Есть мнение

Стратегическое управление и коррупция как организационно-управленческие альтернативы

29 октября 2016

Коррупция – это не просто «нарост» на теле экономики. Сегодня система коррупции в России и в мире – это компонент экономической, политической, культурной реальности. Коррупция оказывает значительное негативное воздействие на человеческие сообщества, их социально-экономическую и культурную динамику. А при определенных условиях коррупционная система вытесняет и замещает собой здоровую систему управления.

Цели и задачи коррупционной  системы организации и управления никак не связаны с целями и задачи объекта управления (страны, региона, отрасли, предприятия). Объект управления – лишь ресурс для коррупционных целей. Эти цели – получение сверхприбыли и защита этой сверхприбыли, в особенности в высокодоходных сферах экономики, теневых и криминальных сообществах, и изъятие этой сверхприбыли в пользу конкретных частных лиц.

Общество нуждается в формировании эффективной системы противодействия коррупции. Победить или минимизировать коррупционную систему организации и управления можно лишь путем создания эффективной легитимной системы управления, в первую очередь стратегического управления, и прозрачной экономики. Такой системы управления и такой экономики, которая сделает невыгодной и невозможной коррупционное управление, и которая, в свою очередь, вытеснит коррупционную систему, которая сделает невозможным использование сверхприбыли за пределами национальных интересов и использование криминальных доходов в экономических и политических целях.

В Российской Федерации на протяжении ряда лет проводится последовательная и поэтапная государственная политика, направленная на противодействие негативным практикам в экономике и управлении, в первую очередь коррупции. Предпринимаются комплексные усилия, основанные на отечественной и международной практике, реализуемой посредством участия России в международных организациях, подписания международных соглашений.

За 2012-2014 гг. достигнуты значимые результаты и в противодействии коррупции как в плане законотворчества (включая имплементацию норм международного права), так и в реализации практических мероприятий, усиленные  также следующими мероприятиями: создание Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции (декабрь 2013 г.); утверждение Президентом Российской Федерации Национального плана по противодействию коррупции на 2014-2015 годы (апрель 2014 г.). Национальная стратегия противодействия коррупции ставит основной целью искоренение причин и условий коррупции в российском обществе, в том числе экономических.

В принципе, о природе коррупции сегодня известно многое или почти все. Так, известно, что как и всякие социальные подсистемы, система коррупции имеет сложную комплексную природу, которая входит в структуру социальных, экономических, политических, правовых, мировоззренческих, морально-нравственных и эстетических социальных отношений, предполагает активность конкретных социальных субъектов, воздействует на всю совокупность социальных отношений и традиций, организует подсистему управления обществом, вытесняя иные подсистемы управления, в частности, систему стратегического управления. И как всякие социальные системы, система коррупции поддается управлению и регулированию со стороны общества, то есть, возможно создание достаточно эффективных механизмов противодействия ей с целью минимизация данного негативного явления в каждом конкретном обществе в каждый конкретный период его эволюции – как на оперативном, так и на стратегическом уровнях управления.

Стало известно, что коррупция – это комплексный культурный феномен, который включает в себя политический, экономический, геополитический и геоэкономический[1], правовой, морально-этический и иные аспекты, включая самопроизвольное («контагиозность»[2]) и направленное заражение коррупцией тех или иных стран и регионов планеты. Например, в России коррупционная система управления сформирована во многом под направленным воздействием англо-американской финансовой системы, стремившейся превратить экономику России, кроме унизительного сырьевого придатка, еще и в криминальный отстойник.

Известно и то (о чем, правда, меньше говорят), что основным источником коррупционных средств является сверхприбыль, получаемая в первую очередь в высокодоходных сферах, в том числе в теневой экономике и криминальном бизнесе (после процедур легализации либо используя коррупцию как инструмент легализации). Неспроста наиболее коррупциогенными сферами являются ресурсная сфера экономики, сфера строительства, энергетики, транспорта. Но в особенности это криминал и теневые сферы экономики, где прибыль достигает порой тысяч процентов. Изъять средства для коррупции из сфер экономики, едва сводящих «концы с концами», существенно сложнее и порой равнозначно уничтожению данного бизнеса – поэтому развитие новых технологий, машиностроения, науки и образования не интересно коррупционной управляющей системе.

В свое время целым рядом зарубежных и отечественных авторов анализировалась двойственность воздействия теневой экономики, включая коррупцию, на общие экономические процессы и есть аргументы в пользу подтверждения не только негативных, но и некоторых позитивных эффектов, в особенности в условиях несовершенства экономических и управляющих механизмов. Так, уже в работе Д. Касселя и У. Кичи относительно теневой экономике, кроме известных отрицательных эффектов, отводилась роль «экономической смазки», позволяющей сглаживать перепады в экономической конъюнктуре путем распределении ресурсов между легальной и теневой экономикой, роль «социального амортизатора», способного смягчать социальные противоречия (в частности, снижение социальной напряженности за счет неформальной занятости)[3]. В отечественной науке также указывается, что влияние теневой экономики может быть стабилизирующим и дестабилизирующим[4], что существует органичность сочетания легальной и теневой экономик в единой системе общественного воспроизводства, наличие параллельных легальных и нелегальных ресурсов, оборота, систем ценообразования с учетом оплаты криминальных услуг в теневой экономике и другие[5]. Аналогичные точки зрения имеют место и относительно коррупции, которая, как социальный институт и элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами – политическими, экономическими, культурными и т.д. – рассматривается как органический компонент социальной системы, выполняющий ряд жизненно важных социальных функций (в рамках процессов управления).

Такой подход, имея определенные объективные основания, смягчает отношение к негативным явлениям в экономике, направлен на их моральное оправдание и моральное оправдание той системы условий и причин, которые порождают негативные явления в экономике. В значительной степени именно поэтому в настоящее время, несмотря на принимаемые меры Президентом Российской Федерации и Правительством России, в обществе пока не ощущается обостренного негативного отношения к коррупции. Об этом заявляет, в частности, руководитель Управления Президента России по вопросам противодействия коррупции О.А. Плохой: «Меня поразили результаты одного из недавних опросов. Половина респондентов посчитали нормальным явлением дачу взятки, треть опрошенных – получение взятки. Видимо, люди привыкли к взяточничеству как к обыденному явлению. Не видят прямой связи коррупции с более серьезными угрозами»[6]. Это происходит в том числе вследствие организации «операции прикрытия» коррупционной системы, в качестве которой выступает банальное взяточничество, с помощью которого и создается (и намеренно поддерживается) образ «всеобщей замазанности» общества коррупцией, хотя взяточничество и коррупция – это две большие разницы.

Однако пока не до конца понято то, что негативные стороны финансово-экономической системы, в том числе и в особенности система коррупции, способны обретать определенное могущество и становиться компонентами управления, выдавливая легальные формы и механизмы управления, в том числе стратегическое управление. Этот компонент природы теневой экономики и коррупции позволяет формировать подсистемы управления, основанные на коррупционных отношениях, сущностью которых является принятие управленческих решений не на основе оптимального и научно обоснованного выбора (сценария развития, кадрового назначения, подрядчика выполнения заказа и т.д.), а на основе сочетания двух факторов – а) сверхприбыли социальных субъектов, продавливающих собственные интересы, и б) корыстных интересов лиц, принимающих решения.

Это пагубно сказывается на развитии общества. И несмотря на то, что коррупционное управление способно обеспечивать своеобразные формы квази-устойчивости финансово-экономических и социально-экономических подсистем общества, а при значительных масштабах коррупции – и устойчивости национальной экономики в целом, оно должно всячески пресекаться. Поскольку коррупция, формируя альтернативную систему управления, становится фактором, угрожающим стратегическим интересам национальной безопасности[7]. В этой связи необходимо постоянное внимание научного сообщества на минимизацию таких управленческих эффектов.

Отечественная наука (в том числе финансово-экономическая) на протяжении пореформенного периода проделала огромную, хотя и не вполне комплексную работу, как по освоению мирового опыта, так и по осмыслению ситуации в России и выработке собственных моделей и рекомендаций. Исследования были развернуты и по широкому спектру взаимосвязанных смежных проблем. На основе анализа практически всей отечественной и основной зарубежной научной литературы, начиная с момента возникновения специальных исследований данной проблемы в 60-е годы ХХ века, по широкому спектру проблем экономической безопасности, криминальной экономики, противодействия экономической преступности и коррупции, смежных проблем (монографий, диссертационных исследований, научных статей[8]) в НИР в рамках Государственного задания в 2014 году в Финансовом университете при Правительстве РФ выявлен комплекс причин и условий коррупции, основными из которых научным сообществом безусловно признаются следующие основные:

- непрозрачная экономика (наличие теневого сектора);

- асимметрия информации;

- наличные деньги;

- оргпреступность и криминальная экономика, их сверхприбыльность, особенно при высокой доле в экономике и «силе давления»;

- конфликт интересов, незаконный лоббизм;

- оффшоры;

- высокие процентные ставки кредитов;

- высокая скорость развития новых финансовых технологий;

- взаимосвязь внешнего и внутреннего потенциалов коррупции, в частности, «внешнее управление» со стороны МВФ и ВБ;

- формирование частных денег и мобильных расчетов;

- большие сегменты нездоровой экономики и финансовых систем;

- неэффективное управление.

Соответственно, система управления на основе коррупции направлена, во-первых, на сохранение указанных обстоятельств, способствующих ее возникновению и развитию, а также на их активное использование, на формирование совокупности взаимосвязанных субъектов, которые формируют систему теневого (коррупционного) управления, выработки и принятия управленческих решений. По каждому отдельному пункту несложно провести анализ того, как он используется в системе управления экономическими процессами на основе коррупции.

С целью нейтрализации причин и условий возникновения коррупции разработана архитектура системного комплекса по противодействию отмыванию доходов и коррупции, которая должна включать в себя следующие элементы:

- эффективное государственное регулирование финансово-экономической деятельности;

- значительная деофшоризация национальной экономики;

- эффективная банковская система и система регулирования денежно-кредитной политики;

- эффективный финансовый контроль;

- финансовый инжиниринг как инструмент антикоррупционных и антиотмывочных схем;

- управление рисками криминализации и теневизации;

- устранение или минимизация наличного денежного оборота;

- эффективное налоговое регулирование;

- цивилизованный лоббизм;

- антикоррупционная и антиотмывочная экспертиза экономических проектов и управленческих решений на предмет рисков;

- антикоррупционное и антитеневое поведение, декларации и нормы поведения, развитие роли антикоррупционных и антиотмывочных стандартов и норм в микроколлективах, на предприятиях и в органах власти, корпоративный комплаенс-контроль;

- мораль в обществе, деятельность СМИ направленная на воспитание высокой морали и достоинства на основе гордости за страну, антикоррупционное общественное мнение;

- общественные организации, общественный контроль;

- эффективное правоприменение;

- эффективные контрольно-надзорные органы;

- эффективные правоохранительные органы;

- эффективные суды;

- наличие стратегии развития;

- эффективное стратегическое управление в национально-государственных интересах,

- эффективные мозговые центры, осуществление форсайта, вовлечение научно-экспертного сообщества;

- формирование интеллектуальных автоматизированных информационных систем, формирование человеко-компьютерной системы управления;

- краудсорсинг: вовлечение активной части населения, формирование патриотических институтов гражданского общества;

- развитие самоуправления с делегированием полномочий и ресурсов;

- понимание того, что эффективность контрольно-надзорных мер международных организаций (ФАТФ, ГРЕКО и др.) достижима лишь при дополнительных условиях, существующих в развитых странах и отсутствующих в России;

- формирование сетевой структуры глобального мира;

- эффективная экономическая безопасность государства;

- эффективное образование (в том числе в сети вузов) и система подготовки и переподготовки кадров;

- эффективная правовая и экономическая безопасность (защищенность) хозяйствующих субъектов.

Кроме того, были сформулированы следующие основные научные задачи:

- изучение факторов, условий и причин функционирования теневой и криминальной экономики, механизмов легализации преступных доходов и коррупции;

- разработка системы эффективных мер противодействия благоприятным условиям отмывания денег и коррупции, устранения причин их проявлений на практике;

- развитие методологии выявления и прогнозирования угроз и рисков национальной безопасности, возникающих в сфере финансового обращения;

- развитие автоматизированных моделей идентификации образов незаконных или вредоносных финансовых потоков и отдельных сделок;

- разработка теории выявления специфических тенденций и аномальностей в системе движения денежных потоков, в том числе на основе концепций неопределенности и нелинейности;

- разработка формализованных моделей знаний о функционировании международной финансовой сферы и циркулирующих денежных потоках;

- методология комплексной экспертизы управленческих, в т. ч. экономических, правовых, финансовых, кадровых и других решений, на предмет минимизации (устранения) условий и причин для легализации преступных доходов и коррупции;

- проведение научных разработок в области стратегического управления в рассматриваемой сфере, включая процедуры отбора экспертов и использование существующих методов экспертных оценок, краудсорсинговые технологиии, посткраудсорсинговые технологии (с использованием экспертных и семантических сетей);

- антикоррупционная, антикриминальная и антиотмывочная экспертиза действующей нормативной правовой базы и проектов нормативных правовых актов;

- организация научного мониторинга для постоянного производства новых знаний о появляющихся видах и формах легализации и коррупции, о новых методах их предупреждения;

- разработка, адаптация, апробация и сопровождение внедрения стандартов антикоррупционного поведения чиновников и всех тех лиц, от которых зависит принятие решений;

- разработка моделей функционирования правовых и административных барьеров в целях противодействия, научно-методическое обеспечение совершенствования нормативной правовой базы, повышения ее эффективности, в том числе на основе учета и адаптации к российским реалиям международного опыта и рекомендаций;

- научное обеспечение эффективности правоприменительной деятельности, включая контрольно-надзорную, правоохранительную, правоприменительную для обеспечения принципа неотвратимости наказания, разработка методик и алгоритмов раскрытия современных типов экономических преступлений в сфере отмывания денег и коррупции;

- научное обеспечение антикоррупционной и антилегализационной информационной работы для формирования и корректировки общественного мнения и деятельности СМИ.

Выделены также следующие научно-практические задачи:

- развитие средств автоматизации функционирования органов системы противодействия, обработки транзакций и идентификации денежных потоков;

- разработка формализованных инструментов сбора и обобщения интересующих данных для использования в научных разработках, систематизации и распространения опыта и лучших практик;

- создание инновационных центров для апробирования и адаптации теоретических и прикладных моделей, организации тренингов, ситуационных анализов;

- разработка профессиональных стандартов;

- проведение инвентаризации, анализа, классификации, патентного оформления программно-инструментальных, информационных и аналитических средств сбора и обработки данных;

- создание обучаемых и самообучающихся экспертных систем;

- организация и внедрение сетевых экспертных процедур, в том числе системы оперативного консультирования в дистанционном режиме;

- изучение и систематизация международного опыта;

- разработка научно обоснованных программ развития системы мониторинга и противодействия.

В целом для дальнейшего развития исследований необходимо продолжить комплексные исследования природы, движущих сил, динамики российской криминальной и теневой экономики как наиболее опасного основания для формирования системы коррупции. Необходимо также вскрывать причинный комплекс коррупции, углублять и актуализировать исследования характерных для криминальной экономики внеэкономические методы конкуренции и способов получения сверхприбыли, занятости, направленно создавать альтернативные условия.

На этой основе должны закладываться механизмы здорового стратегического управления как альтернативы коррупции – поскольку повышение прогнозируемости, планируемости, программируемости экономики, открытости информации, создание эффективной системы контроля и мониторинга как необходимых компонентов управления естественным образом резко снижают потенциал коррупции вообще и коррупционной системы управления в частности.

Ссылки:

1. См.: Селиванов А.И. Геополитические и геоэкономические причины коррупции в России// Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 5.

2. Борцев В.В. Коррупция: контагиозность, последствия и методы противодействия. Автореф. …канд. экон.н. – М., 2014.

3. Cassel D., Cichy U. The shadow economy and economy policy in East and West: a comparative system approach // In: The unofficial economy. Consequences and perspectives in different economic systems. Gower, 1987. P.140-141.

4. Кутузов Ю.Ю. Теневая экономика России // Общество, экономика, государство: современное состояние, проблемы и перспективы: межвузовский сборник научных статей по материалам и сообщений межвузовской научно-практической конференции (10-11 апреля 2012 г.). – Южно-Сахалинск: Южно-Сахалинский институт (филиал) РГТЭУ; Сахалинская областная типография, 2012. – С. 121-125.

5. Филиппова Т.В. Пути снижения активности теневых экономических отношений в российских условиях // Социально-экономические преобразования в России: сборник научных трудов. – Вып. 6. – Кемерово, 2012. – С.34-41.

6. Колесниченко А. Олег Плохой: «Люди привыкли ко взяточничеству как к обыденному явлению» // Еженедельник «Аргументы и Факты». № 18. 30 апреля 2014 г.

7. См. также: Хабибулин А.Г., Селиванов А.И. Стратегическая безопасность российского государства: политико-правовое исследование. 2-е изд., дополненное. М.: Формула права, 2011.

8. См.: Гладких В.И., Селиванов А.И. Научно-методические подходы к исследованию феноменов отмывания преступных доходов и коррупции// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т.11, вып.1. С.95-108; Гладких В.И., Селиванов А.И. Научные подходы к исследованию феноменов противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и коррупции// Общество и преступность: уголовно-правовые, пенитенциарные и криминологические аспекты: сборник научных статей участников Всероссийской научно-практической конференции (Киров, 30 апреля 2014 года). – Киров: Аверс, 2015. С. 9-20; Селиванов А.И. Противодействие легализации преступных доходов и коррупции: финансово-экономические аспекты// Вестник Финансового университета. 2014. №6.С. 110-117.

 

Комментарии 6

<p>
Можно ли это назвать "бытовой коррупцией?!
</p>
<p>
 
</p>
<p style="font-size:24px;font-family:Helvetica;">
<span style="color:#ff2f5e;"><b>Люди! Не верьте сотрудникам телешоу "Город Доверия"!</b></span> Они защищают интересы коррумпированных чиновников и богатых предпринимателей. Вся информация, говорящая в защиту ваших интересов и которую Вы по глупости им предоставите, будет использована против Вас! Ею тут же поделятся с вашим оппонентом, врагом и т.д., чтобы тот/те смогли лучше подготовиться к борьбе против Вас. Вам будут парить мозги, что "они" за вас, что они тоже возмущены, что их юрист раскопает все документы и нарушения, а в итоге всё будет наоборот. "Специалисты " и "эксперты", которых они привлекут якобы Вам в помощь сделают все выводы, даже при полной очевидности нарушений, не в вашу пользу. Да Вам и не покажут ничего , до тех пор пока Вас не усадят на лобное место перед камерой. Скажут об этих "Експертизах"  -- хотя и солгут, но устно и ясно почему(и это в дальнейшем, будет недоказуемо), что они в вашу пользу. Вас специально оставят в неведении и даже введут в заблуждение о том, кто конкретно будет присутствовать при видеозаписи в студии и будет ли кто точно представлять именно Ваши интересы. Вы останетесь один против всех " во имя правды и объективности" и Вас оплюют. <span style="color:#ff2f5e;"><b>Теперь главное:</b></span> после этого путь в суд и прокуратуру для Вас навсегда закрыт, ибо Ваш обидчик всегда сошлётся на телепередачу, где специалисты - юристы - депутаты- роспотреб и непотреб + пожарные в одно большое горло установили дружно, что Вам сюда не нужно!
</p>
<p style="font-size:24px;font-family:Helvetica;">
Короче: Вас дискредитируют, а оправдают тех(как они говорят) "кто платит большие налоги в бюджет" и уже поэтому у них больше прав и они правы, а самые вопиющие фото и видео, и документы не упомянут и не покажут. 
</p>
<p style="font-size:24px;font-family:Helvetica;">
Это лишь моё личное мнение, коль скоро каждый по конституции (её, слава богу, пока никто не отменял) имеет на него право. Его я его никому не навязываю. Главная задача этого шоу  и то, чтобы люди, не смогшие ничего изменить, выпустили пар и просто устали - они называют это словом "примирились". Браво! Может быть кому-то и повезло?! 
</p>
<p style="font-size:24px;font-family:Helvetica;">
Удачи Вам, ДРУЗЬЯ!!! Я лично Не Верю  Доверию.
</p>
<p>
Если бы власть слышала и читала ,мониторила публикации,коррупцию победить можно,нужна воля государства!
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Очень много написано про КОРРУПЦИЮ, и описание сути её размыто!
</p>
<p>
<strong>Питательной средой для коррупции в России является частная собственность. В стране создаются все условия для развития частного бизнеса, другими словами избранным лицам дана полная свобода эксплуатировать свой народ. </strong>
</p>
<p>
<strong>Власть же как бы оказывается за рамками этого процесса.  </strong>
</p>
<p>
И у бюрократии возникает естественное желание не отставать от новых хозяев жизни, а у неё только один ресурс в руках - административный, который она и начинает использовать по полной программе, эксплуатируя как богатых, так и бедных, подавая пример и более мелкой бюрократии. 
</p>
<p>
<strong>Нельзя не сказать о том, как бороться с этим недугом, если затягивать с терапией по лечению, то обязательно придёт хирург. </strong>
</p>
<p>
Автор же считает, что лечение может быть только хирургическое, и нельзя обходить вниманием и существующую экономическую и политическую систему.  Этим Россия и отличается от других стран. В этом, можно сказать, и заключается суть Русской идеи. 
</p>
<p>
<strong>Вот такой патологический случай! То есть коррупция это заболевание общества, вызванное неквалифицированным вмешательством политиков в жизнь общества!</strong>
</p>
<p>
Можно ли это назвать "бытовой коррупцией?!
</p>
<p>
 
</p>
<p style="font-size:24px;font-family:Helvetica;">
<span style="color:#ff2f5e;"><b>Люди! Не верьте сотрудникам телешоу "Город Доверия"!</b></span> Они защищают интересы коррумпированных чиновников и богатых предпринимателей. Вся информация, говорящая в защиту ваших интересов и которую Вы по глупости им предоставите, будет использована против Вас! Ею тут же поделятся с вашим оппонентом, врагом и т.д., чтобы тот/те смогли лучше подготовиться к борьбе против Вас. Вам будут парить мозги, что "они" за вас, что они тоже возмущены, что их юрист раскопает все документы и нарушения, а в итоге всё будет наоборот. "Специалисты " и "эксперты", которых они привлекут якобы Вам в помощь сделают все выводы, даже при полной очевидности нарушений, не в вашу пользу. Да Вам и не покажут ничего , до тех пор пока Вас не усадят на лобное место перед камерой. Скажут об этих "Експертизах"  -- хотя и солгут, но устно и ясно почему(и это в дальнейшем, будет недоказуемо), что они в вашу пользу. Вас специально оставят в неведении и даже введут в заблуждение о том, кто конкретно будет присутствовать при видеозаписи в студии и будет ли кто точно представлять именно Ваши интересы. Вы останетесь один против всех " во имя правды и объективности" и Вас оплюют. <span style="color:#ff2f5e;"><b>Теперь главное:</b></span> после этого путь в суд и прокуратуру для Вас навсегда закрыт, ибо Ваш обидчик всегда сошлётся на телепередачу, где специалисты - юристы - депутаты- роспотреб и непотреб + пожарные в одно большое горло установили дружно, что Вам сюда не нужно!
</p>
<p style="font-size:24px;font-family:Helvetica;">
Короче: Вас дискредитируют, а оправдают тех(как они говорят) "кто платит большие налоги в бюджет" и уже поэтому у них больше прав и они правы, а самые вопиющие фото и видео, и документы не упомянут и не покажут. 
</p>
<p style="font-size:24px;font-family:Helvetica;">
Это лишь моё личное мнение, коль скоро каждый по конституции (её, слава богу, пока никто не отменял) имеет на него право. Его я его никому не навязываю. Главная задача этого шоу  и то, чтобы люди, не смогшие ничего изменить, выпустили пар и просто устали - они называют это словом "примирились". Браво! Может быть кому-то и повезло?! 
</p>
<p style="font-size:24px;font-family:Helvetica;">
Удачи Вам, ДРУЗЬЯ!!! Я лично Не Верю  Доверию.
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Очень много написано про КОРРУПЦИЮ, и описание сути её размыто!
</p>
<p>
<strong>Питательной средой для коррупции в России является частная собственность. В стране создаются все условия для развития частного бизнеса, другими словами избранным лицам дана полная свобода эксплуатировать свой народ. </strong>
</p>
<p>
<strong>Власть же как бы оказывается за рамками этого процесса.  </strong>
</p>
<p>
И у бюрократии возникает естественное желание не отставать от новых хозяев жизни, а у неё только один ресурс в руках - административный, который она и начинает использовать по полной программе, эксплуатируя как богатых, так и бедных, подавая пример и более мелкой бюрократии. 
</p>
<p>
<strong>Нельзя не сказать о том, как бороться с этим недугом, если затягивать с терапией по лечению, то обязательно придёт хирург. </strong>
</p>
<p>
Автор же считает, что лечение может быть только хирургическое, и нельзя обходить вниманием и существующую экономическую и политическую систему.  Этим Россия и отличается от других стран. В этом, можно сказать, и заключается суть Русской идеи. 
</p>
<p>
<strong>Вот такой патологический случай! То есть коррупция это заболевание общества, вызванное неквалифицированным вмешательством политиков в жизнь общества!</strong>
</p>
<p>
Если бы власть слышала и читала ,мониторила публикации,коррупцию победить можно,нужна воля государства!
</p>