Сызранов А.В. Деятельность мусульманских организаций Поволжья в сфере конфессионального образования в 1990-2000-е гг.

29 октября 2016

Мусульманское сообщество Поволжья в конце XX - начале XXI в. являлось наиболее многочисленным и организованным среди других «мусульманских» регионов России. В нем проживали (по переписи 2002 г.) 6 115 тыс. этнических мусульман (около 20 % всего населения), что составляло 40,4 % от числа всех российских приверженцев ислама [12, с. 191]. Исламские религиозные организации Поволжья были объединены в Духовные управления мусульман (ДУМы).

Начавшееся в СССР во второй половине 1980-х гг. так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама, и последующий в 1990-е гг. период институализации религии сопровождались следующими направлениями деятельности мусульман в регионах Поволжья: становлением мусульманских общин, организацией духовных структур (руководящих учреждений – муфтиятов, а также местных общин – мухтасибатов и махалля), строительством новых мечетей, возрождением института мусульманского духовенства, созданием учреждений конфессионального образования и просвещения.

Мусульманское духовенство формировалось как особая социальная прослойка без особых мировоззренческих установок и поведенческих стереотипов. В основном этот процесс шел по пути превращения неофициальных и необразованных сельских мулл в официально зарегистрированное духовенство [14, с. 206-207]. Для полноценного восстановления «духовного сословия» необходимо было воссоздать систему исламского образова­ния, начиная с мусульманских учебных заведений от начального уровня (араб. мактаб / мектеб) до повышенного (араб. мадраса / медресе) и исламских институтов и универ­ситетов, разработать типовые программы исламского обучения для всех ступеней и форм исламской образовательной системы с указанием объема знаний.

В Нижегород­ской области начало «возрождения» ислама было положено событиями 1988 г., когда горьковская Соборная мечеть была возвращена мусульманам. Торжественное открытие мечети после реконструкции 30 июня 1991 г. С самого открытия возрожденной Соборной мечети при ней начала функционировать воскресная школа (впоследствии мектебе «Ихсан») [9].

28 августа 1992 г. в селе Медяны Краснооктябрьского района области состоялось открытие религиозно-просвети­тельского комплекса, состоящего из Собор­ной мечети «Рашида» и мемориала памяти имамов, погибших в годы сталинских ре­прессий. Впоследствии при комплексе было создано также среднее медресе «Медина» [10].

29 октября 1994 г. при Соборной ме­чети Нижнего Новгорода открылось среднее медресе «Махинур» (перс. «Свет луны»), призванное готовить имамов для нужд Нижегородского муфтията. Медресе - негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования; было учреждено ДУМ Нижегородской области (ДУМНО) по инициативе муфтия У. Идрисова. Согласно программе обучения студенты («шакирды»), которым предстояло работать имамами, проповедниками и преподавателями исламских дисциплин должны были иметь базовые знания как собственно в области религии, так и в светских науках. В медресе велось преподавание по следующим дисциплинам: исламское воспитание, исламское вероучение, толкование Корана, основы проповеди, жизнеописание пророка Мухаммада («сира»), история пророков, история ислама, история халифата, история российского ислама, русский язык, родной (татарский) язык, иностранный (английский) язык, мировая художественная литература, педагогика, психология, основы экономики, основы информатики и физическая культура. Помимо татарского языка огромное внимание в процессе преподавания в медресе изначально уделялось русскому языку; постепенно русский язык стал превалировать в учебной программе над татарским. В преподавании шариатских наук учителя максимально придерживались традиций ханафитской школы [15; 16, с. 44-45].

Медресе «Махинур» координировало деятельность многих учреждений духовного образования Нижегородской области: мектебе, летних исламских школ и др. В медресе регулярно проводились курсы повышения квалификации имамов, курсы татарском и арабском языках. Обучение велось по двум программам: по специальностям «имам­-хатиб» и «преподаватель основ ислама». Также существовала вечерняя форма обучения. В 2006 г. открылось отделение заочного обучения [8].

Медресе активно сотрудничало с ведущими вузами и школами города и области, развивая научно-просветительскую деятельность. Так, в рамках сотрудничества с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского, с 1999 г. стала функционировать программа «Исламские исследования», в соответствии с которой преподаватели медресе знакомили студентов факультета международных отношений ННГУ с основами ислама.

Медресе обеспечивало школы татарских сел области материалами, необходимыми для проведения уроков, посвященных истории ислама, традициям нижегородских татар; выступало инициатором проведения научно-­практических конференций и семинаров, посвященных изучению богатого духовного наследия ислама, по результатам которых составлены многие сборники статей. При медресе существует издательство, выпускающее книги богословского, исторического, краеведческого характера, газеты, журналы и альманахи [8].

В 1995 г. при Соборной мечети г. Дзержинска Нижегородской области было открыто мектебе «Арафат». С 1999 г. в программу обучения был введен татарский язык; учебная программа была приведена в соответствие с единой для всех нижегородских мектебе программой: арабский язык, чтение Корана, «фикх» (мусульманское право), история пророков, история ислама, хадисоведение, татарский язык. С 2004 учебного года при мектебе стал функционировать театр кукол [8].

В 2001 г. в селе Медяны на территории исламского комплекса начал функционировать филиал медресе «Махинур» - медресе «Медина». С того же года на базе этого филиала начали действовать специальные курсы повышения квалификации имамов, учителей воскресных и общеобразовательных школ. Открытию медресе в областном центре предшествовала кропотливая работа по организации строительства исламского комплекса и подготовке учебного процесса. Основные средства возведения комплекса составили частные пожертвования мусульман Нижегородчины и финансовая помощь со стороны городской и областной администраций. Этот комплекс является образцом сельской махалли для российских мусульман. В 2005 г. медресе «Медина» было преобразовано в самостоятельное учебное заведение [15].

В 2005 г. при ДУМНО был открыт Нижегородский исламский институт (НИИ) им. Хусаина Фаизханова - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, призванное совместить религиозное и светское образование. В 2007 г. руководством муфтията было решено создать в НИИ систему непрерывного мусульманского образования и инфраструктуры и его превратить его в полноценный центр высшего образования для мусульман Поволжья. В НИИ начала реализовываться многоуровневая система высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. НИИ функционировал, прежде всего, как научно-исследовательский центр. Усилиями его сотрудников были подготовлены и изданы учебные пособия, посвященные роли ислама в современном мире, татарской философской мысли, истории ислама в Волго-Уральском регионе, суфизму. С ДУМНО и НИИ им. Х. Фаизханова активно сотрудничают учёные-исламоведы из Москвы (в первую очередь из Института востоковедения РАН, МГУ и РГГУ), Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Махачкалы, Екатеринбурга, Оренбурга, Ульяновска. С 2005 г. ДУМНО совместно с ННГУ начал издавать ежеквартальный альманах «Ислам в современном мире» [5; 15].

В Самарской области уже в 1992 г. в селе Алькино Похвистневского рай­она области было открыто среднее медре­се «Гали», вскоре получившее статус филиа­ла уфимского Исламского университета им Р. Фахреддина [12, с. 255]. В 2000 г. в с. Кинель-Черкассы начало свое работу медресе «Шарафутдин», а в 2002 г. при самарской Со­борной мечети открылось медресе «Нур» («Свет») [3, с. 84; 12, с. 256]. В 2007 г. о своем намерении открыть фи­лиал в Самарской области заявил также Российский исламский университет.

В Саратовской области одним из главных дел местной мусульманской общины в течение длительного времени было строительство новой мечети на историческом месте - на улице Татарской г. Саратова. В конце 2003 г. в Саратове заверши­лось строительство новой Соборной мечети и прилегающего к ней комплекса адми­нистративных зданий. Но ее официальное открытие состоялось только в 2005 г. после возведения минарета. В ноябре того же 2005 года при мече­ти открылось медресе. Первоначально проект финансировал саудовский шейх Абдул Мухсин ибн Сайд, однако в 1996 г. строительные ра­боты были приостановлены. В 2000 г. по ходатайству министра финансов королев­ства Саудовская Аравия шейха Сайда ибн Сайда ДУМП получило на строительство комплекса грант Исламского банка разви­тия. В знак признания его заслуг пленум ДУМП принял решение назвать медресе «Шейх Сайд» [11, с. 71].

В Астраханской области летом 1997 г., при городской Белой мечети было открыто медресе «Хаджи-Тархан», с 2000 г. – «Исламский институт "Хаджи-Тархан"» (ныне – Исламский колледж) [1, с. 18; 2, с. 2; 13, с. 308].С началом реставрационных работ по Белой мечети медресе было переведено в здание рядом с восстанавливающейся Чёрной мечетью (до революции в этом здании располагалось медресе Чёрной мечети, а в советское время – психиатрический диспансер). «Хаджи-Тархан» даёт высшее мусульманское образование: мужчины по окончании получают специальность «имам-хатиб», женщины – «теолог, преподаватель основ ислама». Обучение в институте проходит по двум формам: очно-заочное и очное. На первом шакирды обучаются 5 лет по субботам и воскресеньям, по 20 часов в неделю. На очном отделении - 4 г., пять дней в неделю с понедельника по пятницу. Основные учебные религиозные дисциплины: правила чтения Корана («таджвид»), история ислама, основы вероучения, «фикх», «сира», арабский язык и др., а также светские предметы: отечественная история, философия, психология, педагогика и др. [1, с. 18-19].

В ряде городских и сельских мечетей Астраханского региона открылись мектебы и курсы по изучению ислама. Так, например, в 2000 г. при мечети с. Красный Яр Красноярского района была открыта воскресная школа по изучению Корана для детей и взрослых [6, с. 18]. В течение 1990-2000-х г. усилиями верующих в религиозных общинах возрождались традиции мусульманской благотворительности.

В мусульманских приходах Республики Чувашия с начала 1990-х гг. остро ощущалась проблема кадров, как в возрастном, так в духовном и светском образовательном отношении: большинство мулл было старше 60 лет, духовное образование из них имели лишь единицы. В связи с этим Региональное ДУМ Чувашской Республики с 1996 г. стало направлять в Уфу юношей для получения соответствующего богословское образование. В августе 1999 г. председатель Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) муфтий Т. Таджуддин посетил Чувашию, прибыв на церемонию закладки чебоксарской Соборной мечети и открытия медресе в с. Каенлык Комсомольско­го района республики. В 2000-х гг. почти во всех татарских селах республики (24 села в Батыревском, Козловском, Комсомольском, Шемуршинском, Яльчикском районах) функционировали мечети; при многих из которых действовали мектебы [7, с. 215-216].

Одной из приоритетных задач мусульманской общины Мордовии 1990-х гг. - начала 2000-х гг. стало восстановление в республике системы конфессионального исламского образования, ликвидированного советской властью еще в 1920-1930-е гг. Тем не менее, все проекты создания в Мордовии медресе так и не были реализованы из-за несогласованности между двумя республиканскими муфтиятами и Министерством образования республики. Поэтому ДУМ РМ и РДУМ РМ изначально сделали ставку на исламское просвещение в форме разнообразных подготовительных курсов, конкурсов на знание основ ислама и др. [4, с. 124]. Проблема недостатка квалифицированных имамов решалась посылкой татарской молодежи Мордовии в центры мусульманского образования России (Казань, Набережные Челны, Уфа и др.) и других государств (Египет, Турция, Иордания, Саудовская Аравия).

В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция повышения образовательного уровня мусульманского духовенства поволжского региона, что обусловлено активной государственной поддержкой исламского образования и плодотворной работой религиозных учебных заведений. Однако, несмотря на эти положительные изменения, можно говорить все еще о невысоком уровне образования духовенства в целом. Несовершенство российской системы мусульманского образования приводит к тому, что все больше мусульман желает получить образование в престижных зарубежных религиозных учебных заведениях. Большое количество студентов из России направляется на обучение в Саудовскую Аравию, Египет, Турцию, Сирию, Иран, Иорданию, Кувейт и другие страны. Неподконтрольный выезд российских мусульман за границу с целью получения религиозного образования часто приводит к тому, что многие из них подпадают под влияние различных исламистских группировок.

Выходом из сложившейся ситуации видится комплекс мер по улучшению системы российского мусульманского образования, способной стать более конкурентноспособобной по сравнению с зарубежными исламскими учебными заведениями и привлекательной для российских студентов. В мусульманских учебных заведений поволжского региона должна вестись подготовка религиозных деятелей, адаптированных к местным условиям, знающих многовековые традиции мусульман Урало-Поволжья, способных организовать работу на местах в рамках традиционного для мусульман региона ханафитского мазхаба.

Список литературы

1.      Астраханский исламский институт «Хаджи-Тархан» // Мир Вашему дому. - Астрахань, 2007. - № 1. - С. 18-19.

2.      Булатов Г. Ислам в Астраханском крае / Г. Булатов // Идель. - 1998 г. - 27 января. - № 48 (335).

3.      Гусева Ю. Н. Ислам в Самарской области / Ю. Н. Гусева. - М. : Логос, 2007. - 112 с.

4.      Девятаев А. С. Ислам в Республике Мордовия в 1990-е гг. – начале 2000-х гг. (социокультурный и этнополитический аспекты развития) / А. С. Девятаев. - Дис. … канд. ист. наук. - Саранск, 2010. - 216 с.

5.      В Нижнем Новгороде появился Нижегород­ский Исламский институт // Материалы официального сайта Духовного управления мусульман Нижегородской области - Режим доступа: http://www.islamnn.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. 2005. 13 октября

6.      Информационно-аналитический бюллетень (общественно-политическая ситуация в Астраханской области). Вып. № 1 (9). Астрахань, 2000. – 24 с.

7.      Макаров Д. В. Мусульманская община Чувашской республики / Д. В. Макаров // Ислам в Поволжье : энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор Д. З. Хайретдинов. - М. : Издательский дом «Медина», 2013. (Ислам в Российской Федерации; Вып. 6). - С. 215-216.

8.      Материалы официального сайта Духовного управления мусульман Нижегородской области - Режим доступа: http://www.islamnn.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

9.      Мухетдинов Д. В., Сенюткина О. Н. Нижегородская Соборная мечеть и ее имамы // Ислам на Нижегородчине : Энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. ред. Д. В. Мухетдинов. - Нижний Новгород : ИД «Медина», 2007.

10.  Наша Медина // Религиозно-просветительский центр «Медина» - Режим доступа: http://www.medina.su/htm/public/11_02_2005_2.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

11.  Семенов В. В. Мусульмане в общественной жизни Саратовской области / В. В. Семенов // Ислам на Юге России: Сборник статей. – Астрахань : Аф ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. - С. 67-76.

12.  Силантьев Р. А. Ислам в современной России. Энциклопедия / Р. А. Силантьев. - М. : Алгоритм, 2008. - 576 с.

13.  Силантьев Р. А. Новейшая история исламского сообщества России / Р. А. Силантьев. - М. : Информационно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС», 2006. – 632 с.

14.  Хабибуллина 3. Р. Раскол ДУМЕС: обновление состава мусульманского духовенства Башкортостана / З. Р. Хабибуллина // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Уфа : ИЭИ УНЦ РАН, 2010. - С. 206-207.

15.  Хабутдинов А. Ю. Ислам в Нижнем Новгороде / А. Ю. Хабутдинов // Информационно-аналитический федеральный портал «Islam today» - Режим доступа: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/islam_v_nizhnem_novgorode/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

16.  Хайретдинов Д. З. Ислам в Нижегородской области / Д. З. Хайретдинов. - М. : Логос, 2007. - 128 с.

Комментариев пока нет