Таяние льдов и судоходство по Северному морскому пути (Мониторинг федеральных СМИ: 21-26 сентября)

29 октября 2016

Потепление в Арктике открывает Северный морской путь для свободного судоходства в течение большей части года и обеспечивает полноценное возвращение России в Арктику – как военное, так и социально-экономическое. Без создания инфраструктуры Северного морского пути развитие арктических территории России крайне затруднительно. Задачей правительства становится разработка финансово-экономической модели Севморпути как международного транспортного коридора в обход Суэцкого канала. Однако транзитный потенциал Северного морского пути носит неочевидный характер, а развитие судоходных арктических маршрутов прежде всего целесообразно для внутренних нужд страны.

На минувшей неделе в фокусе внимания федеральных СМИ оказались следующие события арктической повестки:

·        поручение президента РФ В.Путина разработать финансово-экономическую модель Северного морского пути;

·        завершение учений подразделений арктической бригады Северного флота в районе Новосибирских островов;

·        презентация выводов ученых о природе ямальской «воронки».

Главной темой арктической повестки на минувшей неделе стало обсуждение перспектив Северного морского пути в свете потепления в Арктике и сокращения ледового покрова. Освещающие эту тему СМИ демонстрируют оптимизм, рассматривая сокращение льдов в Арктике как создание благоприятных условий для развития региона и повышения транспортной привлекательности Северного морского пути. То есть, благодаря глобальному потеплению самый короткий по продолжительности путь между странами АТР и Европой становится экономически выгодным, что должно автоматически увеличить грузопоток по Северному морскому пути и обеспечить социальное возрождение арктических поселков. В данном контексте в качестве главной проблемы видится неразвитость инфраструктуры, включая отсутствие портов, необходимого количества ледоколов и т.д. В свою очередь, на правительственном уровне условием инвестиционной привлекательности Арктики и повышения экономической активности в регионе также называется развитие Северного морского пути, прежде всего, в части создания транспортной инфраструктуры, обеспечивающей круглогодичную навигацию.

·        Все идет к тому, что совсем скоро олени и тюлени будут с удивлением смотреть на проносящиеся вдоль берега танкеры, а белым медведям придется оглядываться по сторонам, прежде чем перепрыгивать с льдины на льдину. Северный морской путь готовится стать главной дорогой из Европы в Азию и обратно. Такой подарок россиянам делает природа. Раньше каждый поход ледокола был битвой с многометровыми льдами. Однако за последние полвека температура в Арктике повысилась на четыре градуса. Ледяная шапка отступила на многие километры. По прогнозам к 2021 году морская дорога в Арктике будет открыта для плавания восемь месяцев в году. А там, где чистая вода, обязательно появятся и корабли. <…> Главный минус заключается в том, что почти на всем протяжении Северного морского пути нет нормальной инфраструктуры. В городках Певек, Диксон и Тикси большому кораблю не заправиться и не починиться. Впрочем, Россия сейчас активно возвращается в Арктику, там уже расквартирована Арктическая бригада Северного флота, стремительно строятся военные городки. Это значит, что есть и связь, и метеоданные, позже и все остальное подтянется («Льды тают», Телеканал «Звезда», 23.09.2015).

·        По словам директора, порт до сих пор способен работать в прежнем режиме. Главная надежда сегодня на Северный морской путь. Самый короткий маршрут из Китая в Европу становится экономически более выгодным. Сказывается глобальное потепление. Количество дней, пригодных для навигации, постоянно увеличивается. «Льда стало совсем мало. Это для пароходства нашего очень хорошо. 20 июля начинается арктическая навигация и она уже практически безледокольная», — подтверждает Денис Макаров, капитан ледокола «Капитан Бабичев». Возвращение военных и возрождение Севморпути повлечет за собой развитие всего региона, говорят специалисты. За Полярным кругом необходимо заново построить всю инфраструктуру («Освоение Арктики дало толчок возрождению поселка Тикси», Vesti.ru, 25.09.2015).

·        Без Севморпути развитие приарктических регионов России стоит под вопросом. Именно поэтому так важно обеспечить надежное круглогодичное транспортное функционирование этого маршрута, заявил глава делового совета Госкомиссии по вопросам развития Арктики Сергей Шишкарев в ходе первого заседания 18 сентября. Шишкарев подчеркнул, что очень важно повысить инвестиционную привлекательность Арктического региона для бизнеса. Это позволит привлечь частные инвестиции в Арктику и объединить усилия государства и бизнеса для развития этого региона. Но без развитой транспортной инфраструктуры сделать это будет проблематично. Предприниматели российских северных регионов заинтересованы в развитии Северного морского пути. Каждый пятый предприниматель приарктической зоны связывает развитие своего бизнеса с Севморпутем («Севморпуть: как Россия завоюет Арктику», Газета.ру, 20.09.2015).

Поручение президента РФ правительству о разработке финансово-экономической модели Северного морского пути, о котором сообщалось в СМИ в течение недели, связано с экономическим значением Севморпути с точки зрения освоения Арктики. Между тем Северный морской путь в первую очередь рассматривается как международный транспортный коридор, связывающий Европу и АТР, который может стать альтернативой Суэцкому каналу. Однако экономическая выгода от повышения транзитной привлекательности Севморпути носит дискуссионный характер: Россия, в отличие от Египта, не может брать плату за прохождение по Северному морскому пути, который представляет собой открытое морское пространство. В свою очередь, потепление, на которое так рассчитывают в свете перспектив Севморпути, снижает востребованность ледокольного сопровождения. Повысить привлекательность Севморпути возможно за счет создания полноценной инфраструктуры, о чем и говорят в правительстве, но затраты на нее могут оказаться значительно выше потенциальных доходов. Поэтому Северный морской путь важен, прежде всего, для нефтегазового освоения месторождений арктического шельфа, тогда как международные перевозки будут иметь второстепенное значение.

·        От С.-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал придётся плыть 23 тыс. км. По Северному морскому пути - всего 14 тыс. км. Чтобы доставить груз из Европы в Японию через Суэцкий канал или из Японии в США через Панамский канал понадобится примерно 40 дней. По Северному морскому пути на это уйдёт почти вдвое меньше времени. Плюс экономия и на топливе, и на фрахте. Да и пиратов на маршруте в отличие от южных морей нет. Однако объём перевозок всего 4 млн тонн в год - на несколько порядков меньше, чем через Суэцкий канал. Увы, большую часть года северные моря скованы льдом, а значит, нужны ледоколы и суда, способные обеспечивать навигацию в таких сложных условиях. Мало какие страны строят новые со­временные суда для ледовых широт. Это Финляндия, Аргентина, Австралия, Китай, Канада, есть такие планы и у США. Но у нас явное преимущество, и российское правительство планирует увеличить за 15 лет поток грузов по Северному морскому пути до 80 млн тонн в год. Для этого потребуется построить десятки новых современных ледоколов («Россия строит современные суда для ледовых широт», Аргументы и факты, 23.09.2015).

·        Президент поручил разработать финансово-экономическую модель Северного морского пути. Она предполагает создание международного транспортного коридора в обход Суэцкого канала. <…> . В отличие от Суэцкого канала, где администрация берет плату с каждого проходящего судна, использование открытого моря совершенно бесплатно, напоминает доктор исторических наук, профессор МГИМО Лев Воронков: «Если те, кто претендует на прохождение по Северному морскому пути, готовы платить за услуги, которые РФ готова им оказывать: обеспечение информацией о ледовой обстановке, проводку ледокольными судами, снабжение судов продовольствием и другими товарами, наконец, обеспечение просто безопасности, поиска и спасения, то это нормально». В итоге может получиться, что затраты на инфраструктуру вдоль Севморпути окажутся несоизмеримы с доходами от него. Поэтому эксперты полагают, что развивать арктические маршруты целесообразно в первую очередь для внутренних нужд страны, например, для освоения месторождений в районах Крайнего Севера и заполярной Сибири. А международные перевозки, как и арктический туризм, должны стать дополнительным финансовым «бонусом» («Арктику приспособят для коммерческого использования», Радио «Вести», 22.09.2015).

Геологоразведка и добыча на шельфе Арктики представляет собой огромное значение с точки зрения восполнения запасов углеводородного сырья, которые истощаются на традиционных месторождениях.В правительстве считают, что топливных альтернатив шельфу у России в настоящее время нет. Однако разработка шельфа является очень рискованным делом, особенно в нынешних экономических условиях, отягощенных западными санкциями. Кроме недостатка инвестиций, проблемой является дефицит оборудования для работы на шельфе, восполнить который можно только в сотрудничестве с имеющими соответствующий опыт и технологии странами. Но для этого потребуется много времени, из-за чего Россия рискует потерять инициативу в промышленном освоении Арктики.

·        Арктика для России и стран арктической зоны привлекательна своими огромными ресурсами. В целом ресурсы российской Арктики оцениваются в 126 миллиардов тонн условного топлива (нефти или газа). Перспектива работ здесь четко распределена на ближайшие 25 лет, и вести их нашей стране придется в сложных условиях, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию. <…> Как рассказал первый замминистра природных ресурсов Денис Храмов, сейчас можно говорить о том, что до 2035 года пока не видно никаких других топливных альтернатив, способных заменить шельфовую нефть. - Истощаются регионы традиционной добычи, - пояснил он. - Если в 2035 году мы хотим добывать запланированные 535 миллионов тонн, но при этом уже отработаем технологию извлечения сложных пластов, то становится понятно, что все идет к развертыванию активной работы на континентальных шельфовых месторождениях («Шельф полон рисков», Российская бизнес-газета, 22..09.2015).

·        Россия опоздала с импортозамещением оборудования для работы на шельфе, нужна интеграция со странами, имеющими опыт в этой сфере, заявил вчера Хлопонин (цитата по «Интерфаксу»). Стран с таким опытом, не вводивших санкций против России, много, считает он. <…> Ввод новых месторождений в Арктике – одна из важных стратегических задач для России, так же как и разработка трудноизвлекаемых запасов, но, однако, в ближайшие годы их вклад в общероссийскую добычу будет невысок, говорит директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. По прогнозу Минэнерго, добыча в Арктике к 2020 г. составит всего 3 млн т, а к 2035 г. – 33 млн т (6,3% от всей добычи); всего на шельфе к 2035 г. Россия будет добывать 50 млн т нефти (9,5% от добычи). При текущих ценах на нефть арктические участки нерентабельны, в Арктике всего 2% запасов нефти в России, неясно, зачем тратить огромные средства на импортозамещение, чтобы их добывать, скептичен партнер RusEnergy Михаил Крутихин, Арктика богата газом, но в России простаивает огромное количество газовых мощностей и на суше, а добыча «Газпрома» все падает («Россия сама не справится», Ведомости, 23.09.2015).

Одним из факторов развития Арктики и Северного морского пути называется увеличение военного присутствия России в регионе. Возвращение военных в регион ведет к восстановлению жизни в поселках на берегу Северного Ледовитого океана, как это произошло в случае с Тикси, который еще несколько лет назад из-за закрытия аэропорта был на грани вымирания. Появление военного городка на острове Котельный создало условия для проведения масштабных учений в российской Арктике, а на очереди строительство там же военной базы, которая сможет существовать на протяжении года. Как сообщают СМИ, для военных, базирующихся в Арктике, создается не только адаптированное под экстремальные климатические условия оружие и боевая техника, но и форма, которая позволит легче переность тяготы службы в Заполярье.

·        «Здесь уже можно нести службу конкретно, качественно, уже не взирая на холод и остальные экстремальные условия арктической службы. Личному составу уже гораздо проще выполнять свои функциональные должностные служебные обязанности», - рассказал заместитель командира 99-й тактической группы Виталий Брунь. Лист клевера, раскрашенный в цвета российского триколора: так выглядел сверху первый в Вооруженных силах России военный городок замкнутого цикла на острове Котельный. В городке есть отдельные комнаты для солдат и офицеров, спортивный и концертный залы, есть даже сауна. Ранее жить десантникам приходилось в палатках («Бойцы арктического фронта «спасли» остров Котельный от диверсионной группы», Телеканал «Звезда», 22.09.2015).

·        В ближайшее время завершится строительство военной базы Вооруженных сил России на острове Котельный. База сможет автономно существовать на протяжении года. Для будущих защитников арктических территорий РФ Министерство обороны направит новую форму, разработанную специально для службы при экстремально низких температурах. Об этом «Известиям» рассказали источники в военном ведомстве. <….> Разработкой новой формы занималось Министерство обороны, а поставками и изготовлением — Военторг. По словам источника, при разработке новой формы учитывался опыт полярников и различных нефтяных компаний, а также международный, в частности Норвегии. — При создании в нем использован принцип многослойности, — объяснил собеседник. — Обмундирование удовлетворяет основным требованиям по практичности и эргономичности, оно прошло успешную апробацию на островах Северного Ледовитого океана зимой 2014–2015 годов («Российские военные получат новую форму для низких температур», Известия, 25.09.2015).

Важное место в арктической повестке на минувшей неделе занимала презентация выводов ученых о природе «ямальской воронки» - кратера неизвестного происхождения, найденного в прошлом году недалеко от Бованенковского месторождения. Исследователи склоняются к тому, что кратер появился в результате выброса газа метана, что в свою очередь является следствием глобального потепления. Специалисты воздержались от прогнозирования природных и техногенных катастроф в том случае, если выбросы метана будут происходить в районе действующих месторождений и/или заполярных городов. Однако отмечается, что в настоящее время нет механизмов прогнозирования такого рода явлений, а также их предотвращения. В связи с этим продолжение глобального потепления не только создает благоприятные условия для возвращения в Арктику, но и несет в себе серьезную угрозу для безопасности человека.

·        Ученый сообщил, что в настоящее время существует две основных гипотезы происхождения кратера, однако все они связаны с выбросом газа метана. Первая версия — глубинная, заключается в том, что газ из глубинных залежей поднялся вверх по разломам земной коры. Вторая гипотеза, к которой склоняются ученые сибирского института — внешняя. Она заключается в том, что в результате глобального потепления гидраты метана (газ в твердом состоянии), залегающие на глубине около 60 метров, разрушаются, при этом высвобождается большое количество метана, что приводит к возрастанию давления и взрыву «бугров». <…> В целом, ученый считает, что говорить о какой-то газогидратной катастрофе преждевременно, однако если потепление будет идти такими же темпами, то в зоне повышенного риска оказываются российские города на Ямале — Новый Уренгой, Надым, Салехард. Ученые планирует продолжить работы по изучению необычного явления природы («Ученые ждут появления в вечной мерзлоте кратеров, подобных Ямальскому», РИА Новости, 22.09.2015).

·        После изучения внутреннего строения ямальского кратера исследователи пришли к мнению, что причиной образования земных провалов все-таки следует считать наступающее глобальное потепление, которое провоцирует выброс газов и формирование подземных полостей. В настоящее время кратеры медленно наводняются, стремясь превратится в озеро. Увы, говорят эксперты, но в России сегодня нет опыта прогнозирования подобных природных явлений («Геологи объяснили, почему на Ямале появились странные кратеры», Московский комсомолец, 24.09.2015).

 

Источник

Комментариев пока нет