Строительный бизнес в современной России

29 октября 2016

Почти 20 лет в России идут преобразования в экономике по законам рыночных отношений. В одних отраслях эти преобразования имеют определённые успехи и благоприятно отразились на уровне жизни граждан (например, в сфере услуг и торговли) в других эти достижения скромнее. В сферу строительного производства законы «свободного рынка» пока ещё не пришли, если не считать строительный рынок для частных застройщиков, не имеющих отношения к государственной казне.

В сфере строительства для государственных нужд за счёт бюджета страны, для государственных монополий за счёт инвестиций государства или частного капитала под гарантии государства, не действуют ни государственные, ни «рыночные» законы. В частном секторе строительства рынок строго распределил роли и ответственность «подрядчика» и «заказчика». «Заказчик» по стоимости и качеству строительства в соответствии с финансовыми возможностями сам на рынке выбирает себе «подрядчика», заключает с ним договор, в соответствии с законодательством определяет ответственность, сам контролирует и ход строительства и реальность затрат. И значения не имеет, каким образом определяется сметная стоимость, « базисно-индексным» или «ресурсным». Важно, что понятие «договорная цена» здесь существует, как реальность.

Увы, при строительстве для государства, для госмонополий (а это тоже государственные нужды) на такие понятия как «Твёрдая договорная цена», «Подряд» законы рыночных отношений имеют весьма приблизительное влияние. Попробуем разобраться, в чём основные причины сложившейся ситуации. Для этого, необходимо рассмотреть существующие экономические составляющие сметной стоимости и как они согласуются с законами «рынка». Известно, что расчёты сметной стоимости осуществляются «базово-индексным» методом, где за базу приняты сметные нормативы 2001 г. В них в состав прямых затрат входят: - оплата труда ( 13 -20% от стоимости прямых затрат, в зависимости от материалоёмкости работ) - Эксплуатация машин и механизмов - материалы, конструкции Накладные расходы и прибыль определяются величиной оплаты труда, при этом прибыль- 50-65% от этой же суммы. Если принять условия, что смета соответствует фактическим затратам (для этого она и составляется), то рассмотрим, на сколько будет успешным такой бизнес. Предприниматель заплатит из прибыли: Социальный налог 32% от фонда оплаты труда, прочие налоги. Надо выплатить премию работникам в пределах 10-15% от ФОТ, создать резерв для отпусков, материальную помощь для экстренных случаев и т.д. Из прибыли надо выплатить «дивиденды» учредителям. Необходимо предусматривать отчисления на обновление производственных фондов и т.д. Не надо забывать, что предприниматель зарабатывать и сам тоже должен, хотя бы 10 % от прибыли, иначе бизнес вообще не имеет смысла. И всё это за 50-65% от ФОТ!!!

Разве не в этом главная причина низкой производительности труда в строительстве, неудовлетворительного качества работ, недостаточного уровня механизации. За счёт чего же, несмотря на всё вышеизложенное, строительный бизнес, где «Заказчик» государство или Госмонополии, самый труднодоступный для рядового подрядчика. Отчего владельцы этого бизнеса одни из самых богатых людей. Почему здесь этот Бизнес - один из самых доходных? Ответ прост - за счёт завышения стоимости работ, индексов пересчёта в действующие цены. Всем известно, что не существует теории экономического расчёта индекса перевода базовых цен в действующие, он рассчитывается «заказчиком» под «себя» и своих прикормленных подрядчиков.

Непредсказуемость сметной стоимости крупных объектов начинается на стадии проектирования. Это касается, прежде всего , уникальных, нетиповых объектов и строек, расположенных в суровых и сложных условиях Севера Западной Сибири, Восточной Сибири, Северного Урала. Поручать Госмонополиям проектирование и определение сметной стоимости таких объектов, если оно ведётся за счёт казны, это одно и тоже, что «пускать козла в капусту» Увеличение сметной стоимости объекта всем «на руку». Проектировщики – те же коммерсанты в первую очередь, получают % от сметной стоимости объекта и материально зависят от неё. Примером может служить несостоявшийся проект железнодорожных линий «Урал - Полярный- Урал Индустриальный», протяженностью более 1000км. На проектирование из казны израсходовано 6 миллиардов руб. Когда специалисты проанализировали этот проект (прошедший даже какую - то экспертизу), то обнаружилось, что в определении стоимости и в самом проекте допущены грубые просчёты. Сметная стоимость была определена без учёта особенностей строительства в условиях Севера Западной Сибири. Надвинувшийся кризис и другие более важные задачи отодвинули эту стройку на более поздний период. Сейчас многое из этого проекта пересмотрено, поменялись многие приоритеты. А ведь могли и начать строить.

Что же необходимо предпринять, чтобы строительство из «чёрной дыры» в экономике страны, превратилось в экономически управляемую сферу деятельности. Прежде всего, надо признать недееспособность существующей системы определения сметной стоимости строительства при государственном заказе или там, где вкладываются бюджетные средства. Сметная стоимость должна быть «прозрачной», экономически обоснованной и по видам прямых затрат, по накладным расходам, по налоговой составляющей и прибыли предпринимателя с учётом воспроизводства (реновации). Это должен быть первый шаг по выводу строительного бизнеса «из теневой экономики».

Вторым шагом должно стать изъятие у госмонополий и других ведомств прав на рассмотрение, экспертизу, утверждение стоимости строительства строек за счёт госинвестиций или инвестиций под гарантии государства. Право на проведение Аукционов и тендеров на проектирование и строительство таких объектов также должно принадлежать государству. Понятно, что это противоречат требованиям «рыночной экономики», но меру эту следует рассматривать как временную на определённый период. Перевод строительной отрасли в государственном секторе на рыночные условия должен быть последовательным, после того, как с помощью и под контролем государства возникнут крупные генподрядные региональные строительные структуры, на базе новых современных строительных технологий, техники и кадров. Прежде всего, таких структур недостаточно в транспортном и промышленном строительстве . Для осуществления такого «огосударствления» строительной отрасли придётся пойти на создание при правительстве Госстроя с теми функциями, какие были у него при Советской власти.

Третьим шагом должно быть в законодательном порядке запрещение «Генподрядной деятельности», как бизнеса. Стоимость Генподрядных услуг должна определяться не % от Субподрядного договора, а как часть суммы накладных расходов, устанавливаемых специально для Генеральных подрядчиков . Тогда возникнет реальная заинтересованность у последних к наращиванию объёмов, выполняемых собственными силами. Это коренным образом изменит ситуацию на строительном рынке. «Генподрядные фирмы», занимающиеся только менеджментом, без собственных производственных мощностей исчезнут сами собой. Экономический «нигилизм» который царит в строительной сфере для государственных нужд, тяжёлым бременем лежит на государственной «казне» и расплачиваемся за это прежде мы - налогоплательщики, т.е. граждане Росси.

Вот бы новому Президенту и прежнему премьеру, новому премьеру и прежнему Президенту начать бы с решение этой застаревшей проблемы!

Комментариев пока нет