Есть мнение Статьи Молодёжная редакция Главная тема Новости

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

18 сентября 2018

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Важнейшим ресурсом развития любого общества является молодежь, которая играет большую роль в социально-экономических процессах, как его настоящего, так и его будущего. Именно молодежь, являясь одновременно и объектом и субъектом процесса социализации, выступает отражением того, что происходит в обществе. Молодежь – это тот «продукт», который создало общество, это результата складывающихся в обществе экономических, социальных, политических, духовных процессов. Анализ состояния молодежи, как большой социальной группы, во многом определяет образ будущего данного общества.

И молодежь Хабаровского края на сегодня представляет существенный потенциал его развития. Численность молодежи в Хабаровском крае в возрасте от 14 до 30 лет составляет 319 тыс. человек, или 24% всего населения края и 40% трудоспособного населения. Городская молодежь составляет 82%, сельская – 18%. Более 116 тыс. человек (36,5%) обучаются в образовательных организациях, 202 тыс. молодых людей (63,5%) заняты в социальной сфере и различных отраслях экономики края. Деятельность по реализации государственной молодежной политики в крае осуществляют 3 краевых государственных учреждения, 11 муниципальных молодежных центров. В Хабаровском крае зарегистрировано 688 молодежных и детских общественных объединений, с общим количеством участников более 100 тысяч человек.

Бесспорно, что средства массовой коммуникации играют значительную роль в процессах социализации молодежи. Массовая коммуникация имеет определенную социальную направленность, которая отражает интересы больших социальных общностей. СМИ, как часть средств массовой коммуникации, является одним из основных социализирующих институтов наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. Значительные возможности воздействия на молодёжную аудиторию этого общественного института обусловливаются тем обстоятельством, что их содержанием охватывается весь спектр психологического воздействия в диапазоне от информирования, обучения, убеждения до манипулирования (воздействия на уровне чувств и подсознания).

При рассмотрении СМИ как фактора социализации, необходимо акцентировать внимание, что непосредственным объектом выступают большие социальный группы, например, молодежь. СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением – наиболее велика. СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально.

В рамках заявленной проблематики, необходимо, прежде всего, определить какие каналы могут стать ключевыми для трансляции основных социальных установок для молодежи, выявить наиболее востребованные источники получения информации.

Анализируя структуру распределения ответов респондентов, можно констатировать о повышении уровня избирательного потребления информации. Наиболее популярным каналом получения информации является интернет для всех возрастных групп молодежи. Телевидение хоть и занимает достаточно высокие позиции, но более востребовано молодежью в возрасте 29 лет. Радиотрансляция на сегодняшний день не несет уже развивающей и социализирующей нагрузки, а создает «шумовой» эффект.

Таким образом, мы имеем определенное распределение интересов к источникам получения информации. Несмотря на то, что интернет занимает лидирующие позиции при получении информации, но акцент на содержательную часть в представленных молодежных группах различен. Для молодежи 17 лет данный источник в основном занят «социальными сетями», респонденты в возрасте 24 лет основной акцент при получении информации, делают на интернет ресурсах, причем социальные сети, хотя и занимают достаточно высокие позиции, но все же снижаются по отношению к более молодой аудитории. В 29 лет респонденты получают информацию не только из интернета, но и активно уделяют внимание такому источнику как телевидение.

Как показывают результаты исследования, огромной популярностью среди молодежи по-прежнему пользуется Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций – связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса). Но по сравнению с 2013 годом роль интернета возросла, а телевидения снизилась, при этом можно наблюдать разницу в период между 2013 и 2017 годами во всех возрастных группах. К примеру, процентное соотношение составляет 17,2% в возрастной когорте молодых людей от 17 лет (в отношении 2009 г. к 2013 г. разница составляет 4,1%). Среди респондентов, возраст которых 24 года процентное отношение составляет 34,5%, а среди 29-летних молодых людей – 27%. Аналогично, но уже в обратной последовательности, прослеживается рост популярности сети Интернет. Если процентная разница показателей 2009 г. и 2013 г. не является значимой, то к 2017 г. происходит резкий скачек выбора интернета как значимого ресурса для жизнедеятельности молодых людей. Итак, Интернет занимает лидирующие позиции в поиске информации. Подобное явление может быть связано с рядом причин, основная из которых - IT технологии шагнули на шаг вперед и на сегодняшний день современная молодежь не представляет себе жизни без свободного доступа к беспроводной и проводной сети.

Наиболее значительными для молодежи 29 лет, являются федеральные каналы, где в основном представлена общественно-политическая информация, 24 летние и 17 летние респонденты предпочитают развлекательные каналы типа ТНТ, СТС, МузТВ. Результаты исследования позволяют предположить, что размещение информации направленной на формирование ценностно-нормативных установок у молодежи 17-24 лет наиболее продуктивно будет именно на каналах представленных выше.

Наиболее популярными каналами у молодежи Хабаровского края по-прежнему пользуются «Первый канал», «ТНТ», «СТС», «Россия» и «НТВ». Следует отметить, что за последние годы произошел сдвиг телевизионных предпочтений молодежи – снижение рейтинга новостных, общественно-политических каналов (Первый, Россия) при значительном росте развлекательных (ТНТ, СТС). Также можно диагностировать, что респонденты в возрасте 24 лет выбирают принципиальный отказ от телевидения – 34%, в то время как в 29-летнем возрасте это количество составляет 19%, а в 17 – 22%. При этом данные показатели существенно увеличиваются именно к 2017 году. Однако отказ от телевидения происходит, как правило, в пользу использования интернет-ресурсов.

Несмотря на разницу в приоритетах выбора информационных ресурсов, наиболее востребованными социальными сетями для всех возрастных групп молодежи является «ВКонтаке», но цели взаимодействия в социальных сетях различны. Так социальные сети для всех респондентов являются источником общения и друзьями (69,9%), но для работы данный ресурс в основном используют молодые люди в возрасте 24 лет. Игровая деятельность в сети наиболее интересна для 17 летних респондентов, к 29 годам этот интерес значительно снижается. По данным исследования значительная часть молодежи пользуется интернетом и социальными сетями в среднем от 2-3 часов в день, что составляет 26% от числа опрошенных респондентов.

Необходимо отметить, что развитие компьютерных информационных технологий снимает многие барьеры с одной стороны, а с другой – являются источником негативной информации. Так, социальные сети являются источниками распространения порнографии, пропаганды насилия, суицидов и др. Повсеместно распространена нецензурная брань, оскорбления, угрозы и унижение.

Можно констатировать, что за обсуждением событий в интернете (комментарии к постам, новостям и т.д.), в том числе и политических проводят время в большей степени 17-летняя аудитория молодежи. Кроме того, можно отметить, что именно 17 летние респонденты сравнительно чаще сталкиваются с оскорблениями и угрозами в социальных сетях. Одним из самых проблематичных моментов взаимодействия в социальных сетях является проблема нецензурной брани. Данный показатель отметили подавляющее большинство опрошенных респондентов в возрасте, при этом важно подчеркнуть, что наиболее часто ее употребляют самые молодые участники опроса.

Таким образом, результаты исследования позволяют предположить, что молодежь в возрастной группе 17 лет наиболее склонна к агрессивному поведению в социальных сетях и иных ресурсах. Во многом это определяется возрастными особенностями и юношеским максимализмом.

Следует отметить, что современные средства массовой информации играют значительную роль в жизни молодежи Хабаровского края. Ориентация молодежной аудитории на направленность СМИ носит развлекательно-досуговый характер, что в большей степени присуще молодежи младших возрастов. Молодежь в большей степени ориентируется на получение информации из Интернета и телеканалов, в меньшей – газеты, журналы, радио. Эту тенденцию и необходимо использовать при использовании СМИ в качестве информационных каналов для молодежи.

Комментариев пока нет