ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ СМИ В ПОЛИТИКЕ

10 июня 2017

Кандрина Елена Владимировна

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,

аспирант

Совершенствование информационных технологий и расширение сфер их применения, говорит о вступлении в эпоху информационного общества, в котором одну из главных ролей играют средства массовой информации. Что в свою очередь усиливает влияние СМИ на политические процессы, происходящие как в отдельно взятой стране, так и во всем мире. Выполняя свои функции, такие как: социализация, артикуляция и агрегация интересов, мобилизации масс, критики и контроля, СМИ оказывают значительное влияние на формирование общественного мнения и выступают не только как посредник в передаче информации, но и в качестве ее создателя.

Все вышесказанное говорит об актуальности исследования вопроса, связанного с изучением СМИ и их влияния на политические процессы, что особую значимость приобретает в рамках политической науки.

Современное и наиболее точное определение «СМИ» зафиксировано в ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», где «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации» [1, ст. 2].

СМИ в современном обществе являются одним из важнейших институтов, это прежде всего связано с тем, что они выполняют многообразные функции, такие как: информирование населения о событиях, происходящих в стране и в мире, научного, и культурного просветительства, образования и социализации, развлечений, рекламы и пиар. Это говорит о том, что СМИ, так или иначе, оказывают влияние почти на все сферы современного общества, включая политику, образование, семью, религию и играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Поскольку интерпретация важнейших и восприятие событий, местного, государственного и мирового масштабов происходит с их помощью.

Все вышесказанное лишь подтверждает, что СМИ приобретают особое значение для политической сферы, где на сегодняшний день они являются одним из основных инструментов политического процесса, что в свою очередь позволяет называть СМИ «четвертой властью», наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Преимущество СМИ в том, что они могут общаться с каждым человеком индивидуально, не используя при этом традиционных институтов-посредников: семью, церковь, политические партии, школу, общественные организации. Отметим, что именно эту способность используют политики и политические партии для достижении массовой поддержки, в этом случае СМИ выступают в качестве активного субъекта политической жизни и в этом в этом случае они действительно обладают мощными ресурсами политического влияния.

Для наиболее детального изучения роли СМИ в контексте социально-политических процессов, происходящих в России в наши дни не обратимся к основным научным походам, изучающим и анализирующим данную сферу.

В российской науке к таким подходам можно отнести: модели журналистики Я.Н.Засурского [4, с. 23], в своих публикациях он соотносит развитие моделей российской журналистики с определенными этапами новейшей российской истории; государственнический подход А.Грабельникова и К.Ветрова [2, с. 32], которые считали, что российским СМИ необходимо пересмотреть принципы своего функционирования, и взять за основу формирования новой модели СМИ три идеи: духовность, народовластие и державность; манипулятивный подход С.Г.Кара-Мурзы [5, с. 10], в соответствии с которым СМИ является эффективной машиной для манипулирования общественным мнением.

Уникальность подхода Я.Н. Засурского, заключается в следующем, взяв за основу «четыре теории прессы» американских ученых Ф.Сиберта, Т.Питерсона и У.Шрамма [7] (где принципы работы СМИ напрямую зависят от того, при каком политическом режиме они осуществляют свою деятельность, благодаря чему теории имеют одноименные названия: авторитарная, либертарианская, теория социальной ответственности и советская тоталитарная теория) он расширил их рамки и увеличил количество моделей СМИ, предложив рассматривать преобладание той или иной модели журналистики относительно исторических этапов развития СМИ. В всое теории он предложил следующие модели: 1) перестроечная и инструментальная модель (годы перестройки); 2) модель «четвертой власти» (1990); 3) «золотой век» свободы СМИ, их плюралистичность и горизонтальность (1991–1993); 4) корпоративно-авторитарная модель информационной олигархии (1996–2000); 5) модель подконтрольных государственных СМИ (2000–2002); 6) также параллельно развивалась модель коммерциализированных СМИ – бульварная, желтая пресса (1990–2002). [4, с. 9] Эта периодизация позволила более точно охарактеризовать механизм

восприятия средств массовой информации с учетом политической культуры и состояния гражданского общества в России. Что нельзя сказать о «четырех теориях прессы», которые описывают не то, какими СМИ являются на самом деле, а то какими они должны быть, в соответствии с нормативным подходом.

В свою очередь А.А. Грабельников также формулирует шесть моделей, их элементы отражены в современных российских средствах массовой информации, к ним относятся: модель независимой прессы или свободного рынка идей; советская или социалистическая модель; модель социальной ответственности; авторитарная модель; модель «развития»; модель демократического представительства.

Модель независимой прессы характеризуется открытостью распространения информации без предварительного разрешения или лицензии, кроме того не является наказуемой критика правительства, политических партий, официальных лиц, не могут быть подвергнуты цензурным ограничениям публикации, отсутствуют препятствия при сборе материала для опубликования, в случае осуществления этой деятельности на законном основании. Не менее важным фактором является отсутствие ограничений на распространение массовой информации через государственные границы.

В рамках советской модели СМИ находятся ведении государства и не могут принадлежать частным лицам, соответственно их деятельность полностью подчинена заранее намеченному плану партийно-государственных органов и ими же направляется и контролируется.

Суть модели социальной-ответственности представляет собой некий набор обязательств перед обществом, например таких как: соответствие высоким профессиональным стандартам информативности, точности, баланса и объективности. В рамках данной модели деятельность СМИ регулируется в соответствии с правовыми нормами и существующими институтами. Что касается изданий, то в них должны отражаться различные точки зрения на общественные проблемы и ответы на возможную критику. Если это оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности, то допускается возможность вмешательства общества в деятельность СМИ.

В свою очередь авторитарная модель исключает возможность критики доминирующих в обществе политический принципов и моральных ценностей, что исключает подрыв авторитета господствующей власти и нарушение установленного порядка посредством СМИ, поскольку их деятельность жестко починена государственному контролю.

Модель «развития» в основном реализуется в развивающихся странах, здесь СМИ должны способствовать целям осуществляемой национальной политики, в связи с чем свобода средств массовой информации может быть ограничена , если их деятельность противоречит потребностям национального развития или приоритетам в экономике.

Модель демократического представительства дает возможность отдельным гражданам и меньшинствам право на использование прессы в собственных интересах. Организация работы СМИ и содержание публикаций не подчинены централизованному политическому и государственному бюрократическому контролю. В рамках данной модели СМИ существуют не для организаций, профессионалов и их клиентов, а для своей аудитории, так как коммуникации кране важны и не являются уделом исключительно профессионалов.

К сожалению ни один из этих подходов не является на сегодняшний день определяющим и приемлемым, поскольку в информационном поле России СМИ действуют в широком диапазоне всех выше представленных моделей, что непосредственно связано с характером, происходящих политических событий.

В связи с усилением в последнее время роли государства в информационной политике в России более актуальным к пониманию роли СМИ становится подход А.А. Грабельникова и К.В. Ветрова, в рамках которого критическому анализу подвергается деятельность СМИ конца 90-х - начала 2000-х и поддерживаются начинания власти в области государственной информационной политики и безопасности. А.А. Грабельников предлагает сформировать российскую модель СМИ основанную на трех идеях: духовности, народовластия и державности, что, по мнению исследователей позволит уйти от подхода, который доминировал долгие годы и опирался на американские принципы функционирования СМИ, в частности это касается всеобъемлющей критики власти.

Кроме того следует отметить, что российские теоретики не имеют идеальных представлений о средств массовой информации как о свободном и независимом институте, который способен самостоятельно влиять на политические процессы и общественное мировоззрение. Однако исследователи не отрицают возможностей СМИ по формированию общественного мнения. Специалисты отмечают, что большое распространение, в наши дни получило использование СМИ манипулятивных технологий. СМИ обладают огромным влиянием на аудиторию благодаря способам подачи информации, так в своих работах о механизмах манипуляции отмечает С.Г.Кара-Мурза.

В заключении отметим, что нельзя однозначно оценить роль СМИ в политике.

Разумеется, СМИ как институт, призванный информировать общество о событиях, происходящих в стане и мире в целом, обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации, во многом выполняет роль стража общественных интересов, например, предупреждая о росте преступности, о спаде в экономике, коррупции во властных структурах, экономичном росте или спаде. Но все это реализуется не столько, на сколько позволяет политическая ситуация в стране и действующий политический режим, и если возникнет необходимость они используют СМИ как средством пропаганды и управления общественным мнением и сознанием людей.

Библиографический список

1. О средствах массовой информации: Федер. закон [от 27 декабря 1991 г. № 2124-1-ФЗ; с изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 257-ФЗ] // Российская газета. 1992. № 32.

2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя: монография. М., 2008.

3. Жукова Н.А. Сравнительный анализ роли СМИ в политическом процессе России и США: 1991-2008 гг.: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Жукова Наталия Александровна. М., 2008.

4. Засурский Я. Н. Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вуззов. М., 2011.

5. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

6. Четыре теории прессы / С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. М., 1998.


Комментариев пока нет