Сравнительный анализ внешней культурной политики Франции и России

На текущий момент, в системе международных отношений проблема культурного сотрудничества приобретает одно из основополагающих значений. Культурные связи не только формируют базис для развития экономического и политического диалога, но и, очевидно, представляют собой важнейшее направление международной деятельности, обладающее собственным уникальным арсеналом средств, при этом способствуя созданию позитивного образа государства за рубежом. Сегодня вопрос межкультурного взаимодействия получил признание и развитие во внешнеполитической деятельности большинства развитых стран. В ХХ в. сформировались принципы, институциональные и документальные основы внешней культурной политики, являющейся самостоятельной величиной в практической деятельности стран.

Истоки отношений России и Франции – двух государств, которые «замыкают» собой Европу с запада и востока, уходят в глубину веков. С начала ХVIII века связи двух стран становятся все более и более стабильными. Отношения между двумя великими державами Европы не всегда были безоблачными. Два государства то сближались, то отдалялись друг от друга под влиянием идеологии, геополитики, экономических и иных факторов.

На сегодняшний день несмотря на то, что Франция присоединилась к Евросоюзу к экономическим антироссийским санкциям, можно с полным основанием можем утверждать, что Францию и Россию уже более трех веков объединяют крепкие узы культурного сотрудничества. С распадом Советского Союза в конце 1991 года и образованием Российской Федерации французско-российские взаимоотношения получили новый импульс в развитии, а это, в свою очередь, способствовало активному взаимодействию двух государств в сфере культурного сотрудничества.

Культура, важнейший канал постоянного диалога между нашими странами и народами. Активное сотрудничество развивается практически во всех областях творческой, артистической и гуманитарной деятельности. Многочисленные фестивали, концерты, спектакли, выставки, кинопоказы, собирающие полные залы в столице и других городах Франции, являются наглядным подтверждением того, что российское искусство по-прежнему вызывает большой интерес и высоко оценивается французами.

Сотрудничество в лингво-культурной сфере является основой для российско-французских отношений. Приоритетными направлениями являются: содействие студенческим контактам, продвижение изучения французского языка в школах, вузах, среди специалистов, поддержка связи между крупными культурными учреждениями, молодыми талантами и способствование научным обменам.

Ключевое значение в развитие внешней культурной политики сыграла именно Россия, которая (будучи СССР) смогла показать всему миру, что сотрудничество в области культуры может оказывать действенное влияние на развитие международного диалога и эффективно способствовать налаживанию отношений между государствами с противоположной политической идеологией и экономической системой.

Именно на начальном этапе становление советской государственности имело место институциональное оформление внешнеполитической культурной модели СССР, происходила разработка главных направлений и форм культурного сотрудничества, последовательно реализуемое на двусторонней и многосторонней основе. Весомый вклад в реализацию культурных инициатив за границей внесло основанное в 1925 году Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Даная организация стала первым представителем, отражавшим главные принципы и подходы к участию СССР в системе международного культурного обмена.

Данный этап стал максимально плодотворным для молодого советского государства в культурном аспекте. У Советского Союза появились первые иностранные партнеры, а опыт институционального оформления внешней культурной политики в СССР был применен в процессе создания соответствующих организаций в прочих государствах странах, в первую очередь в Англии.

После распада Советского союза обстановка для развития культуры в новой России оказалась напряженной, неустойчивой, противоречивой, насыщенной крупными перестроечными общественно-политическими и экономическими событиями, особенно в начальный период.

Привычная для русского человека картина мира менялась. Люди десятилетиями ощущали себя носителями передовых идей, участниками великих социальных преобразований, победителями в Великой Отечественной войне, и вдруг оказались на перепутье. Под вопрос поставлен статус великой державы, что вызвало настроения разочарования, исчезала уверенность в завтрашнем дне из-за расшатывания системы социальных обязательств государства, размывались национальные ориентиры, росло социальное расслоение общества, менялись и представления о допустимых нормах поведения. Культура переставала формировать общественное пространство[1].

В условиях рынка приходилось находить новые формы культурной деятельности, проявлять инициативу и настойчивость в решении многих важных задач, совершенствовать стиль и методы работы аппарата Министерств. С начала 2000 г. осуществлялось преобразование государственного управления культурой и формирование новой структуры Министерства культуры. Во многом благодаря этому был достигнут некоторый прогресс в области развития культурной сфере, как внешней, так и внутренней [2].

            В свою очередь, современная концепция культурной дипломатии правительства Французской Республики сформировалась по итогам длительной исторической эволюции в рамках традиционной политики её власти, которая направлена на защиту культурной самобытности и национальных интересов своего государства[3] .

С момента зарождения в Средневековье в форме волевых актов просвещённых монархов, а затем и президентов Французской Республики и даже после учреждения в 1959 г. первого министерства по делам культуры во главе с выдающимся литератором и публицистом Андре Мальро, данная концепция никогда не получала оформления в форме официального программного документа. Это случилось только в 1983 г. при определённых исторических условиях в виде документа под названием «Внешний культурный проект Франции», который был принят правительством социалистической партии.

С этого периода, условно говоря, с точки зрения доктрины можно выделить три основополагающих идеи культурной деятельности Франции за рубежом:

•          культурное «сияние»,

•          культурная исключительность,

•          культурное многообразие [4].

На рубеже ХХ - начале ХХI века российско-французские культурные связи, впитав в себя многовековые традиции, превратились в прочный монолит, состоящий из образования, искусства, литературы и т.д. Две страны вступили в стадию привилегированного партнерства. Это привело к тому, что правительства двух стран объявили 2010 год «перекрестным» Годом России во Франции и Франции в России. Он ознаменовался целым рядом знаменательных событий и мероприятий в самых различных сферах жизни двух держав. Именно данное событие можно считать новым витком культурного сотрудничества рассматриваемых в работе государств.

Главным отличием внешнеполитической культурной модели двух стран является активное использование Францией так называемого фактора «Мягкой силы». Под «мягкой силой» подразумевается способность страны отстаивать свои интересы за счет привлекательности национальной культуры, технологических достижений и дипломатической деятельности – в противовес «жесткой силе», основанной на военном и экономическом давлении. Кроме того, «мягкая сила» вполне совместима с культурной политикой, в отличии от «жесткой».

Согласно последним исследованиям, Франции удалось выбиться в лидеры по использованию «мягкой силы», прежде всего благодаря победе на президентских выборах основателя движения «Вперед!» Эммануэля Макрона. Как отмечается в докладе, президент Франции сумел объединить нацию вокруг «идей глобализма и прогресса» и фактически вытянул страну из состояния длительной социальной депрессии. Несмотря на сохраняющиеся угрозы терактов, Франция с ее выдающимися объектами культурного наследия сохранила прежнюю привлекательность для иностранных туристов. При этом свои позиции в рейтинге «мягкой силы» страна укрепила за счет активной дипломатической деятельности и участия практически во всех крупнейших культурных международных событиях [5].

После прихода к власти нового французского президента 29 мая 2017 года президент России Владимир Путин по приглашению президента Франции Эммануэля Макрона посетил Париж с рабочим визитом. В Версальском дворце лидеры двух стран обсудили двусторонние отношения, что дополнительно подчеркивало важность российско-французского культурного сотрудничества и его влияния на все другие сферы сотрудничества.

«Перекрёстное» сотрудничество России и Франции успешно развивается и в области университетского образования. Об этом свидетельствует около 40 франко-российских программ, выдающих двойные дипломы. Сегодня как минимум каждый третий французский университет имеет побратима в России. Такое стало возможным благодаря сотне договоров на уровне магистратур, которые дают возможность обмена студентами. Совместные образовательные программы объединяют наиболее престижные вузы двух стран, такие как Высшая школа экономики и Университет Париж 1, Московский государственный институт международных отношений и Парижский институт политических наук, Орловский государственный университет и Университет города Реймс и многие другие.

Одной из наиболее самобытных форм внешней культурной политики Франции являются так называемых «культурные сезоны», которые активно используются французским правительством для решения различных задач.

Во-первых, как часть внешней культурной политики культурные сезоны помогают продвижению французского языка и культуры за рубежом, способствуют укреплению культурных связей Франции во всем их многообразии с другими государствами. Все эти меры в итоге направлены на реализацию конечной цели внешней культурной политики – формирование привлекательного, доброжелательного внешнеполитического имиджа Франции за рубежом и укрепление ее авторитета [6].

Культура, давно уже ставшая своеобразным брендом Франции, в этом отношении способна принести весьма ощутимые результаты. Франция всегда вкладывала много сил и средств в распространение своей культуры за рубежом. В основе современной внешней культурной политики лежат три основополагающих идеи[7]:

•          распространение французской культуры за границей,

•          поддержка разнообразия культур на планете,

•          создание условий для знакомства с другими национальными культурами в своей стране.

Стоит так же отметить, что 25 мая 2018 года Министерство культуры Российской Федерации и Министерство культуры Французской Республики подписали Декларацию о намерениях о сотрудничестве в области культурного наследия. Свои подписи под документом поставили главы ведомств — Владимир Мединский и Франсуаз Ниссен.

Подписание российско-французской Декларации о намерениях в области культурного наследия позволит наладить регулярные преподавательские и студенческие обмены, а также обмен опытом и программами для подготовки профессиональных кадров в сфере сохранения, управления устойчивым развитием культурного наследия наших стран.

Согласно положениям документа, федеральные ведомства будут налаживать двустороннее сотрудничество в сфере сохранения архитектурного наследия и совершенствования профессиональной компетентности, связанной с архитектурным наследием. Ведомства также будут стремиться к развитию сотрудничества, обмену опытом и информацией, оказанию технической взаимопомощи и обмену специалистами, совместной организации обучения, проведению семинаров и тренингов в России и Франции. Декларация также предполагает создание комитета, который будет проводить регулярные заседания. В его состав войдут представители двух Министерств.

Исходя из рассмотренного материала, можно сделать вывод о том, что, несмотря на некоторые различия во внешнеполитической культурной модели России и Франции, в области совместного культурного сотрудничества у двух стран много общего. Во многом это стало благородя обширной историческим культурным связям двух народов, а также обширной правовой базе, лежащей в основе данного сотрудничества, которая обеспечивает эффективное проведение таких культурных событий как «Культурные годы Франция-Россия». Так, если 2010 год был перекрестным годом во всех сферах сотрудничества, включая культурный обмен в целом, то 2012 год проходил под знаком языка и литературы. 2013 и 2014 года были посвящены кино, театру и изобразительному искусству. А 2018 год уже был объявлен франко-российским годом языка и литературы.

Французская Республика, эффективно применяя инструментарий внешней культурной политики, на сегодняшний день продолжает сохранять собственную уникальную национальную идентичность и отстаивать национальные интересы, в то время как иные видные в недалеком прошлом культурные центры (к примеру, Германия и Италия) покорно «легли» под американский «каток», который нивелировал особенности национальной культуры. Именно по этой причине, опыт и пример внешнеполитической модели Французской Республики, в первую очередь, за последние несколько десятилетий, представляет очевидный научный, практический и общечеловеческий интерес, в том числе и для Российской Федерации.

В условиях усиления процессов глобализации, а точнее американизации современного мира, проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны встают наиболее остро. Такая великая европейская держава, как Франция, несмотря на ослабление своего культурного влияния в мире, пока еще успешно демонстрирует убедительный пример того, как благодаря целенаправленным усилиям государства культура Франции до сих пор остается надежным щитом национального самосознания и фактором духовной сплоченности народа Франции перед натиском американской культуры.

В связи с этим, можно утверждать, что будущее национальной культуры каждой страны во многом зависит от закрепившегося в обществе отношения к человеку и его возможностям творческого участия в преобразовании социальной среды. В этой связи культурная политика Франции, безусловно, является хорошим примером для подражания. А активизация культурного диалога России и Франции на государственном уровне будет только способствовать укреплению дружбы между народами двух стран.

Более того, стоит сказать, что на настоящем этапе российско-французские отношения испытывают потребность в выстраивании устойчивых стратегических ориентиров и целей их развития. Безусловно, использование потенциала экономического сотрудничества выступает в качестве ключевого элемента, но в настоящее время страны находятся в новых условиях, определяемых давлением международных экономических санкций, имеющих в основе явные политические разногласия. Поэтому сегодня скорее происходит наоборот: культурные связи оказывают влияние на политическое взаимодействие между странами, не давая свести это взаимодействие к нулю.

Таким образом, потенциал двустороннего сотрудничества в языковом и культурном плане дает множество возможностей для того, чтобы российско-французский диалог стал движущей силой во взаимоотношениях Москвы с Европой посредством французского посредничества, несмотря на имеющийся спектр серьезных противоречий.

Список использованной литературы:

  1. Бутенко И. А. (ред.) Культурная политика России: История и современность: Два взгляда на одну проблему. Москва: Либерея, 1998, - 54-55 с.
  2. Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. М.: Канон+ РООИ Реабилитация. 2014. – 26-27 с.
  3. Косенко С. И. «Мягкая сила» как фактор культурной дипломатии Франции // Знание. Понимание. Умение, № 1, 2014.
  4. Котенко В.А., Трифонов Ю.Н. Государственная культурная политика РФ и особенности её реализации на современном этапе. // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ, №6, 2017
  5. Кузьмин Е.И. Мир культуры: Международная мозаика: сравнительный анализ культурной политики зарубежных стран. М.: Либерея, 2009, - 207-208 с.
  6. Николаева Ю.В. Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции). // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, №12, 2011.
  7. Табаринцева-Романова К.М. Культурная политика и дипломатия Европейского союза. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. — 84-85 с.

Бахишева Эльвина Рашидовна, магистрант 2 года обучения направления подготовки «Политология» ФГБОУ ВО МГЛУ

 

 

Добавить комментарий