.

К совместной компетенции органов Европейского союза и государств-членов относится большинство базовых направлений деятельности стран:

  • регулирование внутреннего рынка,
  • общая сельскохозяйственная политика,
  • транспортная политика и энергетика,
  • социальная политика,
  • защита окружающей среды,
  • защита прав потребителя,
  • транспортные вопросы,
  • трансъевропейские сети,
  • пространства свободы, безопасности и правосудия,
  • научные исследования, технологическое развитие и космос,
  • поддержка развития и гуманитарная помощь,
  • экономическая политика и политика занятости,
  • общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика.

Согласно Договору, «союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию»[4]. Таким образом, на совместной основе регулируются наиболее важные сферы жизни европейского сообщества. Решения принимают представители государств-членов в Европейском совете с сохранением за собой права вето по важнейшим вопросам. Однако, если проследить общие тенденции в рамках указанных выше сфер, политика государств-членов Европейского союза приблизительна схожа. Мало того, присутствует тесное сотрудничество между государствами, действующих фактически единым политическим организмом.

Вспомогательная компетенция (может осуществляться только в рамках поддержки и координации, законодательствуют государства-члены):

  • Охрана и улучшение здоровья людей,
  • Промышленность,
  • Культура и туризм,
  • Образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт,
  • Гражданская оборона,
  • Административное сотрудничество.

Таким образом, в связи с ратификацией последовательных договоров Европейского союза (Римского договора (1957 г.), Маастрихтского договора (1993 г.), Амстердамского договора (1997 г.), Ниццкого договора (2001 г.) и Лиссабонского договора (2007 г.)) национальный парламент Нидерландов добровольно уступает ряд ранее суверенных полномочий в пользу исключительно первого, либо переводит в совместное ведение с ним.

 

Автор статьи:

А.А. Балашова, студент 4 курса Института международных отношений и социально-политических наук (ИМОиСПН) Московского Государственного Лингвистического Университета (МГЛУ), направления «политология».

 

 

[1] См.: // Consolidated version of the treaty on the functioning of the European Union. // Official Journal of the European Union, 2012. // Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:12012E/TXT&from=EN (дата обращения: 22.03.2022);

[2] Вспомогательная компетенция – это категория компетенции, в рамках которой Европейский союз оказывает различные виды содействия государствам-членам, в том числе финансовыми средствами (из бюджета Европейского союза). -членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах. Юридически обязательные акты Союза, которые принимаются на основании положений Договоров в отношении данных сфер, не могут производить гармонизацию законодательных и регламентных положений государств-членов».

[3] См.: // Maritime affairs and fisheries. // Официальный сайт Европейской комиссии. // Режим доступа:  https://ec.europa.eu/info/policies/maritime-affairs-and-fisheries_en (дата обращения: 22.03.2022).

[4] См.: // Consolidated version of the treaty on the functioning of the European Union. // Official Journal of the European Union, 2012. // Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:12012E/TXT&from=EN (дата обращения: 23.03.2022).

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений