Тенденции межконфессиональных отношений в студенческой среде

Работа посвящена выявлению тенденций межкон­фессиональных конфликтов, которые являются актуальной проблемой современного общества, в том числе и студенческой среды. В данной статье проводится анализ проблемы межконфессиональных отноше­ний среди молодежи. Показана актуальность проблемы межконфесси­ональных отношений, рассмотренной на примере студенческой среды. Обосновывается необходимость системного подхода к процессу фор­мирования культуры межконфессиональных отношений среди студен­тов, который включает: выявление проблем, препятствующих или спо­собствующих культуре межконфессиональных отношений; проведение мероприятий, направленных на глубокое изучение студентами истоков народной, национальной, религиозной культуры; внедрение практики во­влечения в межконфессиональные и межнациональные отношения, ко­торые позволили бы сблизить этнокультурные и этноконфессиональные различия. Утверждается необходимость воспитания у молодежи духа толерантности, а также приведены возможные меры по формированию толерантности среди молодежи.

 

В современном мире проблема межнациональных и межкон­фессиональных отношений не теряет свою актуальность. К со­жалению, люди разных конфессий и наций не всегда проявляют толерантность по отношению друг к другу и находят общий язык [7]. Толерантность необходима в религиозной сфере, которая яв­ляется одной из главных составляющих сфер жизни общества [7]. Проблема межконфессиональных отношений хорошо прослежи­вается в больших сообществах людей, которые находятся в по­стоянном взаимодействии друг с другом. В больших социальных группах важное значение имеет сохранение толерантного отно­шения людей друг к другу. Хорошим примером является студен­ческая среда. В университетах обучается большое количество студентов, которые относятся к разным конфессиям. И здесь мож­но попробовать выявить тенденции и факторы, которые могут оказывать влияние на межконфессиональные отношения между студентами. В качестве примера приведем результат анонимного опроса, проведённого в группе студентов Башкирского государ­ственного университета.

Участие в опросе приняли 20 студентов в возрасте от 18 до 20 лет - представители двух мировых религий: христианства и исла­ма. На вопрос «Существует ли проблема межконфессиональных отношений в университете?» 90% респондентов ответили, что проблем нет, 10% опрошенных затруднились ответить. На вопрос «Готовы ли вы разрешать межконфессиональные конфликты?» 60% опрашиваемых ответили положительно, остальные 40% - «Скорее нет, чем да». На следующий вопрос «Есть ли предста­вители таких конфессий, к которым трудно хорошо относиться?» 95% респондентов ответили отрицательно и, что отношение за­висит не от того, к какой конфессии относит себя человек, а каков он сам, его поведение, отношение к окружающим. Причины появ­ления агрессии между представителями разных национальностей и религий респонденты объяснили отсутствием общей культуры у представителей разных этносов или религий, ущемлением прав (70%), отсутствием толерантности в обществе (30%).

Результат опроса показал, что молодежь в большинстве своём положительно настроена на межконфессиональный контакт друг с другом, но не готова разрешать назревающие конфликты. Таким образом, вопросы межконфессиональных отношений остаются актуальными и ждут конструктивных методов своего решения.

Формирование толерантности среди молодежи требует уси­ленного внимания не только государства [8], но и преподавателей учебного заведения. Лучшим способом развития толерантных от­ношений в молодёжной среде считается совместная деятельность. В пример можно привести Башкирский государственный универ­ситет, в котором принимается ряд мер по гармонизации межкон­фессиональных и межнациональных отношений. Примером мо­гут служить такие мероприятия, как: «Большой этнографический диктант», конференция, посвященная сохранению и укреплению традиционных ценностей культуры толерантности в многополяр­ном мире и многие другие мероприятия, в которых представители разных конфессий и этносов черпают очень интересные, новые знания, а также раскрывают свой личный потенциал в обществен­ной деятельности.

Также, примером может служить научно-практическая конфе­ренция, посвященная формированию гражданской идентичности мусульманской молодежи в России и за рубежом и «Олимпиада по арабскому и русскому языкам», проводимая Болгарской ислам­ской академией. Данные мероприятия способствуют укреплению межконфессиональных отношений, позволяют обмениваться ин­тересующей информацией с представителями разных конфессий.

Студенческая молодежь будет определять будущее России. Культурные особенности современной молодежи вполне могут стать культурными особенностями будущего поколения. И одной из главных задач в системе образовательных учреждений будет являться целенаправленное формирование правил и норм поведе­ния в сфере межконфессионального общения. Применения дей­ственных мер по укреплению межконфессиональных отношений могут благоприятно повлиять на положительный уровень меж­конфессиональных отношений и привести к формированию толе­рантного поведения в студенческой среде. Гармонизация межкон­фессиональных отношений в студенческой среде - это не только длительный, но и сложный процесс, который протекает в течение всей жизни. Главное - каков сам человек, а не к какой конфессии он относится.

 

Список использованной литературы

1. Акбашева Д.Х. Структура нравственного выбора в ислам­ской культуре (опыт социально-философского анализа). Вестник Башкирского университета. 2015. Т 20. № 2. С. 649-652.

2. Боктаева В.Л. Толерантное воспитание в поликультурном студенческом обществе // Социальная политика и социология. 2009. № 9. С. 269-273.

3. Гараджа В.И. Толерантность и религиозная нетерпи­мость // Философские науки. - 2004. - С. 18-32.

4. Исмагилова З.А. Формирование толерантного сознания у современной молодежи как актуальная проблема образования. 2014. № 1. С. 211-217.

5. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы иссле­дования этнической идентичности и толерантности в поликуль­турных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность: Сб. статей. 2002.

6. Усманов Р.Ф., Вильданов У.С. Межконфессиональные и меж­национальные отношения в Республике Башкортостан. М., 685 с.

7. Халирахманов Д.К. Глобализация как фактор эндоразвития мусульманского сообщества (уммы) и толерантизации ее вну­тренних отношений // Евразийский юридический журнал. 2018. № 5 (120). С. 424-426.

8. Шарипова Э.А., Акбашева Д.Х. Конституционные основы религиозной толерантности в Республике Башкортостан // Про­блемы реализации конституций и уставов субъектов федератив­ных государств. Материалы Всероссийской конференции, посвя­щенной 20-летию образования Конституционного Суда Республи­ки Башкортостан. 2017. С. 101-108.

9. Юнусова А.Б., Фролова И.В., Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Баимов А.Г., Надыршин Т.М. Религия, этническая традиция и историческое наследие как факторы культурного самоопределе­ния региона. Уфа, 2017.

 

Примечание:

1. Научный руководитель - Акбашева Д.Х., доцент кафедры истории Респу¬блики Башкортостан, археологии и этнологии ИИГУ БашГУ, кандидат философ¬ских наук, доцент.

Автор: Адиатуллина Д.Р., Башкирский государственный университет Институт истории и государственного управления, г. Уфа.

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 150-153.