Статьи Главная тема

Первый в мире гусеничный трактор изобрел русский механик из бывших крепостных

29 декабря 2017
27 марта 1878 года волжский пароходный машинист-самоучка Федор Абрамович Блинов обратился в Департамент торговли с ходатайством о выдаче ему патента “на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам”.


27 марта 1878 года волжский пароходный машинист-самоучка Федор Абрамович Блинов обратился в Департамент торговли с ходатайством о выдаче ему патента “на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам”.

Федор Блинов родился в д. Никольская Вольского уезда Саратовской губ. в семье крепостного крестьянина-старообрядца. Деревня являлась частью имения знаменитого рода Уваровых.

По преданию еще его хозяин министр народного просвещения и президент Академии наук Сергей Семенович Уваров приметил природную силу и смекалку Блинова и направил юношу работать в сельскую кузницу, а в период отправки зерна баржами по Волге включал его в артель грузчиков.

Увлекшись пароходным делом, Блинов стал подрабатывать на Волге в период навигации кочегаром, потом помощником машиниста.

Работая на Волге, Блинов загорелся идеей изготовления модели вагона с бесконечным цепообразным рельсом и впервые проявил себя как изобретатель.

Такая модель была изготовлена в 1877 г. и Блинов решается сам поехать в С.-Петербург, хлопотать о «привилегии» на свое изобретение.

По совету графа Орлова-Денисова он встретился с влиятельным сановником К.Ф. Бентковским, который добился, чтобы техническое общество Петербурга заслушало провинциального механика.

Также удалось устроить встречу с министром путей сообщения адмиралом К.Н. Посьетом, который, собственно, и дал ход делу.

18 января 1878 г. Блинов заплатил 40 копеек за гербовый сбор, а 21 января министерский писарь, наклеив гербовую марку, по его просьбе красивым крупным почерком оформил документ:

«Министерство путей сообщения от 14 марта 1878 года № 3418.

Федору Абрамовичу Блинову.

…Признав за вашим вагоном достоинство в достижении уменьшения в силе тяги от 6 до 7 раз сравнительно с обычным способом передвижения грузов по шоссе, Т. И. Ч. У. (техническо-инспекторская часть управления ж/д) воздерживается, однако, высказать заключение о возможности практического применения снаряда в том виде, как он Вами предложен, преимущественно ввиду значительного числа сопряжении цепи, способной разрываться в сопряжениях при неровностях пути, а также отсутствия достаточной игры в желобчатом рельсе при прохождении кривых, описанных радиусом в 100 фут. Чертежи и записку при сем возвращаем».

20 сентября 1879 г. После почти полутора лет тоскливого ожидания на имя крестьянина-собственника Федора Блинова была выдана долгожданная «привилегия», зарегистрированная в «Своде» за № 64:

«При движении вагона колеса катятся по гладкой цепообразной поверхности рельсов. Лежащий же на колесах рельс будет переходить в переднюю направляющую (звездочку), укладывающую путь для дальнейшего движения, между тем как задняя направляющая снимет с дороги и передаст рельсы на следующую впереди направляющую. Таким образом, впереди вагона будет строиться по желаемому направлению постоянный, бесконечный путь».

В конце 1880 года его гусеничный “вагон” уже проходил испытания, он имел устройство по типу вагона и развивал скорость до 3 верст в час (3,2 км/час).

Изобретателю первым удалось разрешить задачу поворота гусеничного самохода за счет неодинаковых скоростей перемещения гусениц, то есть так же, как на всех современных гусеничных машинах. Правда, теперь для этой цели используются не паровой двигатель, а механизмы поворота, называемые бортовыми фрикционами, но в основе по-прежнему лежит принцип, предложенный Блиновым.

В 1896 году трактор демонстрировался на Нижегородской промышленной выставке. Но члены жюри не оценили огромное значение этого изобретения. Они лишь постановили выдать «крестьянину Федору Блинову похвальный отзыв за паровоз для проселочных дорог с бесконечными рельсами и за трудолюбие по его изготовлению».

Вот что писала по этому поводу газеты.

Газета «Волгарь»:

«Вся беда в том, что русские изобретатели — РУССКИЕ. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов».

То, что было ясно журналистам, не смогли понять власть имущие.

Газета «Каспий»:

«Экспонент — крестьянин Саратовской губ. Ф.А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тыс. руб., он берется досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но маршалы зова не слышат».

Изобретением механика-самоучки, в отличие от недальновидных российских чиновников, заинтересовались немцы, которые изъявили желание купить трактор, однако Блинов не согласился, чтобы на его детище стояла иностранная марка, и отказался продать его, ответив: «Я русский мужик, думал и делал для России».

Последние годы своей жизни талантливый изобретатель успешно работал над проектом трактора с двигателем внутреннего сгорания, однако завершить его не успел, помешала смерть.

Работы по созданию гусеничных тракторов велись и за пределами России.

В США патент на паровой гусеничный трактор был выдан в 1888 году Беттеру. В дальнейшем несколько фирм вели работу по созданию полугусеничных тракторов, выпуск которых начали лишь в 1906–1907 годах.

В Англии гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания системы Горнсби был построен в 1907 году. В 1912 году производство полугусеничных тракторов с двигателями внутреннего сгорания начала американская фирма “Катерпиллер-Холт”.

Однажды в беседе с одним из своих учеников Блинов пожаловался:

«Не поняли меня купцы, не поняли, над чем я работаю, но если доживешь, то увидишь, какое колоссальное дело будет выполнено этими машинами».

Интересно, что в развитие идей Блинова помимо металлических гусениц, в России также работали над созданием гусениц других типов. В 1909 году в гаражных мастерских в Царском Селе были изготовлены гибкие гусеничные ленты из слоистой резины, с помощью которых один из легковых автомобилей был переделан в полугусеничный. Эта конструкция была затем доработана на Русско-Балтийском заводе, начавшем в 1913 году выпускать так называемые "автосани" - полугусеничные автомобили.

Зимой 1913-1914 года полугусеничные автомобили Русско-Балтийского завода были испытаны и показали вполне удовлетворительные по тому времени результаты. Так, 21 февраля 1914 года автосани совершили пробег по маршруту Царское Село - Павловск и обратно. Маршрут их движения проходил по обыкновенной дороге с рытвинами, ухабами, местами занесенной глубокими сугробами. Машины успешно преодолевали все препятствия, встречавшиеся на их пути. На хороших участках дороги они развивали скорость до 56 верст в час. В ту же зиму автосани совершили успешный пробег по маршруту Царское Село - Луга и обратно.

Комментариев пока нет