Статьи

Сызранов А.В. АЛАШСКАЯ АВТОНОМИЯ И РОССИЯ

04 декабря 2017
Опубликовано: Сызранов А.В. Алашская автономия и Россия // «Азаттык танын ансаган Алаш арыстары» атты Алашорд Yкiметiнiн курылганына 100 жыл, Алаш кайраткерi Жаhанша Досмухамедовтын туганына 130 жыл толуына арналган Республикалык гылыми-тэжiрибелiк конференциясынын материалдары. Орал-Жымпиты: Жэнгiр хан атын. Батыс Казакстан аграр.-техн. ун-тi, 2017. С. 245-247.

Как известно, оформление партии «Алаш» произошло на первом общекиргизском (т.е. общеказахском) съезде в Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. В опубликованном 21 ноября 1917 г. проекте программы партии «Алаш», в первом его параграфе указывалось: «Россия должна стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется самостоятельно. Во главе правительства стоит учредительное собрание… Президент избирается Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок… Президент управляет через Совет министров, ответствен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все, без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равным и тайным голосованием… Автономия киргиз-кайсаков слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями. В российской федерации существует равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны. Все народы перед судом равноправны, причем если рассмотрение дела происходит в местности с киргизским составом населения, то оно должно быть на киргизском языке».

Участники съезда высказались в поддержку политики Временного правительства, за упразднение старой системы местного управления и введение земства, всеобщее обязательное бесплатное обучение на родном языке, удовлетворение религиозных нужд населения, решение земельного вопроса.

Для того чтобы выработать программу действий в условиях, сложившихся после Октябрьской революции, в декабре 1917 г. в Оренбурге состоялся второй общекиргизский съезд. В его работе принимали участие делегаты Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, от казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Закаспийской областей, Амударьинского отдела и казахских волостей Алтайской губернии. Организаторами съезда были А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, И. Омаров, С. Кадырбаев, С. Дощанов.

Центральным вопросом на съезде стал вопрос о создании казахской автономии. Съезд признал, что после падения Временного правительства, Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием и авторитетом, возникла угроза гражданской войны. На съезде было образовано правительство (Народный совет) Алашской автономии. Столицей стал Семипалатинск; на местах организовывались уездные советы и комитеты. Правительство Алашской автономии распространило свою власть на территорию Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, Самаркандской и Закаспийской области и некоторые другие территории. Оно подписало военно-политические договоры с Временным сибирским правительством, определявшие взаимоотношения государственных организаций этих правительств, а также подчинявшее вооруженные силы Алашской автономии в оперативном отношении Временному сибирскому правительству.

Съезд не признал новой Советской власти. До созыва Учредительного Собрания и установления всероссийской общепризнанной власти предлагалось приступить к фактическому осуществлению автономного самоуправления казахов, через Народный совет. В то же время, лидеры автономии все же установили контакты с Советской властью. Темой переговоров был вопрос об автономии Казахстана, ставший для алашординцев ключевым вопросом.

Анализ теории и практики «алашского» движения, особенно на раннем этапе показывает, что именно идея автономизации казахских территорий в составе нового Российского демократического государства была наиболее предпочтительной и актуальной для лидеров «Алаш-Орды».

Степной край более всех остальных центрально-азиатских регионов был интегрирован в систему Российской империи, чему в немалой степени способствовали сама казахская интеллигенция и реформаторы. Так, идеологию обновления казахского общества один из известных казахских интеллектуалов М. Дулатов видел не в кочевой, а в русско-европейской и мусульманской цивилизации.

Лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. А. Букейханов, к примеру, в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической федеративной Россией, мы - западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток. Получить культуру мы сможем через Россию».

Вообще, важнейшую роль в идейно-политическом становлении будущих лидеров «Алаш», стимулировании их социальной активности сыграли учеба в российских учебных заведениях, вузах империи, вся атмосфера интенсивных духовных поисков и политических дискуссий, которая характеризовала состояние российского общества и прежде всего интеллигенции в это время.

Формирование их мировоззрения совпало с крупными событиями общественной и государственной жизни империи, рождением политических партий и организаций. Многие деятели «Алаш» участвовали в кадетских, эсеровских, мусульманских организациях. Свою задачу казахская интеллигенция видела в расширении просвещения национальных масс, формировании у них чувства внутреннего единства и разработке общенациональной программы социально-экономических, политических и духовных преобразований.

Комментариев пока нет